Талалихин, Виктор Васильевич
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Виктор Васильевич Талалихин, младший лейтенант, заместитель командира эскадрили 177-го истребительного авиационного полка, родился в 1918 году в с. Тепловке Вольского района в семье крестьянина. Русский, член ВЛКСМ с 1935 года. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финляндской войне 1939—1940 годов, произвел более 60 боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года сражался с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой. За боевые отличия был награжден орденами Красного Знамени (1941) и Красной Звезды (1940).
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Виктору Васильевичу Талалихину присвоено: 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.
Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя: «В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать. самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейнкель-Ш». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему за хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно. Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы. Оставалось одно — таранить. «Если я погибну, так один, —подумал я, — а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета. В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным Крестом подполковника и трех летчиков.
В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.
Вскоре Талалихин был принят кандидатом в члены КПСС, назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов и погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.
Похоронен В. В. Талалихин с воинскими почестями на Ново-Девичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался с врагом под Москвой.
Имя героя носят улицы городов, парки, колхозы, пароходы, бригады коммунистического труда, пионерские дружины и отряды. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск.