Приглашаем в проект «300 ИнтелШкол-2010»

Актёр

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Профессия

АКТЕР (франц. acteur, от лат. actor – исполнитель)- профессиональный исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и кино. Синонимом к термину «актер» является слово «артист» (франц. artiste, от лат. ars – искусство), однако его значение несколько шире: артистом может быть назван человек, достигший мастерства в области, не связанной с театральным или иным зрелищным искусством.

История профессии

Актер – это одновременно и самое начало, исток театрального искусства, и его вершина, завершающий итог. Ранние, ритуальные и обрядовые театрализованные формы (пратеатр) оставляли актера со зрителем «один на один», его индивидуальное искусство могли поддерживать разве что костюм или маска. Все остальные средства художественной выразительности и театральные профессии (драматургия, декорационное искусство, свет, режиссура и т.д.) зародились и сформировались позже. Сценическое искусство в современном понимании этого слова зародилось в Древней Греции, где ремесло актера было одним из самых престижных. Имена знаменитых актеров были известны всей Греции, а зрителям на их спектаклях зачастую не хватало места. В те времена игра на сцене была значительно более трудным делом, чем в наши дни. Ведь лица актеров, одетых в одинаковые просторные белые плащи, закрывали маски, изображавшие в трагических спектаклях горе, а в комических – радость. В распоряжении актера оставался только голос, которым и следовало выразить все эмоции, передать напряженный ход действия. В Древнем Риме профессия актера была уже значительно менее престижной. Уважением пользовались лишь те, кто добился в этом ремесле действительно выдающихся успехов. Уже к первым векам нашей эры эта профессия становится откровенно непопулярной. На игру актеров стали смотреть так же, как на выступления гладиаторов. Эта традиция была целиком воспринята средневековой Европой, в которой светские представления очень долго считались бесовскими. На Руси же в те времена актерское ремесло было не только непопулярным, но иногда просто опасным. Ревностные христиане могли сломать инструменты скомороха, выпустить его зверей, и избить его самого. Отношение к театру изменилось лишь в эпоху Возрождения, но актеры еще долго не могли рассчитывать на уважение соседей. Например, когда в XIX столетии один из знаменитых русских предпринимателей – Савва Мамонтов – во время пребывания в Италии захотел избрать карьеру оперного певца, российские деловые круги были крайне скандализированы. Отец Саввы не только приказал ему немедленно вернуться домой под угрозой родительского проклятия, но и направил к нему своего управляющего, чтобы тот хотя бы даже насильно привез Мамонтова-младшего обратно в Москву. Действительно престижной профессия актера стала только в XX в. Историческое развитие мастерства актера неотделимо от всей мировой истории театра и культуры, их эстетических и социальных тенденций и направлений.

Профессия в современности

Одной из самых престижных профессий наших дней является профессия актера. Сегодня, при огромных возможностях театра и разнообразии его средств художественной выразительности, во время спектакля актер по-прежнему один выходит на непосредственный контакт со зрительным залом, вобрав в себя во время репетиционного периода подготовки спектакля весь опыт и возможности смежных театральных профессий. Как бы ни велик был вклад режиссера, художника, композитора, балетмейстера, дирижера и др. в создание спектакля, конечный его успех зависит в первую очередь от актера, являющегося накопителем и проводником идей постановочной группы. Высокий уровень актерского мастерства способен многократно умножить и укрупнить творческий замысел спектакля; низкий, непрофессиональный уровень – уничтожить самое блистательное постановочное решение. Собственно, в этом и состоит двойственность профессии актера, обусловливающая немалые психологические трудности. С одной стороны, эта профессия крайне зависима от множества факторов (от возможностей, заложенных драматургом в ролевой материал и режиссерского умения работать с актером до слаженной работы театральных технических цехов во время спектакля и настроения зрительного зала); с другой стороны – именно в актере заключена квинтэссенция всего театрального искусства. Недаром на протяжении всей мировой истории театра слава ни одного, самого популярного драматурга, режиссера, балетмейстера и т.д. не может сравниться со степенью популярности актерских «звезд»: именно они становятся истинными властителями дум зрителей, воплощая и символизируя Театр.

Выдающиеся люди данной профессии

Известно много актёров, но самыми выдающимися признаны:

Андрей Александрович Миронов (8 марта 1941 - 16 августа 1987). Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (1962). С 1962 — актер и режиссер театра Сатиры. Выступал как актер и певец на эстраде и телевидении. Лучший актер 1987 года по опросу журнала "Советский экран" (Фест — "Человек с бульвара Капуцинов"). Народный артист РСФСР (1980).

Юрий Никулин

Юрий Никулин (18 декабря 1921 – 21 августа 1997). Окончил студию разговорных жанров при Московском цирке (1949). С 1949 – артист Московского цирка (жанр клоунады, дуэт с М. Шуйдиным), с 1982 – директор московского цирка на Цветном бульваре. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино). Народный артист СССР (1973). Премия "Кинотавр" в номинации "Премия президентского совета за творческую карьеру" за 1995 год.

Ростислав Плятт (13 декабря 1908 - 30 июня 1989). Родился в Ростове-на-Дону. Окончил драматические курсы под руководством Ю. А. Завадского (1928). С 1927 — актер Московского театра-студии под руководством Ю. А. Завадского, с 1936 — Ростовского драматического театра им. М. Горького, с 1938 — Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1941 — Московского театра драмы, с 1943 — академического театра им. Моссовета. Народный артист СССР (1961). Лауреат Государственной премии СССР (1982, за театральную работу).

Евгений Леонов

Евгений Леонов (2 сентября 1926 - 29 января 1994). Окончил Московскую театральную студию (1947). С 1947 — актер Московского театра им. К. С. Станиславского, с 1968 — академического театра им. Вл. Маяковского, с 1972 — театра им. Ленинского комсомола. Народный артист СССР (1978).

Олег Ефремов (1 октября 1927 – 24 мая 2000). В 1949 окончил Школу-студию при МХАТ. Актер и режиссер Центрального детского театра (1949-1956). Организатор и главный режиссер театра "Современник" (1956-1970). С 1970 — главный режиссер МХАТ. Профессор Школы-студии при МХАТ (1976). Приз жюри Всесоюзного телефестиваля в Ленинграде ("Дни хирурга Мишкина", 1976 ) Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии (1969, 1974, 1983 — за театральные работы).

Наталья Гундарева (28 августа 1948 - 15 мая 2005). Окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1971). Актриса Московского театра им. В. Маяковского. По результатам опросов журнала «Советский экран» признана лучшей актрисой 1977, 1981, 1984 годов. Лауреат Гос. премии СССР (1984 — за театральную работу), Лауреат Гос. премии РСФСР им. бр. Васильевых (1980 — за участиев в фильме «Осенний марафон»). Народная артистка РСФСР (1986). Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998). Премия МКФ "Восток - Запад" в номинации "За лучший женский образ" (2000, Баку).

Олег Табаков

Олег Табаков (17 августа 1935). Родился в Саратове. Окончил Школу-студию при МХАТ (1957). С 1957 – актер и режиссер театра «Современник», с 1983 – МХАТ. С 1986 – ректор Школы-студии при МХАТ, профессор (1987), с 1974 – руководитель "Театра-студии под руководством О. Табакова" (Табакерка). С июня 2000 – художественный руководитель МХАТ им. А. П. Чехова. Принимает участие в озвучании мультфильмов. Лауреат Государственной премии СССР (1967, за театральную работу). Народный артист СССР (1987).

Уникальные стороны профессии

Профессия актера во все времена считалась одной из самых интересных. Актер - уникальная профессия: единственным инструментом в его работе является он сам. Тут важны и физические данные, и внутренние качества: обаяние, "кураж". Большое значение имеет и голос. Актер ведет за собой зрителей, воспитывает их, помогает им осознать свои недостатки и встать на верный путь. Играя на сцене, актер импровизирует. Здесь необходима ещё одна черта актерского таланта- непосредственность. Именно это качество позволяет актеру в одной и той же роли быть немного «разным» и в каждом спектакле воссоздать как бы впервые внутреннюю жизнь персонажа.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

В Саратове и области немало театров, в которых востребована профессия актера. Наиболее талантливых приглашают в крупные Московские театры. Но к сожалению, у нас мало учебных заведений, в которых можно выучиться на актера.


Источники информации:

Материалы взяты с сайтов:

http://www.krugosvet.ru/

http://actors.khv.ru/

http://rdvmedia.ru/

http://magazine.hrm.ru

А также из книг:

«Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика», Москва 1990г.

«Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре», Ю.Л Алянский, Дет. лит., 1986г.

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер