Хранение и поиск информации

Материал из Летописи.ру «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Хранение и поиск информации

[править] План

[править] Пояснительная записка

Место рассматриваемой темы в школьном курсе информатики и объем в учебных часах Учебный план Формы и методы обучения данной теме

[править] Конспекты уроков

Уроки 1-2: Основные понятия MS Access. Уроки 3-4: Создание базы данных. Создание таблицы с помощью Мастера. Уроки 5-6: Работа с таблицей в MS Access.

[править] Теоретический материал

Базы данных: назначение и основные возможности. Основные определения. Типы баз данных.

[править] Глоссарий

[править] Контроль усвоения знаний

[править] Экономический профиль

[править] Критерии оценки УМК

[править] Литература

[править] Это интересно

Тест Викторина Темы НИИР

[править] Материал для дополнительного чтения

СУБД

[править] Заключение

[править] Пояснительная записка

[править] Место рассматриваемой темы в школьном курсе информатики и объем в учебных часах

По стандарту данной теме в 9 классе отводится 16 часов, во 2 полугодии 11 класса - 8 часов.

[править] Значение темы

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся основной школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Цели обучения: Обучающая: 1. раскрыть основные понятия по данной теме; 2. научить самостоятельно создавать базы данных. Развивающая: 1. развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности при изучении данной темы; 2. развить способности применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни. Воспитательная: 1. воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности; 2. воспитать этические нормы работы с информацией, бережное отношение к техническим устройствам.

9 класс Технология хранения; поиска и сортировки информации (16 час.) Сортировка и хранение информации. Базы данных. Управление базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ 9-Х КЛАССОВ Учащиеся должны знать: · назначения и возможности баз данных; Должны уметь: · создавать простейшие базы данных; · осуществлять сортировку и поиск записей;

11 класс Технология хранения, поиска и сортировки информации - 8 часов Систематизация и хранение информации. Иерархические, сетевые и реляционные модели данных. Представление о системах управления базами данных (СУБД). СУБД Access.

Знакомство с учебной базой данных в Access. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц. Сортировка и поиск записей. Формы. Создание форм при помощи мастера форм. Запросы. Создание запроса при помощи мастера запросов. Создание отчетов вывод их на печать.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ 11-Х КЛАССОВ Должны знать: - назначение и возможности баз данных; Должны уметь: - создавать простейшие базы данных; - осуществлять сортировку и поиск записей.

[править] Учебный план

9,11 класс

Класс Раздел Кол-во часов

   9      Технология хранения, поиска и сортировки информации           16     
   11     Технология хранения, поиска и сортировки информации            8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9,11 класс

      Наименование раздела                                               Количество часов 
                                                                         Раздел       Тема
                                 9 класс
      1. Технология хранения; поиска и сортировки информации               16
      1.1. Сортировка и хранение информации                                             2
      1.2. Базы данных.  Принцип их построения и функционирования.                      2
      1.3. Представление о системах управления  базами данных.
      Создание базы данных                                                              2
      1.4. Ввод и редактирование записей.                                               2
      1.5. Сортировка и поиск записей.                                                  2
      1.6. Изменение структуры базы данных.                                             2
      1.7. Контрольная работа                                                           2
                                11 класс
      2. Технология хранения; поиска и сортировки информации                8
      2.1. Систематизация и хранение информации. Иерархические,
      сетевые и реляционные модели данных. Представление о 
      системах управления базами данных (СУБД). СУБД Access.                             2
      2.2. Знакомство с учебной базой данных в Access. Основные
      объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). 
      Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц. 
      Сортировка и поиск записей.                                                        2
      2.3. Формы. Создание форм при помощи мастера форм.                                 2
      2.4. Запросы. Создание запроса при помощи мастера запросов.
      Создание отчетов, вывод их на печать.                                              2 
 

[править] Формы и методы обучения данной теме

Форма обучения - классно-урочная, т.к. эта форма обучения является общепринятой в школе, постоянная группа участников одной возрастной группы. Методы обучения: лекция, лабораторная работа.

Теория: Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования. Представление о системах управления базами данных (СУБД). Форма представления баз данных (таблица, картотека). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

Практические работы: 1. Ввод и редактирование записей в базе данных. 2. Изменение структуры базы данных. 3. Сортировка записей в заданной базе данных. 4. Поиск записей в заданной базе данных. 5. Создание базы данных "Записная книжка".

Литература. § Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2002. (Содержит систематическое и полное изложение курса). § Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2002. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса). § Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2002. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.).

===Конспекты уроков

[править] Уроки 1-2: Основные понятия MS Access.

Цель урока: познакомиться с основными понятиями MS Access. MS Access - это система управления базами данных под управлением Windows. MS Access входит в пакет Microsoft Office. База данных (БД) предназначена для хранения и организации информации, ввода новых записей, изменения уже существующих записей, выборки и управления информацией. Запуск MS Access. Пуск -> Программы ->Microsoft Access. или щелкнуть по значку в панели Microsoft Office. Завершение работы MS Access. Любым из стандартных способов завершения работы в Windows. Объектом обработки MS Access является файл базы данных, имеющий произвольное имя и расширение .MDB. В этот файл входят основные объекты MS Access: таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы и модули. Объекты MS Access. MS Access работает со следующими объектами: - таблицами - формами - запросами - отчетами Кроме того, квалифицированные пользователи могут работать еще с двумя объектами: макросами и модулями. Макрос - набор специальных макрокоманд (открыть форму, напечатать отчет). Модуль - это программа, написанная на специальном языке. Таблица является базовым объектом MS Access. Все остальные объекты являются производными и создаются только на базе ранее подготовленных таблиц. Таблица- это объект предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу. Форма не является самостоятельным объектом MS Access, она просто помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе. Запросы и отчеты выполняют самостоятельные функции. Запрос - объект БД, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Отчет - объект БД предназначенный для печати данных. Каждый объект MS Access имеет имя. Длина имени не более 64 символов, включая русские буквы и пробел (исключение - точка и некоторые специальные символы). Поле - элемент таблицы, столбец или ячейка. Запись - полный набор данных об определенном объекте, в режиме таблицы это строка. С каждым объектом работают в отдельном окне, причем предусмотрено два режима работы: 1)оперативный режим - когда просматривается, изменяется, выбирается информация; 2)режим конструктора - когда создается, изменяется макет, структура объекта. Кроме того в файл БД входит еще один документ, имеющий собственное окно - Схема данных. В этом окне создают, просматривают, изменяют и разрывают связи между таблицами. Эти связи помогают контролировать данные, создавать запросы и отчеты. Окно приложения MS Access и окно БД. 1)Заголовок приложения MS Access; 2)Горизонтальное меню; 3)Панель инструментов; 4)Окно базы данных: а)заголовок окна; б)три командные кнопки: Открыть, Конструктор, Создать; в)шесть вкладок по числу объектов: Таблицы, Запросы, Формулы, Отчеты, Макросы, Модули. Если выбрана вкладка Таблицы, в окне этой вкладки отображается список существующих таблиц данной БД. - Чтобы открыть существующую таблицу, надо выделить ее имя в этом списке и нажать кнопку Открыть. - Чтобы включить в БД новую таблицу, надо нажать кнопку Создать. - Чтобы исправить макет существующей таблицы, надо выделить ее имя и нажать кнопку Конструктор. Такие же операции выполняются со всеми другими объектами MS Access. Набор пунктов горизонтального меню и состав панелей инструментов зависят от типа и режима окна документа, которое в данный момент активно. Любой объект можно создавать либо вручную (Новая таблица), либо с помощью мастера.

[править] Уроки 3-4: Создание базы данных. Создание таблицы с помощью Мастера.

Цель урока: освоить с учащимися приемы создания новой базы данных, освоить с учащимися приемы создания таблицы с помощью мастера. Актуализация опорных знаний: опрос учащихся по вопросам: 1)Что такое Microsoft Access? 2)Дайте определение базы данных; 3)Запуск, завершение MS Access; 4)Объекты MS Access: - таблицы; - формы; - запросы; - отчеты; - макросы и модули; 5)Запись, поле; 6)Окно MS Access; 7)Открыть существующую таблицу; 8)Создать новую таблицу; 9)Исправить макет существующей таблицы; 10)Два режима работы с объектом БД. Новая тема. Создание базы данных. Прежде чем приступить к разработке базы данных, создайте на жестком диске каталог, в котором впоследствии будет храниться файл базы данных. Если, изучая MS Word и MS Excel, можно было работать с документами не сохраняя их, то для MS Access это является непозволительной роскошью. Итак, создадим на диске С: каталог BAZA. 1)Запустим MS Access. 2)В окне MS Access выбрать Новая база данных и ОК. 3)Откроется диалоговое окно Файл новой базы данных, куда следует внести имя файла БД и указать имя каталога для сохранения БД.

Создание таблицы с помощью мастера. 1)В окне База данных нажмите кнопку Таблица, затем кнопку Создать. 2)В окне Новая таблица выберите Мастер таблиц и ОК. 3)В окне Разработка таблицы выберите образец таблицы , например Сотрудники. 4)Определите перечень полей. Для этого поочередно выделяйте мышью имя поля в списке образцов полей и нажимайте кнопку > чтобы образец поля попал в список полей новой таблицы. 5)Нажимайте кнопку Далее пока она активна и потом один раз Готово. 6)Появится таблица Сотрудники с выбранными полями. В качестве ключа MS Access сама выбрала Код сотрудников. Ключ - одно или несколько полей, значения которых однозначно определяет любую запись таблицы. Это поле - счетчик нумерует записи в порядке ввода. 7)Заполним таблицу. Практика. Карточки - задания по теме MS Access (Лекция 2).

I.Создайте новую БД. 1)Запустите MS Access. 2)В окне MS Access выберите Новая база данных и ОК. 3)В окне Файл новой базы данных укажите имя файла БД и имя каталога для сохранения БД. II.Создайте таблицу с помощью Мастера. 1)В окне База данных нажмите кнопку Таблица, затем Создать. 2)В окне Новая таблица выберите Мастер таблиц и ОК. 3)В окне Разработка таблицы выберите образец таблицы Сотрудники и поля 4)Нажимайте кнопку Далее пока она активна и потом один раз Готово. 5)Появится таблица Сотрудники с выбранными полями. 6)Заполните таблицу. 7)Измените маску ввода для поля Дата рождения (установлен краткий формат даты замените его на средний формат): а) установите курсор на первую ячейку столбца Дата рождения; б) щелкните по черному треугольнику кнопки Вид и выберите Конструктор или пункт меню Вид Конструктор. в) щелкните напротив Формат поля и выберите Средний формат; г) вернитесь в режим Таблица (при этом нужно подтвердить сохранение таблицы ДА) через кнопку Вид.

[править] Уроки 5-6: Работа с таблицей в MS Access.

Цель урока: освоить с учащимися основные приемы заполнения и редактирования таблиц в MS Access. Актуализация опорных знаний: опрос учащихся по вопросам (фронтальный опрос):1)Что такое Microsoft Access? 2)Дайте определение базы данных; 3)Где находится созданная вами БД? 4)Объекты MS Access: - таблицы; - формы; - запросы; - отчеты; - макросы и модули; 5)Запись, поле; 6)Два режима работы с объектом БД. Новая тема. На прошлом уроке мы заполняли таблицу. Если внимательно посмотреть на содержимое ячейки Дата рождения, то можно увидеть некоторую разметку - маску ввода. Маска ввода - это шаблон, позволяющий вводить в поле значения, имеющие одинаковый формат. Маска ввода автоматически изображает в поле постоянные символы. Как мы уже знаем, любой из объектов MS Access может работать в двух режимах (оперативный режим и режим конструктора). В каком режиме заполняли таблицу? (оперативный) А чтобы изменить маску ввода, какой нужно выбрать режим? (режим конструктора) Изменение маски ввода. Чтобы изменить маску ввода : 1)Переключиться в режим конструктора, пункт меню Вид Конструктор или кнопка Вид в панели инструментов; 2)В окне конструктора выбрать нужное поле (Дата рождения); 3)В нижней части окна щелкнуть по строке с указанием формата, раскрыть меню и выбрать нужный формат даты (Средний); 4)Закрыть окно (щелкнуть по Х) и сохранить изменения (ДА). 5)Открыть БД. Закрепить новый материал. Изменение ширины столбца. Заполняя таблицу, мы видели, что ширина полей может не соответствовать размеру введенных записей: для поля Счетчик слишком велика, для поля Адрес - мала. Существует несколько способов изменения ширины столбца. Как мы изменяли ширину столбца в электронной таблице? 1)Вручную: установить курсор на правую границу столбца и , удерживая левую клавишу мыши, изменить ширину столбца; 2)Выделить столбец, пункт меню Формат Ширина столбца, кнопка По ширине данных. Закрепить новый материал. Практика. 1)Открыть свою БД. 2)Добавить 2-3 новые записи, убедиться, что у поля Дата рождения есть Маска ввода. 3)Какой установлен формат поля Дата рождения? 4)Поменяйте маску ввода у поля дата рождения. 5)Измените ширину поля Имя вручную. 6)Измените ширину поля Домашний адрес через пункт меню Формат. 7)*Оформите таблицу пункт меню Формат. Итак, подведем итог: какие приемы работы с таблицей в MS Access мы освоили. Для чего нужна маска ввода? Оценки с комментариями. Домашнее задание. Конспект Темы3. Повторить основные определения предыдущих занятий.

Практическое занятие по Access (тема3). 1)Создайте базу данных 2)Измените маску ввода даты рождения краткий формат на средний 3)Измените ширину столбцов таблицы

[править] Теоретический материал

[править] Базы данных: назначение и основные возможности.

Сначала рассмотрим, что называют информационной системой, в которой базы данных являются объектами. Информационными системами называют большие массивы данных вместе с программно-аппаратными средствами для их обработки. Информационные системы можно условно разделить на фактографические и документальные. В фактографических информационных системах регистрируются факты - конкретные значения данных (атрибутов) об объектах реального мира. Основная идея таких систем заключается в том, что все сведения об объектах (фамилии людей и название предметов, числа, даты) сообщаются компьютеру в каком-то заранее обусловленном формате (например, дата - в виде комбинации Аж.ММ.Га ). Информация, с которой работает фактографическая информационная система, имеет четкую структуру, позволяющую машине отличать одно данное от другого, например, фамилию от должности человека, дату рождения от роста и тому подобное. Поэтому фактографическая система способна давать однозначные ответы на поставленные вопросы. Документальные информационные системы обслуживают принципиально иной класс задач, которые не предполагают однозначного ответа на поставленный вопрос. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированные текстовых документов (статьи, книги, рефераты, тексты законов) и графических объектов, снабженная тем или иным формальным аппаратом поиска. Цель системы, как правило, выдать в ответ на запрос пользователя: список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. Например, выдать список всех статей, в которых встречается слово "энтропия". Принципиальной особенностью документальной системы является ее способность, с одной стороны, выдавать ненужные пользователю документы ( например, где "энтропия" употребляется в ином смысле, чем предполагалось ), а с другой - не выдавать нужные ( например, если автор употребил какой-то синоним или ошибся в описании ). Документальная система должна уметь по контексту определять смысл того или иного термина (например, различать "Рак" (животное), "Рак" (созвездие) и "Рак" (болезнь)). Существует особый тип информационных систем - экспертные системы. Они имитируют поведение эксперта (специалиста) в какой-либо предметной области (например, в биологии), могут генерировать новую информацию в этой области и давать разумные советы исследователям. В основе операций экспертной системы - обработка базы знаний (отличной от базы данных), составляемой специалистами в данной области. Следует отметить, что фактографическая информационная система может превратиться в документальную, и наоборот. Так как современная фактографическая информационная система часто работает с неструктурированны - ми блоками информации (текстами, графиками, звуками, видео), снабженными структурированными описателями. Итак, основа информационной системы, объект ее обработки - базы данных. Что такое база данных (БД)? В широком смысле слова говорят, что БД - это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Например, база данных по металлам и сплавам (металлургия), база данных по театральным постановкам (культура), база данных поликлиника (медицина), база данных по видеофильмам (видеотеке) и т.п. Синонимом термина "база данных" часто считают "банк данных".

[править] Основные определения.

Целью базы данных, точно также как и целью информационной системы, является обработка данных об объектах реального мира с учетом связей между объектами. В теории БД данные часто называют атрибутами, а объекты - сущностями. Объект, атрибут и связь . фундаментальные понятия информационной системы. Объект или сущность . это нечто существующее и различимое, т.е. объектом можно назвать то "нечто", для которого существует название и способ отличать один подобный объект от другого. Например, каждая школа - это объект. Объектами являются также человек, класс в школе, фирма, сплав, химическое соединение и т.д. Объектами могут быть не только материальные предметы, но и более абстрактные понятия, отражающие реальный мир. Например, события, регионы, произведения искусства, книги (не как полиграфическая продукция, а как произведения), театральные постановки, кинофильмы, правовые нормы, философские теории и прочее. Группа всех подобных объектов образует набор объектов, например, наборами объектов могут быть классы школы, фирмы, товары на складе, люди, работающие на предприятии, кинофильма и т.п. Конкретный объект в такой группе уместно называть экземпляром объекта. Информационная система оперирует наборами объектов, спроектированными применительно к данной предметной области, используя при этом конкретные значения атрибутов о тех или иных объектах. Атрибут - это некоторый показатель, который характеризует некоторый объект и принимает для конкретного объекта некоторое числовое, текстовое или иное значение. Например, возьмем в качестве объектов классы школы. Число учеников в классе - это данное, которое принимает числовое значение (у одного класса 28, у другого - 32). Название класса - это данное, принимающее текстовое значение (у одного 10А, у другого - 9Б и т.д.). Очень часто в современных информационных системах используются "качественные" данные об объектах, например: "рейтинг" (фильма, ученого, артиста, спортсмена), увлечения и темперамент человека и т.п. Атрибут некоторого набора объектов сам может быть объектом, имеющим собственные атрибуты.

[править] Типы баз данных.

Ядром любой базы данных является модель данных. Модель данных представляет собой множество структур данных, ограничений целостности и операций манипулирования данными. С помощью модели данных могут быть представлены объекты предметной области и взаимосвязи между ними. Модель данных . это совокупность структур данных и операций их обработки. СУБД основывается на использовании иерархической, сетевой или реляционной модели, на их комбинациях. Иерархическая модель данных.Иерархическая структура представляет - совокупность элементов, связанных между собой по определенным правилам. Объекты, связанные иерархическими отношениями, образуют ориентированный граф (перевернутое дерево). К основным понятиям иерархической структуры относятся: уровень, элемент (узел), связь. Узел - это совокупность атрибутов данных, описывающих некоторый объект. На схеме иерархического дерева узлы представляются вершинами графа. Каждый узел на более низком уровне связан только с одним узлом, находящемся на более высоком уровне. Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень дерева), не подчиненную никакой другой вершине и находящуюся на самом верхнем (первом) уровне. Зависимые (подчиненные) узлы находятся на втором, третьем и т. д. уровнях. Количество деревьев в базе данных определяется числом корневых записей. В каждой записи базы данных существует только один (иерархический) путь от корневой записи. Сетевая модель данных. В сетевой структуре при тех же основных понятиях (уровень, узел, связь) каждый элемент может быть связан с любым другим элементом. Реляционная модель данных. Понятие разработками известного американского специалиста в области баз данных Е. Кодда. Эти модели характеризуются простотой структуры данных, удобных для пользователя табличным представлением, и возможностью использования формального аппарата алгебры отношений и реляционного исчисления для обработки данных. Реляционная модель ориентирована на организацию данных в виде двумерных таблиц. Каждая реляционная таблица представляет собой двумерный массив и обладает следующими свойствами: - каждый элемент таблицы - один элемент данных; - все столбцы в таблице однородные, т.е. все элементы в столбце имеют одинаковый тип (числовой, символьный и т.д.) и длину; - каждый столбец имеет уникальное имя; - одинаковые строки в таблице отсутствуют; - порядок следования строк и столбцов может быть произвольным. Отношения, представленные в виде таблиц, строки которых соответствуют записям, а столбцы - атрибутом отношений, полям. Поле, каждое значение которого однозначно определяет соответствующую запись, называется простым ключом (ключевым полем). Если записи однозначно определяются значениями нескольких полей, то такая таблица базы данных имеет соответственный ключ. Основная идея реляционного подхода состоит в том, чтобы представить произвольную структуру данных в виде простой двумерной таблицы или, как говорят, нормализовать структуру. Нормализация - это краткое название процесса прохода по веткам иерархического дерева с целью разместить "листочки" со всеми их узлами и ветками (фирма-вид продукции - схема) в отдельных строках таблицы.

[править] Глоссарий

База данных (БД) - совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области). Информационная система (ИС) - совокупность БД и комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. Макрос - набор специальных макрокоманд (открыть форму, напечатать отчет). Модуль - это программа, написанная на специальном языке. Запрос - объект БД, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Отчет - объект БД предназначенный для печати данных. Поле - элемент таблицы, столбец или ячейка. Запись - полный набор данных об определенном объекте, в режиме таблицы это строка. С каждым объектом работают в отдельном окне, причем предусмотрено два режима работы: 1)оперативный режим - когда просматривается, изменяется, выбирается информация; 2)режим конструктора - когда создается, изменяется макет, структура объекта. Ключ - одно или несколько полей, значения которых однозначно определяет любую запись таблицы. Это поле - счетчик нумерует записи в порядке ввода. Маска ввода - это шаблон, позволяющий вводить в поле значения, имеющие одинаковый формат. Маска ввода автоматически изображает в поле постоянные символы.

[править] Контроль усвоения знаний

Контрольная работа по теме «Базы данных». Вариант 1. 1. Уровень А. Создайте базу данных «Подписка».

       Поле                       Тип данных                           Описание  
       №                           Счетчик       
       Фамилия                     Текстовый
       Адрес                       Текстовый                     Улица, дом, квартира
       Индекс издания              Числовой
       Название издания            Текстовый  
       Тип издания                 Текстовый  
       С какого                     Дата
       По какое                     Дата

Заполните таблицу.

№ Фамилия     Адрес         Индекс издания Название издания    Тип издания С какого  По какое  
1 Суханов  Солнечная 15-103    40532      Тагильский  рабочий    Газета    01.01.03  31.12.04
2 Пирогов   Леонова 20-3       13245           Маяк              Журнал    01.07.03  31.12.04
3 Лебедев  Набережная 11-14    55565           Гудок             Газета    01.01.03  01.06.03
4 Голдобин  Лесная 32-34       40532           Звезда            Журнал    01.01.03  01.06.03
5 Ельшина  Солнечная 13-207    13245           Маяк              Журнал    01.04.03  01.10.03
6 Суханова  Звездная 9-53      33234           Семья             Журнал    01.01.03  01.06.03
7 Петрова   Лесная 56-3        33234           Семья             Журнал    01.01.03  01.06.03
8 Горина    Звездная 10-53     40532           Гудок             Газета    01.07.03  01.01.04
9 Попов    Солнечная 15-207    40532      Тагильский  рабочий    Газета    01.07.03  01.01.04
10Сергеев   Звездная 15-34     33234           Семья             Журнал    01.10.03  01.04.04

2. Уровень В. Создайте запросы: 1. С помощью мастера покажите таблицу, в которой отображается только фамилия и название издания. 2. Кто подписался на газеты? 3. Кто живет на улице Солнечная? 4. У кого номер дома больше 50? 5. Кто подписался летом? 6. Кто подписался на «Маяк»? 7. У кого фамилия начинается на букву С? 3. Уровень С. Создайте форму, с помощью которой можно было бы переключаться между запросами.

Вариант 2. 1. Уровень А. Создайте базу данных «Врачи».

Поле                   Тип данных                                Описание  
№ паспорта             Счетчик       
Фамилия                Текстовый
Имя                    Текстовый                     
Отчество               Текстовый
Дата рождения          Дата/Время
Специальность          Текстовый  
Категория              Числовой 
Обслуживаемые палаты   Текстовый  

Заполните таблицу.

№паспорта Фамилия  Имя    Отчество   Дата рожд. Специальность Категория Обслуживаемые палаты   
10002     Петров  Иван    Сергеевич  15.09.1999    Терапевт       3            1,2,5
10003    Васильев Сергей  Алексеевич 23.09.1960     Хирург        1            3,4,7
10004     Иванов  Алексей Федорович  01.01.1978     Педиатр       3            1,4,7
10005     Федоров Иван     Петрович  01.12.1967     Окулист       1            10,3,2
10006     Гагарин Денис   Васильевич 12.03.1959       ЛОР         1            4,5,6,7
10007     Кавин   Роберт  Робертович 13.04.1978     Психиатр      1            7,8,9,10
10008    Гаврилов Петр    Сергеевич  14.01.1980  Детский врач     2            4,9,10
10010    Карелина Ольга   Алексеевна 12.10.1976      Дантист      3            5,6
10011    Барнова Антонина Валерьевна 14.03.1965      Уролог       1            1,10

2. Уровень В. Создайте запросы: 1. С помощью мастера покажите таблицу, в которой отображается только фамилия и специальность врача. 2. Кто учится в 8 классе? 3. У кого номер паспорта - 10010? 4. У кого первая категория? 5. Кто родился зимой? 6. Кому больше 30 лет? 7. Кто обслуживает палату № 2? 8. У кого фамилия начинается на букву Г? 9. Какой специалист старше 30 обслуживает палату № 5?

3. Уровень С. Создайте форму, с помощью которой можно было бы переключаться между запросами.

Вариант 3. 1. Уровень А. Создайте базу данных "Страны мира".

Поле                         Тип данных            Описание
Название                     Текстовый            Название государства
Столица                      Текстовый             Столица государства
Часть света                  Текстовый            Часть света, в которой расположена страна
Население                     Числовой            Население страны, тыс. человек
Площадь                       Числовой            Площадь, которую занимает страна, тыс. кв. км

Заполните таблицу.

Название       Столица      Часть света   Население, тыс. человек  Площадь, тыс. кв. км.
Австрия         Вена           Европа            7513                       84
Великобритания  Лондон         Европа           55928                      244
Греция          Афины          Европа            9280                      132
Афганистан      Кабул          Азия             20340                      647 
Монголия       Улан-Батор      Азия              1555                     1565
Япония          Токио          Азия            114276                      372
Франция         Париж          Европа           53183                      551
Швеция         Стокгольм       Европа            8268                      450
Египет           Каир          Африка           38740                     1001
США            Вашингтон       Америка         217700                     9363
Аргентина      Буэнос-Айрес    Америка          26060                     2777
Мексика         Мехико         Америка          62500                     1973
Мальта          Валетта        Европа             330                      0,3
Монако          Монако         Европа              25                      0,2

2. Уровень В. Создайте запросы: 1. Создайте запрос, который будет выводить список стран и численность их населения. 2. Создайте запрос, который будет выводить страны, название которых начинается на букву А. 3. Создайте запрос, который будет выводить название, площадь стран, расположенных в Америке. 4. Создайте запрос, который будет выводить полную информацию по тем странам, которые расположены в Азии. 5. Создайте запрос, который будет выводить полную информацию по любой стране, а также, исходя из данных о численности населения и площади, будет выводить плотность населения. 6. Создайте запрос, который при вводе названия страны будет выводить остальную информацию. 7. Создайте запрос, который будет выводить информацию о странах, численность населения которых >20000, но <30000. 8. Создайте запрос, который будет выводить информацию о странах, начинающихся на А, и расположенных в Европе и Азии. 9. Создайте запрос, который при вводе названия столицы будет выводить остальную информацию по стране. 3. Уровень С. Создайте форму, с помощью которой можно было бы переключаться между запросами.

Критерии оценки. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил задание уровня А. Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил задания уровня А,В. Оценка 5 ставиться за всю выполненную работу.

[править] Экономический профиль

Для учеников, обучающихся по экономическому профилю, количество часов, отведенных на информатику, меньше. Поэтому тематическое планирование выглядит немного иначе, чем для общеобразовательных классов.

11 класс

Класс  Раздел                                                    Кол-во часов
  11   Технология хранения, поиска и сортировки информации            6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс

Наименование раздела                                         Количество часов 
                                                             Раздел      Тема
11 класс
2. Технология хранения; поиска и сортировки информации          6
2.1. Систематизация и хранение информации. Иерархические,
сетевые и реляционные модели данных. Представление о 
системах управления базами данных (СУБД). СУБД Access.                     2
2.2. Знакомство с учебной базой данных в Access.  Основные
объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). 
Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц. 
Сортировка и поиск записей.                                                2

2.3. Формы. Запросы. Отчеты. Их создание. 2

Задания в контрольной работе схожи с заданиями для общеобразовательных классов, но только с уклоном на экономический профиль.

Контрольная работа по теме «Базы данных».

1. Уровень А. Создайте базу данных «Склад продуктов».

Поле               Тип данных         Описание  
№                   Счетчик       
Название           Текстовый
Цена                Денежный
Количество          Числовой
Дата поставки      Дата/Время
Поставщик          Текстовый  
Срок годности      Дата/Время
Масса нетто         Числовой
Масса брутто        Числовой                                      

Заполните таблицу.

№  Название   Цена в руб. Количество    Дата       Поставщик    Срок   Масса      Масса
                                      поставки                годности нетто, гр  брутто, гр
1  Фасоль         24         15       24.05.06   Екатеринбург 24.05.08  250         290
2  Рис            18         45       18.04.06      Н.Тагил   18.04.09  1000        1005
3  Гречка         15         45       18.04.06      Н.Тагил   18.04.09  1000        1005
4  Чечевица       23         50       15.06.06   Екатеринбург 15.06.10  500         505
5  Сахар          30         10       30.12.05       Кушва    30.12.07  50000       50010
6  Мука           24         10       30.12.05       Кушва    30.12.07  50000       50010
7  Сухое молоко   25         12       14.12.05     В. Салда   14.12.06  1000        1005
8 Зеленый горошек 26         45       01.05.03  Красноуральск 01.05.05  200         235
9  Кукуруза       28         45       01.05.03  Красноуральск 01.05.04  200         235
10 Ананасы        50         10       06.06.06       Москва   06.06.08  300         350

Ответьте на вопросы, создавая запросы, затем все вопросы оформите их при помощи форм. 1. Создайте запрос, который определял бы поставщика ананасов. 2. Какие продукты стоят больше 25 рублей? 3. Какие продукты хранятся больше 2 лет? 4. Каких продуктов меньше 20 штук? 5. Поставщиком каких продуктов является Екатеринбург? 6. У каких продуктов уже истек срок годности? 7. Создайте запрос, который бы выводил всю информацию об имеющихся продуктах. 8. Создайте запрос с параметром наименование? 9. Выведите все продукты, название которых начинается на букву С. 10. Выведите все продукты, которые упакованы в мешках.

3. Уровень С. Создайте форму, с помощью которой можно было бы переключаться между запросами.

Критерии оценки. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил задание уровня А. Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил задания уровня А,В. Оценка 5 ставиться за всю выполненную работу.

[править] Критерии оценки УМК

Здесь произведена оценка данного УМК в соответствии со всеми требованиями по десятибальной шкале.

Дидактические требования

 Номер             критерии                                           Оценка
   1          Простота навигации                                        10
   2    Структурно-функциональная связанность учебного материала         9
   3    Полнота учебного материала                                      10
   4    Наглядная ориентация в материале                                 8     
   5    Возможность использования при дистанционном обучении             6    
   6    Методическое сопровождение ДО и дополнительная 
        информационная поддержка(доп. материалы, литература, словарь)   10 

Методические требования

   1    Учет своеобразия и особенности конкретной дисциплины, ее 
        понятийного аппарата                                             9

Технико-технологические требования

   1    Возможность функционирования в Интернете, локальном
        и сетевом окружении                                              7   
   2    Максимальное использование мультимедиа и других технологий       6
   3    Надежность  и устойчивость работоспособности                     8
   4    Защита от несанкционированного доступа пользователя              5

Эргономические требования

   1    Организация дружеского интерфейса                                8
   2    Подсказки                                                        7
   3    Методические рекомендации                                        6

Эстетические требования

   1    Цветовой колорит                                                10  
   2    Выразительность графических элементов учебной среды              8 
      

[править] Литература

Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2002. (Содержит систематическое и полное изложение курса). Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2002. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса). Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2002. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.). Информатика 10-11класс. Под редакцией Н.В.Макаровой. -С.Пб.- Питер.1999г. Информатика 9 класс. Под редакцией Н. В. Макаровой. С.Пб.- Питер.1999г Гейн А. Г.; Сенокосов А. И.; Юрман Н.А. Информатика: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений.- М. Просвещение 2000г.

[править] Это интересно

[править] Тест

Тест по теме «Базы данных»

Укажите все правильные ответы:

1. Модель базы данных может быть: а) иерархическая; б) сетевая; в) системная; г) реляционная.

2. Обьектом действий в базе данных являются: а) поле; б) формула; в) запись; г) символ.

3. СУБД - это программное средство для: а) обеспечения работы с таблицами чисел; б) управления большими информационными массивами; в) хранения файлов; г) создания и редактирования текстов.

4. БАЗА ДАННЫХ - это: а) набор взаимосвязанных модулей, обеспечивающих автоматизацию многих

  видов деятельности;

б)таблица, позволяющая хранить и обрабатывать информацию; в) интегрированная совокупность данных, предназначенная для хранения и функционального использования; г) прикладная программа для обработки информации пользователя.

5. Совокупность логически связанных полей, характеризующих типичные свойства реального объекта - это: а) ключ; б) поле; в) запись; г) отчет.

6. Объект базы данных, который создается для пользователя при просмотре, вводе и редактировании данных - это: а) таблица; б) форма; в) запрос; г) отчет.

7. Результат обращения пользователя к СУБД для поиска данных, добавления, удаления и обновления записей - это: а) таблица; б) форма; в) запрос; г) отчет.


8. Над записями базы данных можно проводить следующие операции: а) сортировку; б) выборку; в) индексирование; г) удаление.

9. При создании простого запроса к базе данных необходимо провести следующие операции: а) указать имена полей в таблице; б) указать способ сортировки записей; в) создать форму; г) выбрать тип связи.

10. При создании сложного запроса к базе данных необходимо провести следующие операции: а) создать связь между таблицами; б) выбрать тип связи: «Один-к-Одному» или «Один-ко-многим»; в) указать имена полей в таблицах; г) выбрать операции над данными и условия отбора.

11. При создании запроса-выбоки необходимо выполнить стандартные операции: а) выбрать в окне базы данных вкладку Таблицы ; б) выбрать в окне базы данных вкладку Запрос ; в) выбрать в окне базы данных Режим Конструктор ; г) выбрать таблицы, с указанием связей и имен всех полей.

12. Существуют следующие типы запросов: а) запрос-выборка; б) запрос на добавление записей; в) запрос на объединение записей; г) запрос на удаление записей.

13. Для формирования отчета можно: а) создать запрос с данными из разных таблиц, с включением вычисляемых полей, группировкой, условиями отбора; б) создать запрос с данными из разных таблиц, с включением вычисляемых полей и группировкой; в) создать запрос с данными из разных таблиц, с включением вычисляемых полей; г) создать запрос с данными из разных таблиц и условиями отбора.

14. Отчет, создаваемый на базе запроса, позволяет: а) представить данные в удобной для чтения и анализа форме; б) сгруппировать записи с вычислением итоговых и средних значений; в) включить в отчет и напечатать графические обьекты; г) проводить сортировку и выборку записей.

[править] Викторина

Данная викторина предназначена для проверки ваших знаний по справочнику терминов "Базы данных". Ниже даны определения, которым вы должны найти термины.

1. Совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области). 2. Совокупность БД и комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. 3. Набор специальных макрокоманд (открыть форму, напечатать отчет). 4. Программа, написанная на специальном языке. 5. Объект БД, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. 6. Объект БД предназначенный для печати данных. 7. Элемент таблицы, столбец или ячейка. 8. Полный набор данных об определенном объекте, в режиме таблицы это строка. 9. Одно или несколько полей, значения которых однозначно определяет любую запись таблицы. Это поле - счетчик нумерует записи в порядке ввода. 10. Шаблон, позволяющий вводить в поле значения, имеющие одинаковый формат. Маска ввода автоматически изображает в поле постоянные символы.

[править] Темы НИИР

1. Разработка базы данных для образовательных учереждений. 2. Создание баз данных в DELPHI.

[править] Материал для дополнительного чтения

Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов. В современной технологии баз данных предполагается, что создание баз данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляется централизованно с помощью специального программного инструментария - системами управления базами данных. Система управления базами данных (СУБД) - это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддерживания их в актуальном состоянии. СУБД предназначена для централизованного управления базой данных в интересах всех работающих в этой системе. По степени универсальности различают два класса СУБД: - система общего назначения; - специализированные системы. СУБД общего назначения не ориентированны на какую-либо предметную область или на информационные потребности какой-либо группы пользователей. Каждая система такого рода реализуется как программный продукт, способный функционировать на некоторой модели ЭВМ в определенной операционной системе и поставляется многим пользователям как коммерческое изделие. Такие СУБД обладают средствами настройки на работы с конкретной базой данных. Использование СУБД общего назначения в качестве инструментального средства для создания автоматизированных информационных систем, основанных на технологии баз данных, позволяет существенно сокращать сроки разработки, экономить трудовые ресурсы. Специализированные СУБД создаются в редких случаях при невозможности или нецелесообразности использования СУБД общего назначения. СУБД общего назначения - это сложные программные комплексы, предназначенные для выполнения всей совокупности функций, связанных с созданием и эксплуатацией базы данных информационной системы. Рынок программного обеспечения персональных компьютеров располагает большим числом разнообразных по своим возможностям коммерческих систем управления базами данных общего назначения, а также средствами их окружения практически для всех массовых моделей машин и для различных операционных систем. Каждая конкретная СУБД имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Однако, имея представления о функциональных возможностях любой СУБД, можно представить обобщенную технологию работы пользователя в этой среде. Выделим следующие этапы обобщенной технологии работы с СУБД: создание структуры таблиц базы данных; ввод и редактирование данных в таблицах; обработка данных, содержащихся в таблицах; вывод информации из базы данных. При формировании новой таблицы данных работа СУБД начинается с создания структуры таблицы. Этот процесс включает определение перечня полей, из которых состоит каждая запись таблицы, а также типов и размеров полей. Используемые СУБД хранят следующие типы данных: текстовый (символьный), числовой, календарный, логический, примечание. Некоторые СУБД формируют поля специального типа, содержащие уникальные номера записей и используемые для определения ключа. Если обрабатываемая база данных включает несколько взаимосвязанных таблиц, то необходимо определение ключевого поля в каждой таблице, а также полей, с помощью которых будет организована связь между таблицами. Создание структуры таблицы не связанно с заполнением таблиц данными, поэтому эти две операции можно разнести во времени. Заполнение таблиц данными возможно как непосредственным вводом данных, так и в результате выполнения программ и запросов. СУБД позволяет вводить и корректировать данные в таблицах двумя способами: - с помощью предоставляемой по умолчанию стандартной формы в виде таблицы; - с помощью экранных форм, специально созданных для этого пользователем (рисунки, узоры, кнопки). Обрабатывать информацию, содержащуюся в таблицах базы данных, можно путем использования запросов или в процессе выполнения специально разработанной программы. Конечный пользователь получает при работе с СУБД такое удобное средство обработки информации, как запросы. Запрос представляет собой инструкцию на отбор знаний. Большинство СУБД разрешают использовать запросы следующих типов: - запрос-выборка, предназначенный для отбора данных, хранящихся в таблицах, и не изменяющие эти данные; - запрос-изменение, предназначенный для изменения или перемещения данных; к этому типу запросов относятся: запрос на добавление записей, запрос на удаление записей, запрос на создание таблицы, запрос на обновление; - запрос с параметром, позволяющий определить одно или несколько условий отбора во время выполнения запроса. Самым распространенным типом запроса является запрос па выборку. Результатом выполнения запроса является таблица с временным набором данных (динамический набор). Записи динамического набора могут включать поля из одной или нескольких таблиц базы данных. На основе запроса можно построить отчет или форму. Каждый пользователь, работающий с СУБД, имеет возможность использования специальных средств построения отчетов для вывода данных. Используя специальные средства создания отчетов, пользователь получает следующие дополнительные возможности вывода данных: - включать в отчет выборочную информацию из таблиц базы данных; - добавлять информацию, не содержащуюся в базе данных; - при необходимости выводить итоговые данные на основе информации базы данных; - располагать выводимую в отчете информацию в любом, удобном для пользователя виде (вертикальное или горизонтальное расположение полей); - включать в отчет информацию из разных связанных таблиц базы данных.

[править] Заключение

Целью создания данного УМК было: -дать полное представление учащимся темы "Хранение и поиск информации"; -научить работе в СУБД MS Access на должном уровне.

Автор представленной вам работы - студент 5 курса физико - математического факультета Александр

Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

мы поддерживаем

Образование


реклама