Приглашаются Все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии», тема месяца – Герой Советского Союза подробнее...


Формирование экологического сознания школьников в школе №41 (г. Тольятти, Самарская область)

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Давыдова Ирина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 41 г. Тольятти


"Дети Земли"
"Дети Земли"


Спасение планеты

зависит от изменения

нашей собственной системы

ценностей и нашего поведения.

Л.Браун

Экологические проблемы, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры человека. Поэтому для реального преобразования отношений «человек-природа» необходимо осуществить экологизацию общественного сознания. В преодолении экологического кризиса, как и в решении всех других глобальных проблем цивилизации, важная роль принадлежит образованию.

Система общественного образования возникла, чтобы воспитывать граждан людьми, способными понимать друг друга и сотрудничать на основе общих интересов. Для того чтобы система общественного образования могла выполнять эту благородную миссию, она должна быть ориентирована на освоение наиболее важных жизненных ценностей. Экологизация образования может стать фактором, способным обеспечить реализацию двуединой задачи: реформировать образование, связав его с жизнью и повысить уровень экологической грамотности населения, создав этим предпосылки для преодоления противоречий существующей экологической ситуации.

Реформирование системы образования должно осуществляться в направлении смещения акцентов в содержании преподаваемых дисциплин в сторону общечеловеческих ценностей, чтобы каждый обучаемый в процессе усвоения знаний по тому или иному предмету мог задуматься об ограниченности природных ресурсов, о необходимости и возможностях их эффективного использования. От уровня зрелости экологического мышления зависит успешность природоохранной и природопреобразующей деятельности. Кроме того, через отношение к природе формируется нравственное отношение к социальному окружению, ведь природа — это общий дом всего человечества и забота о нем предполагает учет интересов как ныне живущих, так и будущих поколений. Формирование развитого экологического мышления является основанием формирования экологической культуры, развития гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды.

Экологическая ситуация в нынешнее время такова, что современная школа должна не только обеспечивать возможности для развития личностных способностей, но и прививать учащимся поисковые склонности к овладению знаниями, усвоению их в максимально полном объеме. Для формирования экологической компетентности необходимо научить школьников мыслить широко и комплексно, чтобы в будущем преодолеть бесхозяйственное и безответственное отношение к природной среде.

МОУ СОШ №41 является профильным образовательным учреждением, а это значит,что учащиеся выбирают индивидуальную образовательную траекторию с целью освоения знаний, необходимых для поступления в ВУЗ. В школе реализуются следующие профили: химико-биологический, социально-экономический, филологический, физико-математический, информационно- технологический. Независимо от выбранного профиля, все учащиеся должны быть вовлечены в систему мероприятий, вырабатывающих толерантное отношение к окружающей среде. Выпускники школы обязаны знать, что уровень и качество жизни общества напрямую зависят от состояния природной среды, поэтому экологическая подготовка в объеме образовательного минимума должна быть обязательной для всех профилей. Экологическое образование не следует сводить к освоению экологических знаний, оно должно стать средством формирования активно-позитивного отношения к окружающей среде.

Сложившаяся экологическая ситуация формирует новые каноны культурности и образованности, они должны стать ориентирами для разработки инновационных педагогических технологий. В процессе экологического образования школа использует новые методы и формы развития экологической активности: конференции, дискуссии, семинары, ролевые игры, полевые практикумы, экологические клубы, компьютерные имитационные игры. Несмотря на многообразие применяемых форм организации обучения, урок остается его основной формой. Наиболее прогрессивным, с нашей точки зрения, является урок с использованием новых информационных технологий - медиаурок. Пополнение школьной медиатеки обучающими дисками по экологии, а также активное внедрение в педагогическую практику ИИП «КМ-Школа» позволяет подобрать необходимый учебный материал, грамотно построить урок и даже сконструировать различные виды тестов для учащихся. Новые информационные технологии значительно расширяют возможности педагога в подготовке материала, формирующего экологическое сознание учащихся. Представленный материал обладает достаточной наглядностью, позволяющей проиллюстрировать суть процессов и явлений, происходящих в природе под влиянием деятельности человека.

При изучении естественно - научных дисциплин необходимо постоянно акцентировать внимание на экологических проблемах, путях их решения. В этом могут помочь эксперименты с экологическим содержанием. Химико-биологические классы осуществляют исследовательские проекты в области экологии, принимают участие в городских конкурсах, акциях. Мы считаем, что эффективность экологического образования может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят обучаемого в положение исследователей и первооткрывателей. Целесообразно использовать элементы самостоятельного поиска информации, проблемного изучения вопросов взаимодействия человека и природы, наблюдения за природными процессами и хозяйственной деятельностью, чтение научно-популярной литературы, создание творческих работ учащимися, которые станут отражением результатов познавательной активности. В случае невозможности проведения некоторых экспериментов на базе школьной лаборатории рекомендуется налаживать связи с различными структурами социума, занимающимися изучением экологических проблем: Институт Экологии Волжского бассейна РАН, санитарно – промышленная лаборатория ООО «Тольяттикаучук», лаборатория контроля качества воды ОАО «АвтоВАЗ» и др.

При осуществлении исследовательских проектов учащиеся используют Базу знаний "КМ-Школы", что позволяет им рассмотреть проблему с различных сторон и получить исчерпывающую информацию. В исследовательских проектах учащимися могут быть затронуты различные экологические аспекты: загрязнение воды и воздуха, экологическое состояние почвы и т.д. Мы предлагаем проводить презентации работ учащихся в виде научно-практических конференций, диспутов, «круглых столов». Привлечение таких мультимедийных ресурсов ИИП "КМ-Школа", как анимированная иллюстрация с музыкальным сопровождением, мультимедиапанорама, энциклопедические статьи, содержащие гиперссылки на множество других сведений, трехмерные модели, позволяют сделать презентацию проекта содержательно насыщенной, обогатить знания эстетическими и эмоциональными впечатлениями. С целью формирования экологического сознания учащихся через систему ученического самоуправления мы предлагаем включить в его структуру сектор экологов. Сектор экологов реализует мероприятия по созданию экологически благоприятной среды в образовательном учреждении.

Учащиеся-экологи:

  • принимают участие в общешкольных, городских, областных конкурсах, акциях экологической направленности;
  • участвуют в изучении экологического состояния окружающей среды;
  • систематически проводят рейды по состоянию классных кабинетов;
  • на протяжении нескольких лет реализуют проект «Школьная клумба»;
  • отвечают за выпуск экологической газеты «Росток»;
  • проводят мероприятия по борьбе с курением.

Таким образом, формирование экологического сознания школьников должно стать одним из приоритетных направлений работы учебных заведений. Через урочную и внеурочную деятельность необходимо постоянно акцентировать внимание на экологических проблемах, путях их решения с целью расширения кругозора учащихся в сфере охраны окружающей среды и овладения конкретными знаниями, необходимыми для их будущей профессии.

Близкие статьи:
Экологическое мышление, Стая, Муравейник

Личные инструменты
организаторы проекта

Корпорация Intel

Компания ТрансТелеКом



Партнёры проекта

Project Harmony

РОЦИТ



Наши друзья


Жужа. Ежедневная сказка




Мы поддерживаем

РОЦИТ



Первое в России электронное еженедельное издание для незрячих 'Колесо познаний'

Новости науки и технологии для школьников