Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»
Вики-учебник Подготовка к ЕГЭ/Информатика/Алгоритмизация и программирование
Содержание |
Кодификатор
Код блока | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
---|---|---|
1. | Информационные процессы и системы | |
1.2 | Алгоритмизация и программирование | |
1.2.1. | Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | |
1.2.2. | Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл. | |
1.2.3. | Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные. | |
1.2.4. | Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.) | |
1.2.5. | Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры |
Обобщение изученного
Задачи для самостоятельного программирования
Школьник должен уметь писать правильно (с одной-двумя ошибками, исправляемыми при пробном запуске программы) небольшие (до 30 – 50 строк) фрагменты программ в пределах часа.
Примеры возможных задач (список не является исчерпывающим):
- суммирование массива;
- проверка упорядоченности массива;
- слияние двух упорядоченных массивов;
- сортировка (например, вставками);
- поиск заданной подстроки (скажем, "abc") в последовательности символов;
- поиск корня делением пополам;
- поиск наименьшего делителя целого числа;
- разложение целого числа на множители (простейший алгоритм);
- умножение двух многочленов.
Материал для изучения
Основы алгоритмизации (QBasic) (презентация на сервисе http://www.slideshare.net)
Материал, проверяемый ЕГЭ
На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:
- понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
- основные алгоритмические конструкции;
- основные элементы программирования.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации :
- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
- формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации :
- анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
- реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
Анализ выполнения заданий этой темы
Экзаменуемые отлично справились с заданием на анализ и исполнение алгоритма, записанного в виде блок-схемы (средний процент 83% при 77% выполнения в 2006 г. и 67% выполнения в 2005 г.; задания однотипные).
Задание на запись фрагмента алгоритма для исполнителя с фиксированным набором команд выполнили в среднем 85% экзаменуемых 2007 г. (87% – в июне 2006 г., 76% выполнения в 2005 г.).
Задание на использование переменных также не вызвало затруднений – средний процент выполнения в 2007 г. составил 82% при 80,5% выполнения в июне и 71% в июле 2006 г.
Задание повышенного уровня , проверяющее знание алгоритмов работы с массивами, в 2007 г. правильно выполнили 64% экзаменуемых при 66% в 2006 г. и 49% в 2005 г.
Традиционно хорошо выполняется задание базового уровня сложности на воспроизведение знаний и умений, проверяющее умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке. Средний процент его выполнения в 2007 г. составил 83% при 86% в 2006 г. (задание в 2007 г. было усложнено по сравнению с 2006 г.)
Задание на проверку умения формально исполнить алгоритм было отнесено комиссией к типу заданий на применение знаний в новой ситуации. 2007 г. - 46% (в 2006 г. этот показатель был равен 72%). Возможно, что в данном случае сработал эффект новизны: это задание было одним из трех, резко отличавшихся по стилю от заданий экзамена 2006 г., стоявших на тех же позициях.
Задание В, проверяющее умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, дало прогнозируемый для повышенного уровня сложности результат 61% выполнения при нормальном разбросе по вариантам – от 53% до 70%. В 2006 г. с ним справились 55% абитуриентов.
Два задания высокого уровня сложности с развернутым ответом оказались выполнены в 2007 г. хуже, чем в 2006: 28% в среднем для задания на запись алгоритма на естественном языке или языке программирования (при 40% в 2006 г.) и 36% в среднем для задания на анализ дерева игры при 41% в 2007 г.
Несмотря на то, что в формулировке задания С2 традиционно значится «запишите на русском языке или языке программирования», большинство экзаменующихся записывает ответ на известном им языке программирования. Данный факт закономерен, так как задание формально записать алгоритм на естественном языке является для школьников относительно новым. В современной российской школе уделяется недостаточно внимания (не только на информатике) обучению школьников умению грамотно и четко формулировать целостные логические (алгоритмические) высказывания на родном языке, в то время как упражнения на составление простых программ обработки массивов предполагаются большинством школьных программ по информатике.
В целом выполнение заданий этого раздела экзаменационной работы показало хорошее знание абитуриентами данной темы, что объясняется ее центральным положением в школьном курсе информатики и хорошо отработанным за годы развития предмета содержанием обучения.
Разбор заданий
В работе содержится 9 заданий из этого раздела, дающих максимальный первичный балл, равный 13 (что составляет 32,5% от максимального первичного балла за всю работу). Позиции заданий в варианте КИМ: А5, А6, А12, А18, В2, В5, В8, С2, С3. Уровень сложности, максимальный первичный балл и время выполнения определяется по спецификации. Обозначения: Б – базовый уровень, сложности, П – повышенный уровень сложности, В -высокий уровень сложности.
Материал для тренинга
Тест для проверки знаний по теме (частьА)
Рекомендуемые источники
- Елена Андреева, Ирина Фалина. Энциклопедия учителя информатики. Алгоритмизация и программирование.
- Язык программирования PASCAL в примерах
- Теория игр (Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)
- Задачи по программированиюУпражнения и задачи, призванные помочь в освоении основ языка программирования: задачи на работу с переменными базовых типов, на использование условного оператора, циклов, массивов, процедур и функций. Также есть задачи, в которых требуется либо использовать стандартные алгоритмы и структуры данных, либо придумывать свои. Большинство задач приводится вместе с решениями.
- Библиотека алгоритмов Описания алгоритмов и методов с примерами программ на C++: структуры данных, алгоритмы вычисления математических функций, сортировки, сжатия, компьютерной графики и вычислительной геометрии, генетические алгоритмы и нейронные сети. Подборка задач олимпиадного характера с решениями. Форум.
- Библиотека алгоритмов-2 Статьи по численным методам и алгоритмам вычислительной математики.
- Дискретная математика: алгоритмы Помимо теории сайт содержит интерактивные визуализаторы алгоритмов (Java-апплеты), демонстрирующие работу алгоритмов на заданных входных данных.
К разделу Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Информатика