Информационные технологии в решении урбоэкологических проблем: нижегородский пример
Материал из Letopisi.Ru.
Информационные технологии в решении урбоэкологических проблем: нижегородский пример
В данной работе нами предпринята попытка рассмотреть проблему нарушения экологических прав граждан мегаполиса при незаконном или экологически необоснованном строительстве с позиций информационной составляющей этой проблемы. Саму названную проблему мы рассматриваем как пример типичной урбоэкологической тематики, содержащей в своей сути ряд информационных компонентов.
Перечислим главные из них:
- Неосведомленность граждан мегаполиса о своих экологических правах.
- Недоступность информации о планах на застройку города (как в масштабах всего мегаполиса, так и в конкретных микрорайонах) для простых граждан.
- Отсутствие информационно-юридической поддержки граждан, пытающихся отстоять свои права через суд или иные формы протеста.
- Неосведомленность (умышленная или непреднамеренная) застройщиков по поводу экологической экспертизы своей деятельности, а также об общественных правах.
- Отсутствие общего информационного поля для природоохранных организаций (в том числе НКО), занимающихся оказанием помощи гражданам в защите их экологических прав.
Постановка проблемы
В последние годы в Нижнем Новгороде и Нижегородской области активными темпами разворачивается градостроительная деятельность. При этом мнение общественности (граждан, объединений) фактически не учитывается, что приводит к возникновению множества конфликтов между населением и застройщиками. Очень плотная застройка почти лишила людей дворов, зелени, но обеспечили их близко расположенными к жилым домам автозаправочными станциями, стоянками, мини-маркетами, торговыми центрами и другими объектами, не улучшающими здоровье населения и окружающую среду города. Суды и органы прокуратуры завалены заявлениями граждан о нарушении их экологических прав. Средства массовой информации постоянно поднимают тему застройки городов и других населённых пунктов Нижегородской области, в том числе посредством прямых эфиров с участием всех заинтересованных сторон (потерпевших, строителей и представителей власти). Регулярно проводятся митинги, пикеты, акции (как санкционированные, так и спонтанные), устроенные возмущёнными нижегородцами. С каждым днём таких мероприятий всё больше, но проблема незаконной застройки в Нижнем Новгороде и Нижегородской области конструктивно не решается по сей день. Конечно, было несколько показательных «порок» таких застройщиков администрацией, но это были мелкие и незначительные объекты. Да и сами эти «процессы» оказались незаконными, что дискредитировало саму идею борьбы с подобным строительством. А крупные объекты рьяно защищаются властями и силовыми структурами. Областные и городские власти не предпринимают никаких действий к исправлению данной ситуации, а иногда и способствуют её образованию. В связи с этим граждане вынуждены обращаться в прокуратуру и судебные органы.
В юридическую общественную приёмную, организованную на базе Экологического центра «Дронт», также поступает множество заявлений от жителей города и области о том, что при осуществлении той или иной строительной (хозяйственной) деятельности нарушаются их права на благоприятную окружающую среду, на получение своевременной и полной информации о намечаемой деятельности. Анализ этих заявлений выявил, что, в основном, городское население элементарно не знает своих экологических прав. Знание же этих прав поможет снизить социальную напряжённость, предотвратит многие конфликты, отработает процедуру учёта мнения граждан и общественных организаций, будет способствовать формированию активной гражданской позиции различных слоёв населения в сфере защиты экологических прав и интересов.
Государственные органы подчас не имеют возможности проследить за каждой стройкой, тем более за маленьким объектом (например, за строительством стоянки). Недобросовестные застройщики пользуются этим и возводят объекты без необходимых на то разрешений и исследований, совершенно забывая, о том, что могут причинить непоправимый вред здоровью и жизни граждан, а также окружающей среде. Да и государственные организации подчас выдают неправомерные заключения и распоряжения, думая, прежде всего, о собственной выгоде, а не о безопасности людей.
Какие же способы защиты существуют в нынешней российской действительности (1):
- Любая хозяйственная или иная деятельность(в данном случае строительная), оказывающая воздействие на окружающую среду, должна проходить государственную экологическую экспертизу. Это есть обязанность заказчиков строительства, закреплённая в Федеральном Законе «Об экологической экспертизе».
- Заинтересованные граждане имеют возможность участвовать в соответствии с российским законодательством в процессе проведения экологической экспертизы и делать свои замечания к проекту намечаемой деятельности.
- Граждане могут быть инициаторами проведения общественной экологической экспертизы, до принятия решения о реализации объекта заинтересованная общественность имеет право на получение достоверной информации о намечаемой хозяйственной или иной деятельности и на внесение предложений об изменении проекта. Для этого в Российской Федерации существует процедура проведения общественных слушаний.
- Из нижегородской практики можно отметить ещё один эффективный способ предотвращения нарушений экологических прав - это создание товариществ собственников жилья.
- Распространённый способ защиты своих прав на благоприятную окружающую среду- это проведение пикетов, митингов, демонстраций и шествий.
- Обращение в суд (самый сложный, долгий, но довольно действенный способ по восстановлению нарушенных экологических прав).
В нашей работе мы предлагаем способы содействия решению указанной проблемы с информационных позиций. Суть рекомендаций состоит, в частности, в следующем:
- Необходима разработка и активное использование специализированного сайта для граждан по вопросам защиты экологических прав горожан.
- Общественные приемные НКО должны создавать информационную базу «прецедентов», примеров, которые позволяют анализировать различные возникающие ситуации и эффективно разрешать их.
- Необходимо формирование общего информационного поля для всех организаций (государственных и НКО), занимающихся этой проблематикой, например, на базе специализированного сайта в Интернете.
- Большую роль в просвещении населения, а также выявлении «узких мест» проблемы и случаев ущемления прав горожан должны сыграть специально подготовленные анкеты и опросники. К решению технической стороны опроса следует шире привлекать молодежь и волонтеров.
- Активное издание и распространение брошюр и листовок, посвященных проблематике защиты экологических прав граждан.
- Интенсивное использование горячих телефонных линий, интерактивных опросов на каналах местного телевидения, радио.