Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Успенский женский монастырь (г.Пермь)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Пермь, ул. Плеханова, 39/5)

В 1875 г. на пустыре, приобретенном у города братьями Каменскими начато строительство зданий для женской общины. В 1882 г. по решению Синода община переименована в Успенский женский монастырь. Композиционной основой монастыря являлся крупный каменный Успенский собор, в котором располагался иконостас работы М. В. Нестерова. В его оформлении принимал участие и Н. К. Рерих. Однако до наших дней дошла только малая Казанская церковь, являющаяся в то же время гл. «жемчужиной» монастыря. Кирпичная церковь во имя Казанской Иконы Божией Матери (ул. Плеханова 39/6) построена взамен деревянной на средства Ивана Григорьевича и Веры Александровны Каменских – постоянных попечителей монастыря. Церковь заложена 1 мая 1905 г., освящена 12 окт. 1908 г. Автор проекта не установлен, однако различные исследователи выдвигают версии авторства Скавровского Ю., Васнецова В. М. или Покровского В. А. Известно, что в оформлении церкви принимали участие художники С. И. Вашков (деревянный резной иконостас и эскизы утвари) и Н. К. Рерих (иконы для иконостаса). Также вероятно авторство Н. К. Рериха майоликовых панно «Казанская Божия Матерь» на вост. и «Спас Вседержитель» на сев. фасадах церкви. Храм сооружен в модном в нач. 20 в. «неорусском» стиле – в подражании среднерусской архитектуре 13-15 вв. – небольшой, квадратный в плане храм с контр-форсами по углам, апсидой и открытой звонницей на сев. фасаде. Гл. вход обрамлен порталом из известняка, из него же выполнены рамы майоликовых панно. Храм перекрыт на четыре ската и увенчан крупной главой с крестом на круглом глухом барабане с аркатурой по всему периметру барабана. Аркатура, пилоны, наличники иконы, портал, цоколь выполнены из местного известняка. В 1918 г. все постройки монастыря муниципализированы. В 1921 г. церковь, признанная Губернским подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы при ГубОНО памятником искусства, со всей утварью, иконостасом и иконами передана Перм. государственному музею, а в 1922 г. все движимое имущество перешло к вновь созданной Художественной галерее (поступило в коллекции). В 1926 г. музей заключил договор аренды на здание церкви с Управлением Перм. ж. д. для организации в ней мастерских железнодорожной школы. В 1933 г. постройки монастыря попали в зону расположения воинской части, что привело к утрате контроля за сохранностью памятника. В послевоенные годы на территории бывшего женского монастыря, освобожденного от воинского постоя, начинается жилищное и социальное строительство (красная линия ул. Ленина, Хохрякова, Плеханова, юго-вост. часть территории). С 1960 г. здание Казанской церкви передано Дзержинскому райпищеторгу и использовалось последним под склад. К этому времени были утрачены купола, звонница, захоронение И. Г. Каменского, значительно повреждены майоликовые панно. В 1985-1995 гг. реставрационные работы выполнялись Перм. специальными научно-реставрационными мастерскими (ПСНРМ). Авторы проекта: Канторович Г. Д. (руководитель авторского коллектива), Артеменков М. Ф., Побоженко В. А. (архитекторы), Кашихин Л. С., Федотов А. М. (авторы ист.-архивных изысканий). Реставрацию майоликового панно «Казанской Божией Матери» выполнял художник-реставратор В. Минин (Москва). Кроме Казанской церкви на территории монастыря сохранились 2-этажные корпуса – каменный игуменский и полукаменный сестринский. В настоящее время оба занимает община возрожденного Успенского женского монастыря.

Тубояк Юлия 21:00, 30 апреля 2009 (UTC)

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер