Конструктивизм
Конструктивизм исходит из того, что обучение – это активный процесс, в ходе которого люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Люди не получают идеи, а создают их. Эта идея основана на конструктивистских теориях Жана Пиаже). Часто цитируется его утверждение, что ребенок есть "зодчий собственного интеллекта". С позиции инструментализма под рукой у ученика должно быть все необходимое для его работы, в том числе и модели.
Конструктивизм - теория деятельности, согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.). Более того, переход от предметного действия к действию с моделями осваиваемых объектов и ситуаций составляет неотъемлемое условие формирования полноценных умственных способностей ребенка. Конструкционизм противопоставляется инструкционизму, который видит процесс обучения как передачу знаний от знающего к незнающему.
Основные предположения конструктивизма (по Кронье)
Категория | Предположение |
---|---|
Реальный мир | структурируется в нашем сознании, на основании наших действий и предположений |
Реальность | локальна и личностна для каждого из нас. Наши реальность сконструированы каждым из нас. |
Символы | это продукты культуры, которые используются для конструирования реальности |
Человеческий мозг | воспринимает и интерпретирует мир, конструируя символы |
Человеческие мысли | это представления, возникающие на основе восприятия и социального взаимодействия |
Понимание | объективно, существует независимо от человеческого мозга и является внешнем к человеку |
Методы конструктивизма
Средства конструктивизма
На базе конструктивизма сформировались различные подходы к обучению:
Конструктивисты: Пиаже, Дьюи, Келли,
- Cronje, J.C. and Brittz, B. (2005). Programming in the real world. Education as change. 9(2):131-161.
- Deubel, P. (2003). An investigation of behaviorist and cognitive approaches to instructional multimedia design. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia,12(1), 63-90. - http://www.ct4me.net/multimedia_design.htm
- Willis, J., & Wright, K.E. (2000). A general set of procedures for constructivist instructional design: The new R2D2 model. Educational Technology, 40(2), 5-20
- Gagne, R., Briggs, L. & Wager, W. (1992). Principles of Instructional Design (4th Ed.). Fort Worth, TX: HBJ College Publishers.