Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»

Вятское кружево

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

МОУ СОШ №28 с углубленным изучением отдельных предметов имени Октябрьской революции, г. Киров

Творческая работа по истории "Вятское кружево"

Выполнила: Мкртчян Диана, ученица 8 «а» класса Руководитель: Сморкалова Ирина Викторовна, учитель истории


Вятское кружево

Город кружевниц Каждый приезд в город Советск дарит радостные, волнующие, подчас неожиданные встречи с интересными людьми, живописными улочками, уютными уголками, необычной архитектурой прошлых времен, новинками в кружевоплетении. Крепкие, каменные, старинной постройки, они производили впечатление маленьких крепостиц с замкнутыми дворами. Особенно удивительны высокие деревянные ворота под двускатными крышами, с коваными щеколдами. По фасадам многих каменных зданий – резные розетки, пилястрочки и даже львиные маски из того же белого камня, которым выложены тротуары. На стенах иных домов – целые гирлянды из резных цветов и листьев, напоминающих кружевные узоры! Советск кажется белым городом… В одном из домов, в небольшом окне, сплошь заставленном цветочными горшками, я увидела склонившуюся над белой круглой подушечкой женщину, перебиравшую в руках коклюшки. Плетёт кружева! Город ещё в прошедшем веке был известен как центр кружевоплетения. Причем слава о его ремесле уже тогда перешагнула границы России. На протяжении веков назывался город Советск слободою Кукаркою. Поэтому и кружево получило название «кукарское». Слобода Кукарка издавна сложилась как один из главных торговых центров юга Вятской губернии изделиями народных промыслов. Более трети населения Кукарки было отнесено к категории кустарей. Да это и неудивительно: земли здесь малоплодородные, и крестьяне постоянно искали дополнительный заработок. Мужчины занимались скорняжным и валяльным делом. Многие добывали известняк – опоку, как его здесь называли. Женщины в Кукарке в основном плели кружева. Отсюда увозили изделия во многие уголки России и за границу, отсюда шла слава о вятском кружеве.

Из истории вятского кружева Кружевоплетение в России насчитывает немногим более трёх столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кружево называют молодым видом искусства. Но несмотря на это, как ни водной другой стране мира, России оно отличалось большим разнообразием. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что его плели из волоченного золота и серебра, вплетали серебряную нить (расплющенную тонкую проволоку, окрашенную малиновый, зелёный, синий цвета). Его украшали разными так называемыми «блестками», звёздочками. Было известно кружево «сажённое и низанное жемчугом», кружево с пухом и горностаем, с различными шелками и мишурой. А как изящны и нежны были кружева, сплетённые из шёлка или простой льняной нити! Плели кружева в Тверской, Костромской, Орловской, Нижегородской, рязанской, Волгоградской, Петербургской, Новгородской губерниях. Вятская губерния входила в своеобразный «куст» кружевоплетения центральной части России. История вятского кружева таит в себе много неразгаданного до сих пор. Мы не можем пока сказать точно, когда оно появилось на нашей земле, как и откуда к нам пришло. Считают, что первое упоминание о нем относится к 1849 год. Действительно, в фондах краеведческого музея г.Советска мне довелось читать запись о рукописи Императорского географического общества за 1849 год, в которой указывается на широкое распространение и хорошее качество кукарского кружева. Но рождение вятского кружева относят к более ранним срокам. М. Н. Шатров в книге «Кировские кустари» приводит бытовавшее предание: «В начале 18 века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра l был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеж. Здесь за какую-то провинность попал в немилость, и чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки...» Далее автор замечает, что, как в каждом предании, здесь есть и правда, и вымысел, но подчёркивает, обращаясь уже к своему времени: «…Плотники Советского района сего времени пользуется особой славой в нашей стране. Их вы встретите по всему Советскому Союзу на лучших строительствах, а плетёные кружева выработки артелей Советского района не уступают всемирно известным голландским и бельгийским кружевам…» Как бы в подтверждении приведённого выше предания в 8-м томе «Истории русского искусства» в главе «Народное искусства первой половины 19 века», написанной известным искусствоведом, знатоком народных промыслов В. М. Василенко, есть упоминание о том, что в конце 18 – начале 19 века существовало на Вятской земле кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без сколков (оно называлось «численное») простым рисунком. Окрашивали его чаще всего в синий, или, как тогда называли, кубовый цвет, отсюда и пошло название «кубовое». Раскупалось такое кружево в основном местным населением для украшения полотенец, для свадебных подарков. Отдельные образцы подобного кружева сохранились в собрании Кировского художественного музея. Это – край и прошва, которые действительно могли быть использованы для украшения полотенец. В середине 19 века кружевом начали украшать свою одежду представители дворянства и состоятельные горожане. Вполне вероятно, что кукарские кружевницы видели образцы из других центров, что-то заимствовали для себя. Но в целом мастерицы вносили в новые образцы изменения сообразно своему вкусу и пониманию сложившихся традиций. Долгое время единственным районом кружевоплетения в губернии была слобода Кукарка и окружающие её селения. К 80-м годам 19 столетия здесь плели кружево более 500человек. женщины в основном работали по готовым сколкам. Самостоятельно составлять рисунки могли лишь немногие. Но уже в 90-е годы кружевоплетение на Вятской земле, как и по всей России, получает широчайшее распространение. Стремясь помочь кустарям, его берёт под свою опеку Вятское земство. Отчасти это было продиктовано общими действиями многих губернских земств в России, пытавшихся как-то поправить пошатнувшееся из-за неурожаев 1891-1892 годов положение крестьян. В этот период почти повсеместно не только поддерживались старые центры кустарных промыслов, но нередко насаждались ремесла среди крестьянского населения. Развитию кружевного производства производство по губерниям способствовали и основанная в 1883 году Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге. Она была создана стараниями С. А. Давыдовой, обстоятельно изучившей кружевное дело почти по всей России. По материалам своих поездок она издала один из первых альбомов «Кружево и русские кружевницы», где были репродуцированы рисунки и сколки кружев из разных мест, даны краткие описания их характерных особенностей. Были показаны в нем и кукарские кружева. Альбом этот получил золотую медаль и почётный отзыв Российской Академии наук. Белой и Чёрной Холуницах Слободского уезда, в Воткинске Сарапульского, в Залазне Глазовского, а также в Уржуме, Малмыже, и рядом со слободой Кукаркой в селе Ильинском. Создавались они, прежде всего в тех местах, где и раньше женщины плели кружева, но были случаи, как например, в белой Холунице, когда искусству кружевоплетения начали обучать совершенно не знакомых с ним людей. Вятское губернское земство для обучения приглашало в школы выпускниц из Петербурга, иногда на местах оставляли лучших из окончивших школы. Учиться обычно начинали охотно, причём не только дети, но и взрослые. Но очень немногие проходили полный курс. В крестьянских семьях трудно было выдержать трёхгодичный срок обучения – постоянно отвлекали домашние сезонные работы. Получив определённые навыки, а вместе с тем и возможность прирабатывать и помогать семье, многие девушки уходили из школы и плели кружева на дому. Но всё же число обучавшихся в школах росло постоянно. Так, в Кукарской кружевной школе к концу первого учебного года было 70 человек, и это оказалось настолько большим числом, что администрации пришлось на некоторое время прекратить приём. На какие же средства существовали школы? Единых условий для всех не было. В основном они открывались за счёт уездных земств. Но их субсидирования были невелики. И успешнее всего шли дела в тех школах, где находились добровольные покровители. В слободе Кукарке такой покровительницей стала жена местного земского врача А. Г. Афанасьева. Она не только предложила губернской управе бесплатно свои услуги по организации школы, но впоследствии взяла на себя заведование ею. Десять лет отдала эта женщина Кукарской кружевной школе, немало тратя на содержание её своих средств. Нужно было платить педагогам. Например, для улучшения техники плетения в Кукарку из Мариинской кружевной школы пригласили опытную мастерицу Бердникову, кстати, уроженку Вятской губернии. Черчение и рисование вёл педагог из местного двухклассного училища Волкович. Для учениц выписывались из столицы альбомы с образцами кружев и рисунками сколков. Немало денег тратилось и на бытовые нужды учащихся. Для учениц из окрестных сёл и деревень был открыт интернат, для неграмотных на средства уездного земства организованы вечерние занятия (в 1901году открыта начальная школа). Часть учениц вместо годового содержания получала за свой труд плату с аршина, и на это многие шли охотно. По отчётам школы за 1901год, из общей суммы 887 рублей, вырученной от продажи сработанного ученицами и мастерицами кружева, было выдано на руки 770 рублей. А всего на содержание школы в этот год израсходовано 957 рублей 99 копеек. В Белой Холунице дело обстояло по-другому. Здесь содержание школы взяло на себя управление местным металлургическим заводом. Правда, для владельцев завода это был вынужденный шаг: нужно было дать занятие женам рабочих. Школа в Белой Холунице была открыта в 1898 году. Уездное земство обязалось отпускать пособие на её содержание в сумме 100рублей ежегодно. Заводоуправление должно было предоставить помещение для школы, а губернское земство оплачивало расходы по содержанию учительницы. За первые пять лет Белохолуницкая кружевная школа выпустила 19 учениц, прошедших полный курс обучения. Выпускницы получали бубен, сколки рисунков, коклюшки и прочие принадлежности кружевоплетения. Деятельность этих двух школ была настолько плодотворной, что уже в первые годы их существования кружева, выходящие из рук мастериц и учениц, завоевают признание на самых различных конкурсах. Вот только некоторые сведения о Кукарской кружевной школе менее чем за двадцатилетний период:

  1894 год – награда на выставке Северо - Американских штатов в г. Атланте;
  1896 год – золотая медаль на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде;
  1900 год – золотая медаль на Всемирной выставке в Париже; 
  1907; 1908; 1909 – годы две золотые медали и одна большая серебряная на кустарной выставке в Петербурге; 

В 1912 году – на Всероссийской промышленно-кустарной выставке школа была отмечена почётным дипломом «за изящество рисунков и превосходное исполнение, а также за широкую организацию кружевного промысла». Этот диплом в то время ценился выше золотой медали. Белохолуницкая школа через два года после своего открытия получает золотую медаль на Парижской выставке, а ещё через два года, на упоминавшейся уже на Всероссийской выставке, - бронзовую. Эту выставку помнили и ещё по одному событию: на изящные кружевные изделия учениц из Белой Холуницы обратила внимание императрица и приобрела часть для себя. Подобный образец кружева, который подошёл бы и для царского двора, можно увидеть в экспозиции краеведческого музея г. Советска. В одной из витрин здесь лежит удивительная по красоте и мастерству исполнения церковная пелена. На тёмно-красном бархате особенно чётко виден узор кружева, сплетённого из чёрного шёлка с добавлением серебряной нити. Кружево пелены очень тонкое и нежное. Как кропотлива, должна быть работа кружевницы, выполнившей эту вещь, сколько умения и таланта вложено в неё! Среди учениц кружевных школ было, очевидно, немало талантливых. Газета « Вятские губернские ведомости » в октябре 1903 года сообщала, что две девушки из Белой Холуницы за счёт губернского земства отправлены для окончания усовершенствования и получения звания учительницы в петербургскую Мариинскую школу ».(2) Однако большинство девушек, окончивших школу, возвращались в семьи, где включались в крестьянскую работу. И только в зимние месяцы, когда за кружева садились вся женская половина дома, они могли целиком предаться этому труду. За день усердной работы женщина могла выплести кружева на 120 коклюшках не более чем на 20 копеек. А средний ежегодный заработок кружевницы равнялся 10 копейкам. В лучшем положении находились те, кто плёл по заказам от школы. Но их в Кукарке было всего 400 человек из 3 тысяч работающих кружевниц. За зиму мастерица, получавшая заказы от школы, могла заработать 30-80 рублей, а те, кто плели на «вольный рынок»,-всего 10-30 рублей. Главными заправилами на «вольном рынке» были скупщины. В иные годы их приезжало в Кукарку до 25 человек. Они чувствовали себя здесь хозяевами – диктовали мастерицам рисунки, которые « лучше идут », скупали кружева в два, а то и более раз дешевле продажной цены. Так, покупая кружево по 15 копеек за аршин, сбывали его впоследствии по 25-35 копеек, кокетки к платьям брали по 60-90 копеек, а продавали по полтора-два рубля. Так что кружевницам приходилось трудиться очень много, почти как в песне: « Без обеда, без ужина заставляют плесть кружево…» И всё же в деятельности торговок-скупщиц хотелось бы отметить одну положительную сторону: они вывозили товар за пределы края, а значит, и по-своему пропагандировали его по многим губерниям России. Они везли кружево вниз по Волге, вверх по Каме. Знали вятское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге, даже на Дальнем Востоке, а оттуда шло кружево в Японию, попадало в западные страны – Англию, Францию, Голландию, Швейцарию и в США. В годы Первой мировой войны кружевоплетение в губернии пошло на убыль. К 1917 году из девяти школ в губернии остались две – в Кукарке и в Белой Холунице. Но и они требовали восстановления. Оно началось позднее, уже в годы советской власти.

Вятское кружево.jpg

Как плетутся кружева Сегодня мы можем увидеть кружева на выставках и в музеях. Их часто покупают в магазинах, кружевные воротнички носят многие кировчанки. Кружево увозят из нашего города как прекрасный подарок, его любят и ценят, но редко кто может представить себя, сколько труда, терпения и любви вкладывает мастерица в каждое изделие. Казалось бы, нехитрые предметы в руках кружевницы, но у каждой своё назначение. Простая деревянная подставка из двух перекрещивающих рам нужна для поддержания подушки-бубна. Небольшой по размеру бубен – это тугой, плотно набитый валик. Он должен быть гладким, без бугров и углублений, иначе плетение будет неровным. Верхняя наволочка бубна шьётся из белой ткани, чтобы кружево не пачкалось при работе. К бубну прикрепляется рисунок, или, как его ещё называют, « сколок ». Во время плетения готовое кружево прикрывается от пыли белым лоскутом материи. Плетут кружева коклюшками – маленькими, до 17 – 18 сантиметров в длину, деревянными палочками. Они похожи на барабанные, с такой же круглой головкой на конце. К коклюшкам у кружевниц отношение особое – уважительное и любовное. Они не часто пользуются готовыми, фабричными, а стараются заказать коклюшки у « своего мастера » из берёзы или вереса, из тех пород деревьев, у которых « звон приятнее ». Коклюшки при работе действительно словно звенят. В работе они употребляются только парами, число их обязательно чётное, и про кружево говорят: « сплетено из 8, 12, 20 или 40 пар ». Попарно наматываются на коклюшки и нитки, сначала на одну, а затем, не отрывая нить, на другую. Очень важен для кружева сколок – его рабочий рисунок. К мастерицам, которые могут составлять сколки сами, у подруг особое уважение. Ведь за этим кроется способность придумывать новые рисунки, а это даётся не каждому, здесь нужен талант художника. Сколок делается из плотной бумаги или картона, это тоже не случайно. Обычно по одному сколку кружево плетётся несколько раз. Узор будущего кружева нанесён на картоне точками, которые определяют места вкалывания булавок. Булавками прикрепляют сколок к бубну, они поддерживают и соединяют нити при плетении. Для кружева булавки нужны нержавеющие, чаще всего они делаются из меди или латуни, с маленькими круглыми головками. Нити при плетении используются самые разные – хлопчатобумажные, льняные, мулине, шёлковые, металлические. Сейчас пробуют плести и из синтетических волокон. Эти атрибуты – общие для всех центров кружевоплетения, как, кстати, общие и приёмы работы. Они тоже очень простые, если них рассказывать, но, сколько ученицам приходится приложить усилий, какое проявить терпение, чтобы овладеть ими! Разнообразнейшие узоры образуются благодаря различным сочетаниям основных элементов кружева. Их всего четыре. Самый главный из них, пожалуй, тесьма – полотнянка, которую вятские мастерицы называют вилюшкой. Она ведёт главный рисунок кружева. Не менее важный элемент – сетка – решётка, являющаяся своего рода фоном. Плетешок напоминает шнурочек. Он часто украшается отвивными петельками с одной или с двух сторон. Есть ещё в кружеве и насновки. Это небольшие фигуры очень плотного плетения, овальной, вытянутой или четырехугольной формы. Различные насновки вплетаются обычно в решётку и придают её ажурности особую красоту. Создаются все кружева сейчас в основном двумя способами – парной и цепной техниками плетения. Парной исполняются мерные кружева – прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры, или, как говорят мастерицы, мотивы. Своё название эта техника получила оттого, что кружева выплетаются на ней многими парами коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших геометрических фигур разной плотности, которые ритмически повторяются. Покрывала, скатерти, занавески, накидки, салфеточки, дорожки, подстаканники, воротнички, отделки к платью – так называемые штучные изделия – выплетаются сцепной техникой. Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделия ещё при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком. Так и плетётся оно по частям и соединяется потом в целое при помощи сцепления вязальным крючком. Кстати, крючком пользуются и в процессе плетения отдельных частей. Узоры сцепного кружева состоят из плотно сплетённой тесьмы – вилюшки, которая, изгибаясь, ведёт основной рисунок, выявляя формы орнамента, а также из прозрачной решётки, служащей для этих узоров фоном. Начинает свою работу кружевница с подготовки скола, который плотно прикалывают к бубну. Затем она навивает нити на коклюшки и навешивает их парами на булавки, вколотые в рисунок. Приёмы плетения основаны на переборе – перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Плетут одновременно двумя парами коклюшек, которые кружевница держит в правой и в левой руках. Остальные, не работающие в данный момент коклюшки, раскладывают на бубне также парами. Они могут спускаться вниз, за бубен, повисать по его сторонам, часть из них накидывается на вколотые булавки по ту и другую сторону рисунка. То, о чем было сказано ранее - техническая сторона плетения кружева. Одинаковые орудие труда у мастериц, общие приёмы плетения, а вот плетут в каждой области по–своему. И поэтому различается кружево вологодское, киришское, рязанское и наше – кукарское, или советское, вятское. Отличаются кружева друг от друга художественными приемами. Следовательно, всем становятся интересны особенности этих художественных приемов, которые позволяют различать кружево из одной области, из одного центра плетения от других. Рассматривая вятские кружева, можно наблюдать за вилюшкой, той, которая ведет основной рисунок в сцепной технике. Она меняется даже в одном изделии. По краю, например, идет она плотной, волнистой полоской, но если в рисунке есть цветок, то вилюшка в его обрисовке будет уже совсем другой. Тут она может быть более широкой и разреженной настолько, что почти сольется с фоном. Обрисовав лепестки цветка, она продолжает свой путь дальше и может снова стать плотной и так до следующего элемента, например, до розетки или стилизованной веточки. Подойдя к ним, вилюшка может раздвоиться, снова перейти в разреженную решетку, а в конце , повторив весь путь как бы в обратном направлении, опять стать плотной. Иногда в одном кружевном изделии можно насчитать 5-7, а то и более переходов вилюшки. Одна из кружевниц назвала как–то в разговоре вилюшку реченькой. Действительно, очень похоже. Течёт такая реченька по вятскому кружеву и становится то широкой и полноводной рекой, то, как в половодье, разливается на несколько потоков. А то вдруг соберётся в небольшую, весёлую речушку –ручеёк и весело, игриво продолжает свой путь. Нередко вилюшка украшается сканью – утолщённой, рельефно выделяющейся нитью, идущей по её средине и по краям. В некоторых кружевах, накладываясь одна на другую, вилюшка плетётся внахлест. Такого разнообразия в плетении вилюшки нет ни в одном другом кружеве. Нигде, кроме, как в вятском, не разрабатываются так богато и решетки. Они могут быть со звёздочками, ромашки, самыми разнообразными насновками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решетка во многом помогает основному рисунку – орнаменту. Он идёт то плавно и спокойно, то может строиться на динамичных, острых поворотов. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые к платьям, шарфы и пелеринки. Есть в коллекции и готовые вещи. Это, например, детское платье, привлекающее своей простотой и изяществом. Оно выплетено из простых, неотбеленных ниток. В основном выполнено в некрупную, с круглыми ячейками сетку, и только низ подола, рукавов, а также вырез горловины отделены крупным и красивым узором. Вилюшка плавно ведёт рисунок, постепенно перетекая из низенького цветка в крупный пятилистник и снова переходя в цветок. Весь узор рисунка построен на строго выдержанном ритме. Узор не меняется на рукавах и вороте, только ширина обделочной полосы становится чуть уже. Вилюшка этой работе почти не разрежена, лишь на поворотах она как бы не много раздваивается, и это ещё больше подчёркивает ажурность рисунка. Тот же почерк, та же рука чувствуются и ещё в одной работе – женском кружевном шарфе ( может быть, оба изделия были сплетены в одной мастерской ). Здесь на такой же решетке с круглыми ячейками по всему полю шарфа разбросаны крупные, круглые розетки. Они чётко выделяются на этом воздушном фоне и в то же время очень органично вписываются в него. Внешние края розеток, представляющие собой лепестки цветка, то собираются в плотную тесьму – вилюшку с круглыми прорывами по центру каждого лепестка, то переходят в мелкую сеточку, и весь цветок с прозрачной сердцевиной выглядит лёгким и ажурным. Концы шарфа отделены мерной прошвой и лёгким краем, украшенным фестонами Чаще всего в сцепной технике плетения кружевницы использовали тонкую хлопчатобумажную или льняную нить, но нередко и шёлк. Рисунки разнообразнейших по форме и размерам дорожек, косынок, шарфов, покрывал построены на геометрических формах, и это придаёт всему изделию особую строгость. Подчас эти геометрические узоры сочетаются с богатейшей орнаментикой, состоящей из растительных и цветочных мотивов, в которых, как мне думается, полнее всего раскрывалось своеобразие вятского кружева. Как часто та или иная вещь живо напоминает расцветший луг, а другую можно сравнить с садом, где есть сказочные цветы, которые сплетаются в красивые гирлянды. Не менее интересны кружева парной техники плетения – мерные. Здесь основной узор располагается в центральной части кружева, ограничиваясь с одной стороны кромкой, с другой – волнистым краем –«фестоном». наибольшей разработке подвергается центральная часть. Она состоит из различных геометрических фигур – квадрат, кружков, овалов, треугольников, зигзагообразной ленты. Если плетётся комплект – прошва, край, уголки, то рисунок центральной части повторяется во всём комплекте. По виду рисунки орнамента напоминают предметы реальной жизни, только очень условно трактуемые. Не случайно некоторые из них называют «цыпочка», «денежка», «мушка». Сохранились в вятском мерном кружке название, в которых слышится своеобразный мастер говор: «околенки», «меленки», «трактовые дорожки», «рюмочки», «червончики», «кудрявые круги», «косые лепёшки», «мелкорыбчатые», «часовенки» и т. д. Вслушиваешься в эти определения, и невольно приходят на память слова писателя В. Осетрова: « в орнаменте душа народа, его меткий наблюдательный глаз, неистощимая фантазия, его характерная символика». Богатейшая коллекция мерного вятского кружева конца 19-начала 20 века- отдельные прошвы и такого же рисунка края к ним, целые комплекты отделки постельного белья, включающие в себя уголки к подушкам, кружево на подзоры – находится в собрании Кировского художественного музея. Немало также образцов кружева, выработанного для отделки платьев, блузок, тонкого белья, различных по форме салфеток и носовых платочков. Но особый интерес представляют в этой коллекции большие альбомы из разных кружевных школ губернии – Кукарской, Белохолуницкой, Чепецкой и других. В них бережно хранятся образцы мерного кружева, которые выплетались ученицами этих школ. Полоски кружева показаны здесь на отдельных листах картона. Эти своеобразные планшеты можно перебирать часами и рассматривать кружево – так его много и такое разнообразное оно по рисунку и орнаменту. Иные – как тончайшая и нежная паутинка, порой даже трудно разглядеть, из каких ниточек шёлка они сплетены. Другое, напротив, удивляет своей рельефностью. Оно выплетено из хлопчатобумажных ниток, а подчас из сурового неотбеленного льна. Орнамент этих кружев то расцветает диковинными сказочными цветами, то в нём можно разглядеть наши полевые ромашки и колокольчики, лапочки елей или листочки берёзы. Рисунок отдельных кружев строится на строгой симметрии геометрических форм – четырёхугольников, ромбов, овалов и кругов. Немало на листах альбомов показано также отдельных плетёных сюжетов, которыми можно было бы украсить платье или блузу или вшить в ткань какой-либо салфетки. Это различные по размерам и цвету бабочки, стрекозы, корзинки, букеты цветов и т. д. Смело используются разнообразные техники плетения, мастерицы создают интереснейшие разработки растительного и цветочного орнаментов. Полет их фантазии поистине неудержим. Вот где душа народа раскрывается полностью во всей ее красоте и многогранности. Иногда теряешься, не зная с чем можно сравнить такие кружева. И снова хочется обратиться к словам В.Осетрова: Орнамент – музыка, которую можно видеть. Цветочный хоровод, словно в танце, движется, соблюдая симметрию… В бесконечных поворотах, паузах, многофигурных арабесках сочетаются прихотливая сложность и нарядность. Орнамент – музыка. Иногда величавая, торжественная, полифоническая, поражающая нас своими громокипящими мелодиями. Но орнамент может быть и мелодией пастушьего рожка, поющего в поле и под одинокой березой. Интересны примеры вятского сюжетного кружева. Уже в образцах 19 века, наряду со стилизованным изображением трав, диковинных цветов, насекомых, полуфантастических птиц и зверей можно встретить самые различные сцены, иногда сказочного или бытового характера – «Красная шапочка», «Золушка», «Пустынник и медведь» и т.д. Очевидно, некоторые рисунки для кружева заимствовались мастерицами из вышивки, иные из них выглядят прямыми репликами модных в те годы сюжетов в вышивке, например, сцены объяснения в любви. Обращение к тематическому кружеву было свойственно не только кружевницам прошлого века. В советское время, в 30-е годы, в период индустриализации во многих изделиях появлялись изображения автомашин, тракторов, самолётов. Плели такие кружева в Советске. Затем пришли другие темы. Прочное место, например, заняла геральдика, нередко можно встретить изображение звёзд, Московского кремля, советских орденов, колосьев и т.д. Особенностью нашего кружева можно считать то, что кружевницы из города Советска часто обращаются к мотивам дымковской игрушки. Но любой, самый красивый и фантастический узор останется мёртвым, если мастерицы не отдадут ему частичку своего душевного тепла и сердца. Можно сравнить два воротничка, плетенных по одному сколку. Все в них должны быть одинаково, а они – разные. Потому что работали над ними разные люди. В кружеве, как в любом деле, отражаются настроение, характер человека, его мысли.

Вятское кружево2.jpg

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru