Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»
Адмиралтейство (Санкт-Петербург)
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Годы постройки 1806-1823 Архитекторы: Захаров А. Д. Ближайшие станции метро Невский Проспект
История
Адмиралтейство — первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге. Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту она была заложена 5 ноября 1704 года. Место выбрано не случайно. Ранее здесь находилось село Гавгуево, то есть территория была уже в какой то мере освоена. Нева в этом месте достаточно широка для спуска кораблей со стапелей. Кроме того, место это было на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, чтобы накрыть Адмиралтейство огнём, если его захватит враг.
В 1704 и 1705 годах шведские войска достаточно часто угрожали молодому Санкт-Петербургу, было решено придать Адмиралтейству функции крепости. Крепостные укрепления возвели за месяц. 1 октября над башней с въездными воротами установили шпиль. Первое здание Адмиралтейства было оформлено к 15 ноября 1705 года.
АдмиралтействоЗдесь начали строить корабли для Балтийского флота. Изначально их строили на Олонецкой верфи на реке Свирь. Однако оказалось достаточно сложным перегонять корабли через Ладожское озеро, через Ивановские пороги на Неве. Поэтому и понадобилась новая верфь в непосредственной близости от моря.
Строилось Адмиралтейство в виде буквы «П». Вокруг стен вырыли наполненные водой рвы, насыпали земляные валы, организовали обширный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения (глассис). Кроме того глассис предохранял Адмиралтейство от часто случающихся в Морской слободе пожаров. На месте луга со временем появился Александровский сад, площади Декабристов, Исаакиевская, Дворцовая. Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение. Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе построили эллинги для строительства парусных кораблей. На стройке трудились около пяти тысяч человек. Работали они с 5 утра до 9 вечера.
АдмиралтействоАдмиралтейство стало центром Морской слободы. Рабочие и служащие селились рядом, между местом своей работы и рекой Мойкой. Центром этой слободы стали Большая и Малая Морские улицы.
Адмиралтейство («Адмирал» — в переводе «владыка», «властелин морей») стало крупным производственным предприятием, здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно — восемнадцатипушечный корабль. С этого дня по январь 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.
АдмиралтействоВ 1711 году Пётр I приказал перестроить южную часть здания в камень. Именно тогда здесь появилась первая мазанковая башня, на которые были установлены часы.
В 1718 году в башне над главным входом располагался высший орган управления российским флотом — Адмиралтейств-коллегия. С адмиралами здесь заседал сам Пётр, заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы. Этот факт родил поговорку: «Адмиралтейский час пробил, пора водку пить». 11 часов с тех пор называют «Адмиралтейский полдень».
В 1719 году Адмиралтейство перестраивалось по проекту Германа ван Болеса. Было построено новое каменное здание. Над въездными воротами установили каменную башню и шпиль с яблоком и корабликом. В последствии здание перестраивалось ещё два раза, но идея ван Болеса была сохранена, так как шпиль с корабликом стал очень популярен в городе. Кораблик стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вокруг него со временем возникло много легенд и мифов. Идут споры о том, по образу какого корабля сделан кораблик Адмиралтейства. Предполагают что им могло быть боевое судно «Орёл», построенное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. На нём был впервые поднят русский морской флаг. Общеизвестно название шпиля Адмиралтейства, которое дал ему А. С. Пушкин — «Адмиралтейская игла».
В 1727–1738 годах Адмиралтейство перестраивал И. К. Коробов. Неподалёку находилась резиденция императрицы Анны Иоанновны, по её приказу и была произведена перестройка Адмиралтейства в камне.
В 1789 году на территории производства произошёл крупный пожар. Возникла опасность распространения пожара на Зимний дворец, однако это удалось предотвратить. После происшествия Екатерина II пожелала перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия, сославшись на отсутствие для переезда казённых средств.
В 1806–1823 годах по указу Александра I здание перестраивал А. Д. Захаров. Тогда были уничтожены фортификационные сооружения за ненадобностью. Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем составила 72 метра, кораблик весом в 65 килограмм покрыт двумя килограммами чистого золота. Здание состоит из двух П-образных корпусов между которыми проходил канал, позднее засыпанный. Здание богато украшено скульптурами. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, музы астрономии и др. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-малиновский, А. А. Анисимов.
В начале XIX века в здании разместили различные военно-морские ведомства. В 1832 году здание передаётся Училищу корабельной архитектуры, от которого ведёт свою историю Высшее военно-морское инженерное училище.
В 1874 году после закрытия здесь верфи решалась судьба освободившейся земли. Предлагалось устроить здесь новую городскую площадь. Но морским министром Краббе было принято другое решение, участки вдоль Невы были проданы частным лицам. Вскоре это пространство оказалось застроено особняками, здание Адмиралтейства с Невы стало невозможно наблюдать в полном объёме.
В 1886 году оригинальный кораблик стал экспозицией Военно-морского музея, на шпиль установили его копию. Тогда по городу стала ходить история о неком мастере, который без помощи строительных лесов обогнул яблоко и совершил необходимые работы. Якобы ему не выплачивали денежное вознаграждение целых два года, так как не могли проверить качество работы. На что умелец отвечал: «Ну сходите и посмотрите, там же всё видно». На фигуре корабля тогда выгравировали: «Возобновлён в 1864 году октября 1 дня архитектором Ригелером, смотритель капитана 1 ранга Тегелев, помощник — штабс-капитан Степан Кирсанов». Шар сделан полым, в нём находится шкатулка. В ней хранятся сообщениях о всех ремонтах кораблика, имена мастеров, несколько петербургских газет XIX века, ленинградские газеты и документы о капитальных ремонтах 1929 и 1977 годов. Последнее пополнение «коллекции» состоялось в августе 1999 года.
Как добраться ст. м. «Невский Проспект»; автобусы: 7, 10; троллейбусы: 1, 7, 10, 17; маршрутки: 7, 47, 128, 129, 141, 147, 177, 187, 209, 228, 252, 255, 306, 336, 548.