Приглашаются Все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии», тема месяца – Проект Летний десант


Атомный ледокольный флот

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Гражданский атомный флот России

История создания

Ровно год без захода в порт!
Ровно год без захода в порт!

В связи с освоением и развитием районов российского Крайнего Севера стало актуальной задачей создание мощного атомного ледокольного флота в начале 50-х годов XX века. Было необходимо круглогодично обеспечивать грузопоток по Северному морскому пути: в Западную и Восточную Сибирь доставлялись гигантские объемы различных грузов для разработки месторождений и обустройства населенных мест, а назад шел поток продукции горнорудной промышленности, лесоматериалов, нефти, газа и других ресурсов. Для выполнения ледовой проводки в Арктике у атомных ледоколов были неоспоримые преимущества: автономность плавания 6-8 месяцев (Ледокол «Арктика» отработал без захода в какой-либо порт ровно 1 год - с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года!), ресурс ядерного топлива обеспечивает работу атомных ледоколов в течение 4-5 лет.

Хронология

С 1959 по 1991 год в СССР было построено 9 гражданских судов с ядерными энергетическими установками: 8 ледоколов и один лихтеровоз. Условно эти суда принято делить на три поколения.

1-ое поколение

Атомный ледокол «Ленин»

«Ленин»
«Ленин»
Удивляют и восхищают темпы создания первого отечественного атомного ледокола: решение о его строительстве было принято 20 ноября 1953 г., закладка состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде, а уже 5 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» принят в эксплуатацию! В создании ледокола принимали участие 510 предприятий и организаций страны. Так в короткие сроки был создан российский гражданский атомный флот.


2-ое поколение

Атомные ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал".


В период с июня 1971 г. по октябрь 1992 г. на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде были построены атомные ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал". В течение шести с половиной лет – с июня 1982 г. по январь 1988 г., работники Керченского судостроительного завода "Залив" имени Б.Е. Бутомы создавали лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Последний ледокол из этой серии - «50 лет Победы» - спущен на воду и с 1994 года достраивается на Балтийском заводе Санкт-Петербурга.

3-е поколение

Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач"

Ледокол "Таймыр"
Ледокол "Таймыр"


Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" были построены по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" в Финляндии в период с января 1985 г. по март 1989 г.. Атомный ледокол "Таймыр был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а "Вайгач" – 25 июля 1990 г..

Ледокол "Вайгач"
Ледокол "Вайгач"




Одновременно строились или переоборудовались суда атомно-технологического обслуживания, создавался флот транспортных судов усиленного ледового класса для работы на трассах Северного морского пути, которые были способны осуществлять грузоперевозки в Арктике не только в летние месяцы, но и поздней осенью и ранней весной. Так, благодаря работе атомных ледоколов, продолжительность навигации в Арктике была увеличена с трех месяцев до десяти, а в Западном секторе Арктики транспортные операции - практически круглый год.



Вехи истории

  • с 14 по 25 октября 1961 г. с борта атомного ледокола «Ленин» была высажена на льдину группа полярников станции СП-10 в районе острова Врангеля;
  • в мае 1971 г. успешно осуществлен высокоширотный рейс атомного ледокола «Ленин» и дизельного ледокола «Владивосток» с запада Арктики на Дальний Восток;
  • в августе 1977 г. впервые в мировой практике надводное судно – атомный ледокол «Арктика» - совершило рейс и достигло Северного полюса; в последующем рейсы атомоходов на Северный полюс совершались неоднократно с туристами на борту и стали обыденной в практике работы ледоколов;
  • в мае 1978 г. атомный ледокол «Сибирь» совершил сверхранний высокоширотный рейс с Запада на Дальний Восток;
  • в мае 1987 г. с помощью атомного ледокола «Сибирь» была проведена операция по спасению научной станции СП-27;
  • в осенне-зимний период 1983 г. и 1994 г. с помощью атомных ледоколов были вызволены в Восточном секторе Арктики из ледового плена и спасены транспортные суда;
  • с мая 1999 г. по май 2000 г. атомный ледокол «Арктика» отработал целый год без захода в порт города Мурманска, показав тем самым надежность судна на 25-м году своей эксплуатации;
  • в августе 2003 г. после комплекса работ по продлению ресурса вновь вышел на трассы Северного морского пути атомный ледокол «Арктика».


Этапы пути

  • Первый этап связан с атомным ледоколом «Ленин», который продемонстрировал надежность и безопасность судовой атомной энергетики. Ледоколу поручались проводки судов на самых тяжелых участках трассы Северного морского пути. Была подтверждена радиационная безопасность ядерной энергетической установки ледокола как для экипажа судна, так и для окружающей среды.
  • На втором этапе в строй вступили атомный ледокол «Арктика» (1975 г.) и атомный ледокол «Сибирь» (1978 г.). Они подтвердили экономическую целесообразность использования ядерно-энергетических установок на судах. Высокая надежность, неограниченность районов плавания и длительности навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей их работы.
  • На третьем этапе развития атомного флота произошло расширение класса атомных судов. Была построена серия линейных атомных ледоколов: «Россия» (1985 г.), «Советский Союз» (1989 г.) и «Ямал» (1993 г.) и два мелкосидящих однореакторных атомных ледокола: «Таймыр» (1989 г.) и «Вайгач» (1990 г.), а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» (1988 г).
  • Учитывая, что в обозримом будущем не предвидится создания на Крайнем Севере и в Арктических регионах Сибири альтернативной Северному морскому пути национальной транспортной магистрали, трасса остается важнейшей для хозяйственно-экономического развития этих регионов России. В настоящее время нет и альтернативы ледоколам с ядерной энергетической установкой, обеспечивающей стабильность и надежность мореплавания в арктических широтах: лишь атомные ледоколы позволяют обеспечить своевременную доставку жителям арктического побережья необходимого снабжения, без которого эти регионы просто не смогли бы выжить.
  • О перспективности ледокольного флота говорит и тот факт, что свой визит в Мурманскую область в апреле 2000 года Президент России В.В. Путин начал с посещения атомного ледокола «Россия».


Ледокол "Россия"
Ледокол "Россия"
Ледокол "Ямал"
Ледокол "Ямал"




Атомный ледокольный флот России насчитывает сейчас 6 атомных ледоколов: "Ямал", "Россия", "Арктика", "Таймыр", "Вайгач", "Советский Союз". Кроме этого, два атомных ледокола длительное время не выполняют своих функциональных обязанностей и находятся в порту: "Ленин" (с 1989 года), "Сибирь" (с 1993 года).





Атомный ледокол "Ленин" планируется в скором будущем установить на вечную стоянку у причалов города Мурманска (в районе Морского вокзала) и создать на нем Музей покорения и освоения Арктики.





В 2007 году планируется спустить на воду атомный ледокол "50 лет Победы".





Атомный ледокольный флот находится в собственности государства. Благодаря этому, Россия до сих пор сохраняет полный контроль на Северном морском пути и в Арктике в целом. Сейчас флот передан в доверительное управление ОАО "Мурманское морское пароходство".

Памятные знаки

Памятный знак ледоколу «Ермак» (Мурманск)














Ссылки по теме для любознательных

  • О ледоколах в Википедии [1][2]
  • Как был построен атомный ледокол "Ленин" [3]
  • Фотоальбом на Викискладе Википедии [4]
Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

мы поддерживаем

Образование