Информатика сетевых сообществ

Материал из Летописи.ру «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах

Патаракин Евгений Дмитриевич

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук


[править] Общая характеристика исследования

[править] Актуальность темы исследования

Диссертационная работа посвящена актуальной научной задаче – раскрытию творческих и воспитательных возможностей обучения информатике, которые существуют в современных сетевых сообществах.

Информационные технологии изменяют способы нашего мышления и способы нашего общения с другими людьми.

Новые цифровые технологии могут освободить наш мозг от механических аспектов мышления для решения творческих задач. В.Ф. Турчин называет это метапереходом на новый уровень творчества. Новые объекты и новые технологии постоянно создают новые комбинации и создают ситуации никогда раньше не существовавшие. Чтобы соответствовать этим новым ситуациям необходима личность, способная к творчеству и творческому росту.

Задачи формирования творческой, экологически мыслящей личности во многом инициированы развитием электронной информационной среды. В этой среде мы будем вести и поиск средств для формирования такой личности.

Информатика сетевых сообществ становится инструментом для интеграции учебных дисциплин и новым полем для межпредметной учебной творческой деятельности. Компьютерные коммуникации формируют новую среду, к существованию в которой образование постепенно адаптируется так же, как это уже сделали бизнес, наука и здравоохранение.

Анализ возможных последствий воздействия новых технологических решений, новых информационных средств деятельности и познания на образование представлен в работах А.П. Ершова, Е.П. Велихова, А.Д. Иванникова, В.Ф. Турчина, М. Минского, С. Пейперта, Е. П. Полат, М.В. Моисеевой, А. Кея, Ю. Виленского, Р. Тинкера, Э. Брукман, А. Ренинджер.

Рост интереса к развивающим и воспитательным возможностям информатики во многом совпадает с происходящим в различных областях общественной жизни переходом от эгоцентричной и антропоцентричной позиции к пониманию общественного, самоорганизующегося характера деятельности и мышления.

Как отмечал философ Вилем Флуссер, практика общения с цифровой памятью приводит нас к пониманию того, что мы только узлы во всеобщей сети текущей информации. Эти узлы очень важны для сети, поскольку они получают, перерабатывают и передают информацию. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Философия науки, познания и творчества как совместной деятельности, для которой обязательно нужны другие люди, обязательно нужно взаимодействие, в рамках которого осуществляется перевод с одного языка на другие, пронизывает работы К. Поппера, М.Ю. Лотмана, В.Ф. Турчина, Ф. Варелы, У. Матураны, А. Лабори, Д. Лакоффа, М. Росне. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности. Эта позиция объединяет различные направления психологии и педагогики и мы находим ее подтверждение в работах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б. Фуллера, Дж. Келли, М. Шоу, Д. Гейнса, Д. Соломона, М. Смита, Дж. Лав, Е. Ланджер.

В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения сегодня еще мало заметны, но именно информатика и сетевые технологии готовят для них почву. Как правило, при обсуждении задач информатизации образования первоочередное внимание уделяется фундаментальным знаниям и практическим навыкам, которыми должны овладевать преподаватели и ученики. Цель данного исследования гораздо более скромна – установить и обосновать перечень информационных объектов, средств и агентов, которые должны окружать ученика, чтобы он в полной мере мог реализовать возможности своего обучения информатике. Такой подход близок философии инструментализма Дж. Дьюи и тому вниманию, которое уделяли вещам и средствам С. Френе, И. Иллич, а в наше время С. Пейперт, М. Минский, А. Кей и М. Резник. В последние годы интерес к этому направлению возрос и в связи с новыми техническими возможностями, и в связи с работами Дж. Лав и Э. Венгера в области сообществ практики. Большое внимание сообществам практики и объектам и средствам, вокруг которых они образуются, уделяют в своих работах Д.Баукер и С. Стар.

Модель учебного сетевого сообщества обмена знаниями является достаточно новой. Сетевые сообщества открывают перед учениками возможность пользоваться объектами и средствами, возможность участия в реальной деятельности и общении.

Информационные технологии многократно увеличивают возможности членов сообществ практики делиться своими знаниями и своими ресурсами. Развитие социального программного обеспечения, которое бурно происходит в последние годы, позволяет ученикам не только получать новые знания и наблюдать за деятельностью отдельных экспертов. Теперь ученики могут принимать легитимное участие в деятельности – создавать, публиковать, редактировать, аннотировать, отмечать и связывать между собой различные типы цифровых объектов. Информационные сервисы поисковых систем, систем извлечения и представления знаний, которыми пользуются члены профессиональных сообществ, становятся доступными для использования в учебных целях. Речь идет не о создании специальных педагогических объектов и средств, а об использовании образованием тех возможностей, которые уже существуют в сетевых сообществах.

Для теории и методики обучения информатике является актуальной проблема исследования возможностей, которые открывают перед педагогикой сетевые сообщества. Решение этой проблемы может привести к устранению несоответствия между тем педагогическим потенциалом, которым обладают сетевые сообщества и тем как этот потенциал используется высшим и средним образованием.


[править] Концепция исследования

В диссертационном исследовании мы исходили из следующей концепции исследования: использование модели сетевого учебного сообщества позволяет увидеть и реализовать скрытые развивающие и воспитательные возможности информатики. Эти возможности включают:

  • информационные ресурсы научных и творческих сетевых сообществ – цифровые объекты и сервисы;
  • богатые социальные отношения внутри сетевых сообществ, где развитие и продвижение каждого члена сообщества по сути равнозначно его обучению;
  • средства, которые позволяют наблюдать процессы развития и самоорганизации, протекающие непосредственно в самих сетевых сообществах

В рамках данной работы мы рассматриваем сетевое сообщество с нескольких точек зрения:

  1. Сетевое сообщество это - организационная форма деятельности, которая все шире используется в современном мире для построения обучаемых организаций, сообществ обмена знаниями. Внутри сетевых сообществ преподаватели могут эффективно решать творческие, учебные и воспитательные задачи.
  2. Сетевое сообщество это – социальные информационные технологии, которые поддерживают новые групповые или стайные способы размышления и деятельности. Эти технологии поддерживают учеников в выработке творческих решений, в воспитании основ сетевой этике, в решении учебных сетевых задач.
  3. Сетевое сообщество – это форма предоставление ученикам доступа к региональным информационным ресурсам, имеющим образовательное значение.
  4. Сетевое сообщество как существенная категория науки информатики. Мы можем с успехом использовать эту категорию для анализа событий, происходящих в различных областях науки и практики. Сетевое сообщество это множество непосредственно связанных между собой объектов или взаимодействующих агентов. Это одна из важных категорий современной информатики, которая используется в различных областях естественных и гуманитарных наук. Это концепция с которой связаны специальные формы мышления – децентрализованная модель, критическое мышление, экологическое мышление. С развитием вычислительных средств у нас появляются возможности поддерживать эти формы мышления.


[править] Проблема исследования

Проблема исследования заключается в неадекватности потенциальных возможностей, которые содержат сетевые сообщества для решения творческих, воспитательных и учебных задач курса информатики, и существующим уровнем использования этих возможностей в образовании. Между тем, как активно и успешно сетевые сообщества используются в окружающем школу мире и тем, как редко такие сообщества используются в рамках базового обучения, создается напряжение, которое и задает тему нашего исследования.


[править] Цель работы

Цель работы состоит в выявлении целостного комплекса требований к организации учебных сетевых сообществ, развитии интегративных подходов к созданию и использованию учебных сетевых сообществ, обосновании эффективности развиваемых подходов на основе экспериментальной апробации предлагаемой педагогической модели учебного сетевого сообщества для реализации творческих и воспитательных возможностей курса информатики.

[править] Гипотеза исследования

Гипотеза исследования состоит в том, что сетевые сообщества представляют собой полноценную учебную среду, которая необходима и достаточна для реализации творческих и воспитательных возможностей информатики. Внутри сетевых сообществ ученики могут быть вовлечены в стайную деятельность по использованию, созданию, видоизменению, обсуждению, аннотации и критике результатов деятельности; наблюдению сетевых феноменов развития сообщества и коллективного мышления.

[править] Объект исследования

Объект исследования – сетевые сообщества как среда для реализации творческих и воспитательных возможностей информатики.

[править] Предмет исследования

Информатика сетевых сообществ, предмет исследования

[править] Задачи исследования

  1. Рассмотреть педагогический потенциал сетевых сообществ и обосновать необходимость педагогической информатики сетевых сообществ, как отдельного направления организации учебного процесса.
  2. Обосновать необходимость использования среды сетевых сообществ для реализации творческих и воспитательных задач информатики. Рассмотреть воздействие информатики на современную теорию и практику познания и обучения. Показать значение сетевых сообществ, как категории информатики и отдельного направления современной компьютерной науки.
  3. Обосновать достаточность использования среды сетевых сообществ для реализации творческих и воспитательных задач информатики. Рассмотреть различные технологии организации современных сетевых сообществ, уделив внимание их педагогическим возможностям.
  4. Построить и апробировать модель учебного сетевого сообщества, поддерживающего совместную творческую деятельность учащихся.
  5. На основе модели учебного сетевого сообщества изучить полноту реализации творческих и воспитательных возможностей курса информатики.


[править] Значимость и новизна

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем.

  • Разработан новый методологический подход к решению вопросов реализации творческих и воспитательных возможностей курса информатики. В качестве полноценной среды для реализации этих возможностей предложены сетевые сообщества. Показано, что современная среда сетевых сообществ содержит все необходимые компоненты для реализации творческих и воспитательных возможностей информатики.
  • Разработаны теоретические основы создания и использования учебных сетевых сообществ. Обоснована возможность усиления фундаментальной направленности курса информатики в рамках сетевой деятельности на основе изучения информационных категорий сети, сообществ и самоорганизации.

Научная новизна исследования характеризуется:

  • Введением понятия «учебного сетевого сообщества» как совокупности цифровых коллекций, информационных сервисов, примеров преподавательской и учебной деятельности, и группы людей, использующих и преобразующих ресурсы сообщества в целях обучения.
  • Раскрытием новых возможностей, которые получает обучение в силу объединения пространства для коммуникации и пространства для конструктивной деятельности.
  • Использованием средств социального программного обеспечения для реализации всего спектра творческих и воспитательных возможностей курса информатики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для:

  • совершенствования системы вузовского, школьного и дополнительного обучения информатике на основе увеличения развивающей, практической и самоорганизующейся составляющей;
  • разработки программно-методических комплексов обучения информатике на базе социального программного обеспечения
  • разработки учебников и методических пособий по курсу информатики и информационных технологий для разных ступеней обучения.

[править] Положения исследования

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

  1. Педагогика сетевых сообществ является отдельным развивающимся направлением теории обучения. Учебная деятельность в среде сетевых сообществ является наиболее естественным путем для проникновения в сообщества обмена знаниями, где перед учениками открываются уникальные информационные, технологические и людские ресурсы.
  2. Среда сетевых сообществ необходима для полноценной реализации творческих и воспитательных возможностей информатики. Вне этой среды не могут быть успешно освоены навыки взаимодействия с сетевыми средствами, объектами, агентами и партнерами. Информатика сетевых сообществ – одно из направлений современной компьютерной науки. Категория «сетевое сообщество» принадлежит миру информатики и программирования. Освоение этой информационной категории в среде компьютерных сетей связаны с системным мышлением, совместной деятельностью и информационной грамотностью.
  3. Современные сетевые сообщества являются комплексной учебной средой, использование которой позволяет эффективно решать большинство развивающих и воспитательных задач информатики. Внутри оболочки сетевых сообществ ученики могут использовать, создавать и видоизменять цифровые объекты; обсуждать учебную деятельность и наблюдать стайные феномены коллективной деятельности и коллективного мышления. Современные сетевые технологии поддерживают инфраструктуру, которая обеспечивает необходимые возможности для эффективного личностного и коллективного познания: активное извлечение информации, экспериментирование с идеями, групповое обсуждение. Современные социальные программные средства являются перспективной средой для учебной деятельности. Деятельность в среде сетевых сообществ естественным образом связана с освоением таких важных для научного образования навыков как критическое мышление и коллективное творчество. Информационная среда современных сетевых сообществ содержит новую технологическую и методологическую основу для организации совместной учебной деятельности. В этой среде может быть с успехом организована коллективная творческая и воспитательная деятельность.
  4. Для теоретического исследования и практического воплощения предложена модель учебного сетевого сообщества. Структура данной модели на начальном этапе включает: открытые коллекции цифровых объектов, которые участники сообщества могут дополнять, редактировать, аннотировать, связывать и объединять; локальные и глобальные информационные сервисы, которые поддерживают взаимосвязь цифровых объектов; примеры деятельности с использованием цифровых коллекций и сервисов; долговременные открытые учебные проекты, в рамках происходит освоение сервисов и коллекций. На базе этой модели решаются развивающие и воспитательные задачи курса информатики, которые не могут быть решены вне сообществ.



организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel



Образование



Project Harmony