Предпрофильная подготовка
Материал из Летописи.ру «Время вернуться домой»
Понятие предпрофильной подготовки новое для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и в Концепции профильного обучения, где сказано, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002г. № 2783) и Рекомендациями об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ на 2003-2004 учебный год (приложение к письму МО РФ от 20.08.2003г. № 03-51-157 ин\ 13-03) была организована информационная работа в 2004-2005 учебном году в 8 классах по введению предпрофильной подготовки и непосредственно предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов в 2005-2006 учебном году.
[править] Основные составляющие предпрофильной подготовки
Основными составляющими предпрофильной (Концепция профильного обучения) являются:
- Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.
- Создание муниципальной образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения, обладающие ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения. В сеть также должны войти муниципальные методические и психологические службы.
- Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. В каждом муниципальном образовании рекомендовано создание «образовательной карты», содержащей подробную информацию о всех учреждениях на территории района, на базе которых предполагается осуществить предпрофильную подготовку и профильное обучение.
- Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.
- Новые формы итоговой аттестации выпускников основной ступени, переход к более объективной «внешней», проводимой муниципальными (районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен «внутришкольной» формы итоговой аттестации.
- Построение образовательного рейтинга выпускника основной школы, основными составляющими рейтинга должны стать:
- результаты итоговой аттестации ("внешней");
- «портфолио», т. е. совокупность индивидуальных образователь-ных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во внеурочной деятельности.
[править] Содержание предпрофильной подготовки
В соответствии с федеральным базисным планом (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312) предпрофильная подготовка вводится за счет часов учебного предмета «Технология» и часов регионального компонента. Объем подготовки учащихся равен 105 учебным часам в год (по 3 часа в неделю при 35 учебных неделях).
Предпрофильная подготовка направлена на обеспечение выбора, как профиля, так и места и формы продолжения образования, дальнейшего трудоустройства и состоит из:
- предпрофильных курсов по выбору;
- информационной работы и профильной ориентации (ориентационной работы) учащихся.
Распределение часов в предпрофильной подготовке
Содержание предпрофильной подготовки | Часы в год | Часы в неделю |
---|---|---|
Курсы по выбору | 70 | 2 |
| 35 | 1 |
Итого: | 105 | 3 |
[править] Деятельность экспериментальных районов по реализации идеи предпрофильной подготовки
В 2003-2004 учебном году проходил 1 этап эксперимента, в ходе которого осуществлялась апробация предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов в 10 субъектах Российской Федерации. Эксперимент проводился в 266 ОУ, 50 из которых расположены в сельских районах. В нем приняли участие более 27 ты-сяч учащихся и более 4,5 тысяч педагогических работников.
В школах Хабаровского края осуществляется апробация предпрофильной подготовки с 2004-2005 г., 2003-2004г. - подготовительный этап.