Методическая разработка дистанционного курса «Живое право» для учащихся 10 классов
Материал из Летописи.ру «Время вернуться домой»
Работа - участник конкурса Школьникам-исследователям
Автор конкурсной работы: Галина Васильева, тьютор Пушкиногорского РРЦ Псковской области, учитель истории и права МОУ «Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа им.А.С.Пушкина».
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.(Китайская мудрость )
Наименование выбранного учебного предмета профильного обучения – Право
1. Введение в курс «Живое право»».
2. Учебно - тематический план курса.
3. Модуль 1. «Заинтересовать – значит заставить задуматься»
3.1.Цели и задачи курса. Сроки обучения. Ожидаемые результаты.
3.2. Тема, проблемный вопрос, вопросы учебной темы, темы для исследований.
4. Модуль 2 «Мысль не претворенная в действие, немногого стоит».
4.1. Словарь исследователя.
4.2. Общий ход выполнения исследовательской работы
4.3. Критерии оценки работы.
5. Модуль 3 «Самостоятельность – прежде всего»
5.1. В помощь ученику (материалы учителя)
5.2.Примерное описание хода исследований учащихся.
6. Модуль 4 «…Лишь немногие проблемы имеют только одно решение».
7. Модуль 5 «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит».
8. Модуль 6 Контроль знаний.
1.В школе мы стараемся дать нашим детям как можно больше знаний, но часто мы не связываем обучение с жизнью. Знания получаются «мертвыми». Ребенку такие знания не – нужны, они не дадут ему возможность социализироваться в будущей жизни. В связи с этим, профильный курс по праву представляю в виде проекта. Тема проекта актуальна для старшего школьного возраста. Организационная форма работы: проектная работа (проект дистанционный, исследовательский, практико – ориентированный, предметный, средней продолжительности, групповой).
Информационные ресурсы для учителя:
http://www.vio.fio.ru - «Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»
http://www.kapitonov.ru/RUS/Page_004_Short_Term.htm - критериальный подход в обучении
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.
Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе: Методическое пособие / Под ред. И.Д. Чечель. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.
Обухов А.С.№4 2003 г. Исследовательская работа школьников Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать?
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2000.
Как будет проходить обучение?
На сайте будет дана информация для десятиклассников. Дорогие десятиклассники! Скоро вы уйдете из стен школы, родительского дома и вступите в новую, совсем взрослую жизнь. Вам нужно будет отстаивать собственную точку зрения, сотрудничать с другими людьми, строить планы, возможно, проводить исследования. Сможете ли вы адаптироваться к новым условиям, новым людям, сможете ли защитить себя, будете вы ли жить так, чтобы не приносить вред окружающим людям? Вопросов много. Как найти ответ? Я предлагаю вам пройти практико- ориентированный дистанционный курс по предмету- право. Если вы заинтересовались, вам необходимо завести электронный почтовый ящик и выслать мне пробное письмо (lis_ga@rambler.ru), в течении 2 – х дней. После получения вашего письма вам будет выслан учебно- тематический план курса и материалы модуля
1. Необходимо с ними ознакомиться, выбрать тему для исследования и в течении недели 1)зайти на сайт или school.iot.ru
2)зарегистрироваться
3)ознакомится на заглавной странице Летописей с правилами работы в системе /index.php/Правила игры;
4) создать персональную страничку участника курса, кратко написать о себе (с указанием выбранной темы для исследования, возможно предложить свою тему ).
5)пометить свою страничку категорией «Дистанционный курс «Живое право»»
Затем вам будут высланы материалы модуля 2 и адреса почтовых ящиков тех ребят, которые выбрали такую же тему для исследования. Обучение будет проходить в группах по модулям, согласно учебно- тематическому плану. После окончания курса вам необходимо пройти контроль знаний.
2. Учебно-тематический план курса:
№ п/п | Название модуля | Ход работы | Форма общения и представления результата работы | Сроки работы по модулю |
---|---|---|---|---|
Введение в курс «Живое право» | Знакомство слушателей курса. Формирование групп. | Электронная почта. Создание личной страницы | 5 дней | |
1. | «Заинтересовать – значит заставить задуматься» | Цели и задачи курса. Сроки обучения. Ожидаемые результаты. | Электронная почта. Публикация на сайте | 1 неделя |
2. | «Мысль не претворенная в действие, немногого стоит» | Этап созидания, творения нового знания, организация исследовательской работы, разработка критериев оценивания работы. | Электронная почта. Публикация на сайте | 2 недели |
3. | «Самостоятельность – прежде всего» | Поиск информации, проведение социологического опроса, обработка результатов анкетирования, оформление результатов работы | Электронная почта, форум «Как правильнее организовать исследование?» Представление результата исследования | 3 недели |
4. | «…Лишь немногие проблемы имеют только одно решение» | Уточнение информации, корректировка, внесение изменений, дополнения | Электронная почта | 5 дней |
5. | «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит» | Этап социализации, показа своих наработок, идей, представление результата работы, оценивание работы групп, рефлексия | Публикация на сайте работ или аннотаций хода исследования. Заполнение «Выходной карты» | 3 дня |
6. | Контроль знаний | Электронная почта. Итоговая работа по курсу | 2 дня |
3. Модуль 1. Цели и задачи курса. Сроки обучения. Ожидаемые результаты.
Задание - ознакомьтесь с материалами, выберите тему для исследования.
3.1.Цели курса: дидактические
1)формирование умения увидеть большое в малом;
2) умение увидеть проблему и наметить пути решения
3) формирование правовой культуры, активной жизненной позиции
Методические задачи:
1) учиться находить, анализировать, обобщать информацию;
2)учиться навыкам исследовательской работы: умению формулировать проблемные вопросы, ставить цель работы, определять ход работы, методы работы, формулировать выводы, определять перспективы дальнейшей работы;
3) учиться составлять анкеты, проводить социологический опрос и обрабатывать результаты;
4) совершенствовать навыки дистанционной работы;
5) создавать презентации, диаграммы, буклеты;
Воспитательные цели:
1) воспитание толерантного отношения друг к другу
2) умения сотрудничать, приобретать навыки коммуникативной культуры, дистанционного общения
Требования к уровню компьютерной подготовки: слушатели должны иметь навыки начального пользователя, включая знания основ работы в Интернете.
Ожидаемые результаты: учащиеся приобретут навыки исследовательской деятельности, дистанционного обучения.
Слушатели курса: учащиеся 10 профильного класса
Необходимое оборудование: Компьютер, доступ в интернет.
Срок обучения 2 месяца
Форма обучения: заочная
3.2.Тема курса – Основы отраслевых прав. Творческое название курса: «Живое право»
Проблемный вопрос: Права человека: реальность или мечта идеалистов?
Вопросы учебной темы 1.Права ребенка. Я их знаю? Соблюдаю? Умею защитить?
2.В чем заключаются мои права и обязанности в школе?
3.Каковы права и обязанности ребенка в семье?
4.Что мне полезно знать из трудового кодекса? И зачем мне это нужно.
5.Кто такой омбудсмен и нужен ли он?
Перечень тем исследований школьников
1. Мои права и обязанности в школе.
2.«Семья- это общество в миниатюре» или Права ребенка в семье
3.«Труд, который нравится перестает быть трудом» или Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
4.Права ребенка: знаю, реализую, защищаю.
5.Омбудсмен – это ???
4.Модуль 2 «Мысль не претворенная в действие, немногого стоит»
Этап созидания, творения нового знания, организация исследовательской работы, разработка критериев оценивания работы.
Задание -
ознакомьтесь со словарем начинающего исследователя, общим ходом выполнения исследовательской работы, критериями оценки результата работы; определите цель своего исследования в рамках вашей темы, методы исследования, наметьте ход исследования, подумайте над результатом работы. Посоветуйтесь в группе, распределите обязанности в группе (что делать), составьте окончательный план и опубликуйте его на странице курса, в разделе «План исследования».
4.1.Словарь начинающего исследователя:
Актуальность – важность, значительность, современность выбранной проблемы, темы.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Аргумент – суждение, довод, приводимый в подтверждение истинности другого суждения.
Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Задача исследования - конкретная целевая установка, раскрывающая содержание предмета исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, это то, что противостоит познающему субъекту.
Проблема - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении чего-либо.
Предмет исследования – то, что находится в границах объекта и изучается в данном исследовании, это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает объект, выделяя при этом главные признаки объекта.
Цель исследования – ожидаемый конечный результат.
Более подробно с разъяснением этих понятий можно ознакомиться в «Концепции развития исследовательской деятельности учащихся» по адресу http://www.researcher.ru
(Авторы: Алексеев Никита Глебович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук; Леонтович Александр Владимирович, директор ДНТТМ; Обухов Алексей Сергеевич, кандидат психологических наук; Фомина Людмила Филипповна, главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ.)
4.2. Общий ход выполнения исследовательской работы:
1. Подготовительный этап:
Выбор темы исследования в рамках общей темы.
Определение цели работы. Формулирование рабочей гипотезы. Определение этапов выполнения работы.
2. Основной этап:
Поиск и изучение информационных ресурсов по теме исследования.
Выбор методов исследования. Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. Оформление результата исследования. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными.
3. Заключительный этап. Представление и защита работы. Определение направлений дальнейшей работы.
4.3.Критерии оценки письменной исследовательской работы.•
Соответствие темы, содержания исследовательской работы заявленной тематике;
• Умение корректно сформулировать цель, тему и проблему своей исследовательской работы, обозначить актуальность;
• Наличие литературного обзора;
• Содержательный уровень анализа темы, проблемы, обоснования исследовательских методов;
• Логически грамотное построение содержания всей работы (сопоставления, расчеты, оценки, проекты);
• Умение сформулировать результат своего исследования;
• Уровень самостоятельного выполнения и его отражение в исследовательской работе (личный вклад учащегося);
• Оформление исследовательской работы (титульный лист, план, список литературы, грамотность, цитирование и т.п.).
Критерии оценки презентации.-
важно, что бы ваша презентация продемонстрировала способность к анализу, синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.);
содержание презентации должно соответствовать утвержденному Минимуму знаний по предмету и Стандартам обучения;
укажите тему своего исследования, проблемный вопрос, цели, методы, ход работы, выводы, информационные ресурсы;
используйте короткие предложения;
заголовки формулируйте кратко, понятно;
Критерии оценки буклета.
1. Не забудь про название.
2. Укажи имя автора, нет ничего слаще собственного имени.
3. Продумай, для какой цели ты выпускаешь буклет.
4. Не забудь, что твоя публикация должна отражать тему исследования, основополагающий вопрос.
5. Используй короткие заголовки, цитаты.
6. Привлеки внимание полезной информацией.
7. Используй рисунки, но все должно быть в меру.
8. Не забудь про эстетичность оформления.
5. Модуль 3 .«Самостоятельность – прежде всего»
Изучите методические материалы (подготовленные учителем), проведите исследование согласно плану работы вашей группы, оформите результат вашей работы, отправьте свою групповую итоговую работу по электронной почте (преподавателю, всем участникам курса)
5.1 Материалы, подготовленные учителем.
Использование Интернет-ресурсов по теме исследования.
Обращаясь к интернет- ресурсам, не забывайте записывать его адрес, с указанием краткой информации, какую информацию можно получить, не нарушайте авторские права.
Какую консультацию и у кого мы можем получить в своей школе :
Учитель права – проконсультирует по темам исследования
Учитель русского языка – поможет грамотно оформить исследовательскую работу
Учитель информатики- обеспечит техническую сторону размещения ваших материалов, общения в группе и т.п.
Психолог- поможет провести социологический опрос
«Интервью: что это такое и как его проводить».
1.Чем меньше вопросов, тем надежнее с точки зрения получения исследователем информации.
2.Порядок, последовательность вопросов, как представляется, должна быть следующей: от наиболее общих вопросов к конкретным, от простых по степени сложности к более сложным и запутанным вопросам.
3.Вопросы желательно задавать в логической последовательности, с учетом того, чтобы ответы не испытывали на себе влияние предшествующих вопросов.
4.Может быть открытый вопрос - например, «Что, по Вашему мнению, следует предпринимать в первую очередь для того, чтобы люди лучше соблюдали законы?».
5.Когда сущность, тенденции, структура и особенности явления хорошо изучены, то предпочитают вопросы с предварительно сформулированными ответами — закрытые вопросы. Например: «Какие последствия влечет за собой для гражданина лишение родительских прав в отношении своих детей?» Предполагаемые ответы: — увольнение с работы;
— административный штраф;
— потеря прав на воспитание детей;
— затрудняюсь ответить.
6.Могут применяться смешанные вопросы. Смешанными они называются потому, что не являются полностью открытыми или полностью закрытыми. Например, ответы на вопрос: «Как Вы думаете, почему люди соблюдают законы?» — могут быть такими: — потому, что законы защищают личные права и интересы граждан; — соблюдение законов вошло в привычку; — если нарушить закон, то осудят родные и знакомые;
7. С учетом функций вопросов выделяются также отсеивающие, основные, контрольные вопросы. В качестве примера отсеивающего вопроса можно привести следующий: «Знаете ли Вы, что понимается под правами человека?» Предполагаемые ответы: — да; нет.
8.Использование основных вопросов позволяет получить конкретную социологическую информацию.
9.Контрольные вопросы имеют целью проверку истинности ответа на основные вопросы, проверку объективности получаемых из них сведений.
10.Могут задаваться вопросы, ответ на которые требует более подробных и глубоких познаний об изучаемом явлении, предмете предшествующих вопросов (например, «Правильно ли сказать, что Уполномоченный по правам человека в РФ— омбудсмен»).
11. Косвенный вопрос может выглядеть и в виде предлагаемого лицу ряда утверждений, из которых требуется выбрать одно как наиболее правильное. Косвенный вопрос может быть поставлен так: «Как, согласно закону, должен заключаться договор займа денег на сумму свыше 1000 рублей?» Предполагаемые ответы: — достаточно устного соглашения при свидетелях;
— необходимо оформить договор письменно;
— необходимо письменный договор заверить у нотариуса;
«Анкета» (пример для учащихся)
1. Что такое в вашем понимании права человека?
2.Какие виды прав человека зафиксированы в международном и российском законодательстве?
3. В каких нормативно - правовых актах (законах) наиболее полно и понятно, на ваш взгляд, представлены права человека ?
4.Какие из перечисленных ниже прав и свобод вы считаете наиболее значимыми для развития российского общества: А) свобода совести Б) свобода слова В) свобода информации Г) свобода передвижения Д) равноправие перед законом Е) право на приобщение к родной культуре Ж) право на уважение чести и достоинства 3) право за образование И) право на труд К) право на участие в управлении делами государства Л) свобода объединений, собраний, манифестаций К) иное
5. Какие из перечисленных ниже прав человека наиболее часто нарушаются в Российской Федерации: А) свобода совести Б) свобода слова В) свобода информации Г) свобода передвижения Д) равноправие перед законом Е) право на приобщение к родной культуре Ж) право на уважение чести и достоинства
6. Нарушались ли когда- нибудь ваши права?
7.Обращались ли вы когда- нибудь за помощью, чтобы защитить свои права?
8.Знаете ли вы какие существуют организации по защите прав человека вашей области, районе?
9.Знаете ли вы кто такой омбудсмен?
Критерии составления анкеты.
1. Прежде чем составлять анкету, прочитай внимательно статью Интервьюирование.
2. Не составлять в анкете более 15 вопросов.
3. Вопросы анкеты должны быть составлены так, чтобы они отражали тему вашего исследования, чтобы вы получили ответ на свои проблемные (учебные вопросы), основополагающий вопрос.
4. Обработайте анкету и представьте ее результаты в M.Excel.
Ход исследований учащихся по темам
Тема исследования №1 Проблема – Трудовое право
Темы для исследования №2 Проблема: Как чувствовать себя в школе комфортно и безопасно.
Темы исследований №3 Проблема - права ребенка
Темы исследований №4 Проблема - Семейное право
Темы исследований № 5 Проблема Защита прав человека
Общие методы исследования: социологический(проведение интервью, анкетирование), метод анализа, сравнения, описания, обобщения.
6. Модуль 4 «…Лишь немногие проблемы имеют только одно решение».
Начинается этап уточнения информации, корректировки, внесения изменений, дополнений. Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их друг другу, преподавателю по почте или на форуме.
7. Модуль 5 «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит».
Начинается этап показа наработок группы, представление результата работы, оценивание работы групп и рефлексия.
Критерии оценки работы групп + (удалось больше всего) - (этому следует стараться) 1.Логичность построения материала. 2.Доказательность принимаемых решений. 3.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему. 4.Умение аргументировать свои заключения, делать выводы. 5.Эстетика оформления результата работы.
Рефлексия.
Заполните (индивидуально) выходную карту и отошлите ее преподавателю.
1. Самая важная идея курса.
2. Самая спорная идея курса.
3. Самое трудное задание.
4. «Изюминка» занятий.
5. Цвет занятий.
8.Модуль 6 Контроль знаний
Итоговая работа (примерный вариант, исходя из заявленных тем для исследования) Выполните работу индивидуально и отошлите ее преподавателю.
1. Назовите главных защитников прав ребенка?
2. Какие вам известны организации, защищающие права ребенка?
3. Как называется форма защиты личных и имущественных прав граждан, которая устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет?
4.Может ли организация отказать (в связи с большим объемом работ) 17-летней работнице в предоставлении отпуска?
4.Нецензурная брань учащихся в школе – это издержки культуры или противоправное деяние?
5. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?
6. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать? Обоснуйте свое мнение.
7. Каким образом и за что школьника могут исключить из школы?
8.Какие источники трудового права вам известны?
9.С какого возраста наступает полная трудовая правоспособность ?