Приглашаются Все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии», тема месяца – Проект Летний десант
Дизайн привычных вещей
Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»
Дональд А. Норман The Design of Everyday Things
Семь принципов превращения сложной задачи в простую:
- Используйте одновременно и знание в вещах и знание в голове;
- Упрощайте структуру задач
- Делайте вещи зримыми: застраивайте пространство между Выполнением и Оценкой.
- Устанавливайте правильные взаимосвязи
- Используйте силу ограничений - естественных и искусственных.
- Планируйте и организуйте ошибки
- Когда все остальное не помогает, стандартизуйте деятельность.
Знания в вещах и знание в голове - http://www.uic.nnov.ru/pustyn/cgi-bin/htconvert.cgi?norman.txt
Легко показать, что наши знания и наша память плохо устроены и ведут к ошибкам. Так, исследования в школах показали, что ученики с трудом согласуют номера и буквы на телефонах. Профессиональные машинистки не могут по памяти правильно воспроизвести расположение клавиш печатной машинки. Однако, все ученики умеют пользоваться телефонами, а машинистки печатают быстро и аккуратно. Почему существует эта разница между точным поведением и неточным знанием? Потому что не всякое поведение требует хранения знания в голове. Знание может быть распределено - частично в голове, а частично в вещах. Точное поведение может возникать из неточного знания по следующим причинам:
- Информация в вещах. Большая часть информации, необходимой для выполнения задачи, хранится в вещах. Поведение - это сопоставление информации хранимой в памяти и информации хранимой в вещах.
- Большая точность зачастую не требуется.
- Существуют естественные ограничения. Сама природа вещей часто ограничивает возможные действия.
- Существуют культурные ограничения. Общество вырабатывает определенные соглашения, которые поддерживают социальное поведение. Один раз выученные, эти ограничения или нормы могут быть использованы во множестве ситуаций.
В повседневных ситуациях наше поведение определяется комбинацией наших внутренних знаний и внешней информации и внешних ограничений. Люди постоянно используют эти внешние возможности, которые помогают учить меньше и не так точно. Люди организуют свое жизненное пространство для того, чтобы оно поддерживало и упрощало их деятельность. Так, даже люди с нарушениями мозговых функций могут так обустроить свое поведение, что окружающие и даже коллеги по работе не смогут заметить их недостатков. Люди неумеющие читать могут скрывать свое неумение даже в ситуациях, которые требуют навыков чтения. Они просто знают, что от них требуется и организуют ситуацию таким образом, что их коллеги читают за них. То, что верно для необычных ситуаций, справедливо и в отношении обычных ситуаций и обычных людей - меняется только количество поддержки необходимой от окружающего мира.