С.Пейперт "Чтобы помочь школам, нужны усилия всего штата"
Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»
Чтобы помочь школам, нужны усилия всего штата. Сеймур Пейперт
Опубликовано в Bangor Daily News, Sunday Edition, December 8, 2001 http://www.papert.org/articles/ItTakesAState.html
Когда речь заходит о проекте оснащения всех школ штата персональными компьютерыми, часто задается один и тот же вопрос: "Как они сделают так, чтобы компьютеры действительно использовались по назначению?" Мой ответ такой: вы неправильно задаете вопрос. Они (под которыми мы подразумеваем губернатора, департамент образования и учителей вашей школы) сделают все, что от них зависит. В качестве первого шага наш руководитель департамента Дюк Албаниз принял на работу одного из лучших школьных администраторов штата для того, чтобы он привлекал к проекту школьных учителей. Но чего бы ОНИ не делали, этого не будет достаточно. Вопрос в том, что МЫ - все люди, которые живут в этом штате, будут делать для того, чтобы этот проект состоялся.
Мы не должны считать проект по введению в школы ноутбуков "инициативой губернатора". Мы должны отдать должное Ангусу Кингу за его заслуги в деле развития образования. Однако проект станет успешным, только если его поддержат все жители штата. Он должен стать НАШЕЙ инициативой. Даже те, кто считали, что деньгам можно найти лучшее применение, могут сослужить хорошую службу своему штату и своими детям, помогая этому проекту.
Освоение начинается с осознания чувства принадлежности. Если молодые люди будут чувствовать гордость за свой штат и за свою школу, это будет для них хорошим началом к освоению учебных инструментов. Они будут знать, что за тем, что они делают, наблюдают люди не только из их штата или их страны, но из всего мира. Они будут знать, что от того, насколько хорошо они будут справляться со своими задачами, будет зависить то, получат ли их младшие браться и сестры, а также миллионы их сверстников со всего мира доступ к компьютерам.
Другой вопрос связан с обменом знаниями. Многие образовательные реформы провалились, потому, что родители не понимали или не смогли принять то, что делали их дети. Помните проект "Новая Математика?" В этот раз нам придется иметь дело с многими людьми у которых нет личного опыта, необходимого для понимания тех путей, с помощью которых цифровые медиа средства помогут способствовать развитию интеллекта. Те, у кого такой опыт есть, могут сделать свой вклад в успех новой инициативы, помогая другим понять потенциал этого проекта. Эта помощь повлияет не только на использование компьютеров. Компьютеры станут лишь катализаторами в превращении сообществ в "учебные сообщества".
Учителям тоже нужна моральная, а иногда и техническая поддержка. В качестве шага в этом направлении я, с помощью Университета штата Мейн, работаю над созданием "системы поддержки", основанной на добровольческой помощи учителям, которые сталкиваются в своей работе с техническими проблемами. Но мы должны действовать в духе Интернет эпохи, в которой мы живем - не ждать, пока за нас все решат гуру-академики или государственные чиновники, а делать это самим в своем сообществе. Возможно, для этого может хватить визита в школу.
Взаимная помощь всегда лучше односторонней. Мой коллега Джим Мултон занимается вместе со своими школьниками изучением лобстеров с помощью компьютеров. Дети развивают навыки владения компьютером, исследовательские навыки; кроме того, в процессе работы у них формируется сознание того, что они делают что-то полезное для своего штата. В нашем штате мне известны десятки и сотни таких дел, участие в которых наших детей может принести взаимную пользу, если организовать его с помощью школ, общественных организаций или индивидуальных контактов. Здесь начинается настоящее волшебство: компьютеры помогут детям сделать гораздо большее, чем то, на что, как мы думаем, они способны.
Многие люди, работающие в образовании, уже корректируют свои планы работы с прицелом на эту инициативу. Многие исследвоатели, работающие в университетах, корректируют свои исследования в соответствии с ситуацией, которая возникнет после внедрения в школах ноутбуков. По крайней мере одна софтверная компания в Мейне рассматривает возможность создания образовательного программного обеспечения нового поколения для местного и международного рынка. Мейн может занять лидирующие позиции во всех направлениях, связанных с развитием образования 21 века. В области академического образования это поможет привлечь больше талантливых людей. В наши университеты будут приходить люди, ориентированные на работу в образовании будущего. В сфере экономики это приведет к развитию бизнеса. И, конечно, школы станут местом для введения инноваций мирового уровня, адаптированных к использованию новых технологий знания.
Идея предоставления каждому школьнику ноутбука родилась не в Мейне. Количество школ, в которых она используется сейчас больше, чем школ во всем Мейне. Но Мейн может стать первым штатом, в котором эта идея будет применена в масштабе всего штата. Если мы сможем мобилизовать все интеллектуальные ресурсы и всю нашу патриотическую гордость в масштабе всего штата - а мы говорим отнюдь не о любом штате - мы можем получить еще лучшие результаты, чем где бы то ни было. Мы, таким образом сможем подтвердить старинную мудрость: за Мейном идет вся нация. А в нашем случае, еще и весь мир.