Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»
Аксай, город (Ростовская область)
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Содержание |
Страницы истории города
Город Аксай расположен на крутом берегу при слиянии реки Аксай с Доном, занимает выгодное географическое положение, которое обеспечивает ему прочную связь не только другими городами и районами области, но и всеми регионами страны. Водной артерией-Доном и железнодорожной магистралью, газопроводом связан с Краснодарским и Ставропольским краями, республиками Северного Кавказа и Закавказья. Автомобильная дорога федерального значения « Дон» создает возможность для связей практически со всей Россией. Численность населения города Аксая – 36.5 тысячи человек. В двух километрах находится город-миллионер, областной центр – Ростов-на-Дону. Первые документальные свидетельства о существовании казачьего поселения в пределах нынешнего Аксая относятся к 1570 году: в государственных архивных документах (письме посла И.П. Новосильцева Иоанну Васильевичу Грозному) говорится о встрече с посланником турецкого султана на "Аксайском устье" под Кобяковым городищем. 7 июля 1570 года И. Новосильцев направил царю Ивану Васильевичу (Грозному) письмо с информацией о завершении первого этапа посольства, в котором, в частности, сообщил что "Азовский Диздарь Сефер прислал на встречу на Океанское устье под Кобяково городище Агу Закафею". Таким образом, 7 июля 1570 года вполне может быть принято в качестве даты рождения города Аксая. С этого времени казаки и турки при сопровождении по своим территориям разменивались здесь послами, следовавшими в Турцию и Россию. Расположившийся здесь, в пограничной полосе, казачий городок 1неоднократно подвергался разорительным набегам со стороны турок, крымских татар и ногайцев. Однако удобное местоположение на высоком берегу при слиянии реки Аксая с Доном, на перекрестке сухопутных дорог, ведущих в столицу войска Донского - Черкасск, вновь и вновь влекло сюда людей. Разрушенное восстанавливалось, но зачастую уже под новым наименованием.
В архивном документе 1734 года, перечислявшем царские заставы вокруг Черкасска, говорится: "Первая, при Усть-Оксае, куда, обыкновенно во время разлития воды, казаки и вдовы, казачьи жены с детьми, большею частик» из Черкасска выезжают и ежегодно едва не чрез все лето жительство имеют, а при том бывает торг с приезжими молороссиянами в покупке и вымене на рыбу хлеба и прочего, чем несколько тамошний народ, яко в пограничном месте, и удовольствие свое имеет". И только теперь в название населенного пункта входит слово "Аксай" по названию протекающей здесь реки (с тюркского "Ак-су" - белая вода). В 1742 году это казачье поселение наносится на карту как "Усть-Аксайский стан Неудобное положение "донской Венеции" - столицы войска Донского города Черкасска, постоянно затапливаемого вешними водами, с 1770-х годов все больше заставляло задумываться о перенесении главного казачьего городка на новое место. Взоры предводителей казачества все чаще обращались к привычному месту, где был "нижний перевоз через реку Аксай.
С 1775 года (до 1811 г.) Черкасский округ в административном отношении управлялся сыскным начальством, которое большую часть времени находилось уже в Усть-Аксайском стане.
В 1783 году в Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви с пределами святого Николая чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. А "многоярусный, резной, золоченый по зеленой земле, иконостас этой церкви -превосходной работы, устроен в С. Петербурге знаменитым архитектором Растрелли". (рис.4) Здесь же в 1786 году "по найму рядчика Буденнова делались Триумфальные ворота.
В 1791 году Усть-Аксайский стан переименовывается в станицу Аксайскую. Когда окончательно было решено перенести столицу войска Донского на новое место, станица Аксайская, в числе других местностей предназначалась для занятия новым городом. Главной причиной,- как свидетельствуют архивные докуменеты, - почему сюда не была перенесена столица Дона при М.И. Платове, было опасение, как бы коммерческая деятельность Аксая, как удачно расположенного, не привела бы к падению у казаков военного духа и забвению героизма их славных предков. И действительно, географическое положение Аксая было столь благоприятным, что его соседи торгово-промышленные города Ростов и Нахичевань длительное время не могли с ним соперничать. С момента основания в 1805 году города Ново-черкасска и до 1837 года казаками на самых высоких уровнях управления государством поднимался вопрос о перенесении столицы войска Донского теперь уже из Новочеркасска в Аксай. Но попытка перенесения не удалась... Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище (долину) Дона еще больше способствовало выгодам станицы. Между тем Ростов, представлявший до 1850-х годов в сравнении с Аксайской станицею село, благодаря своему положению постепенно разрастался и, наконец, сделался центром торговой и промышленной деятельности в низовьях Дона. В годы Крымской войны 1853-1856 годов Аксаю отводилась особая роль. На случай возможного продвижения по реке Дон турецких и английских пароходов с десантом здесь, во время весеннего паводка 1856 года, должна была преградить им путь третья линия обороны. На дамбе между станицами Аксайской и Ольгинской соорудили два мостовых укрепления и семь люнетов, вооруженные шестидесятыопятыо полупудовыми единорогами.
В 1854-1855 годах в устье реки Аксай сооружалась Азовская гребная флотилия, несколько позже открылись мореходные классы. Начал выпускать продукцию пороховой завод, расположившийся на пологом склоне балки северо-западной окраины станицы.
Апогея своего развития Аксайская станица достигла в начале 1860-х годов, когда от Грушевских копей (г. Шахты) до Аксая была проведена первая на Дону железная дорога. Энциклопедический справочник Брокгауза и Ефрона в 1890 году ха-рактеризовал станицу весьма скупо: «имеет соляной склад, два свечных за¬вода и 5606 жителей, занимающихся преимущественно рыбной, а также хлебной, дровяной и железной торгов¬лей...имеется главнейший перевоз че¬рез Дон по дороге на Кавказ...». К это¬му времени в станице действовали из¬вестные в Области Войска Донского приготовительные мореходные классы (школа), хотя не столь оснащенные, как мореходное училище в городе Ро¬стове. В 1 класс школы принимали де¬тей от 13 до 17 лет, во 2-й и 3-й на 1-2 года старше. Учащиеся должны были обладать хорошим здоровьем и нор¬мальным зрением. За обучение в шко¬ле взималась плата: с учеников станиц, отпускавших средства на содержание школы, — по 5 рублей, с остальных по 10 рублей в год. В станице действова¬ла народная читальня, работало почто-во-телеграфное отделение и... «похо¬ронная касса». Дворов в станице было 1060, из которых 900 было казачьих.
На хуторах проживало в основном неказачье сословие. Имелось 7 рыбоспет-ных заводов, 2 гончарных, 1 стеклозавод, 12 кузниц, 1 паровая мельница, 2 водя-ных и 5 ветряных. Казаки станицы на¬правлялись на службу в Лейб-гвардию Атаманского казачьего полка, в армейс¬кие батареи и 7-й Донской казачий полк, а также в местные команды.
Купечество и предпринимательство к началу первой мировой войны в Аксайской станице было представлено винотор¬говлей С.А. Герцова, галантереей и ману-фактурой И.Е. Хаспекова,аптекарскими товарамиГ.Л.Гофмана,пекарнями,торговлязерном,мукой,стеклом(стеклозавод В.А. Добровольского) и т. д.
Революция 1917 года застала станицу Аксайскую в период ее мирного и спокойного врастания в капиталистические отношения.
Во время Великой Отечественной войны станица была дважды оккупирована немецкими войсками.
После Великой Отече¬ственной войны станица стой¬ко пережила трудные после-военные годы и активно включилась в послевоенное строительство. В 1954 году в станице появляется первое крупное промышленное предприятие «Аксайкардандеталь», «оттянувшее» на себя значительную часть сельских жите¬лей. Вид станицы в эти годы не очень впечатлял.
С 1957 года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1957 года Аксай становится городом районного подчинения. В последующие годы город активно благоус¬траивается,ведется жилищное строительство, возникают новые микрорайоны -- город, упорно карабкаясь по кручам, уходит на плоскогорье, в степь. Вместо действовавшей в послевоенное вре¬мя паромной переправы через Дон в 1965 году оба берега реки связал автодорожный мост, а ровно через 30 лет, в 1995 году, рядом появился второй мост, обеспечивший удобную связь Ростова-на-Дону и Аксая с южными рай¬онами Ростовской области и Северным Кавказом. Нынешний Аксай уже не дремотная и тихая станица, а крупный промышленный центр с интенсивно развива¬ющимся классом предприни¬мателей. В городе работает консервный завод, пивзавод, судоремонтный завод, пред¬приятия бытовой химии, стройматериалов, транспорт¬ные и строительные организа¬ции. Недавно построена новая судоверфь «Дон-Кассенс», выпускающая грузовые реч¬ные суда. Крупное предприя¬тие «Совтрансавто-Ростов) обеспечивает международные перевозки различных грузов.