Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»
Арья, посёлок (Уренский район, Нижегородская область)
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
АРЬЯ - Название двух деревень, железнодорожной станции и речки в Уренском районе. Название речки марийское. По названию речки получили название и деревни. По данным первой ревизии I7I9-I723 годов деревня Арья уже упоминается в числе населенных пунктов этого района. Железнодорожная же станция возникла в связи со строительством ж.д. после 1920 года.
Рабочий поселок Арья – самое молодое поселение Уренского района. Вместе с тем – второе после райцентра по численности населения и социально-экономическому потенциалу. Точкой отсчета начала существования поселка можно считать конец лета 1933 года, когда здесь появились первые постоянные жители.
На рубеже 20-30-х годов раскулачивание и коллективизация сдвинули Россию, началась миграция огромных масс населения. Появляются леспромхозы с сетью лесоучастков. Для ускорения доставки леса была создана отгрузочная площадка и на полустанке Новая Арья. Тут кстати и подоспела даровая рабочая сила в виде раскулаченных крестьян.Однако в предвоенные годы поселок рос очень медленно. В 1938 году в нем проживали всего 13 семей. Бурный рост начался с начала 50-х годов с организацией лесопромышленной организации, а в середине 50-х - механизированной колонны по осушению болот. В поселок на жительство и для работы хлынуло население окрестных деревень: Б. Арьи, Бобылевки, Панфилова, Темты, Буренина, Карпова и других. На укзкоколейной железной дороге протяженностью в 70 километров возникают поселки лесорубов Атазик и Боровка.
В 1969 году Арьёвская средняя школа являлась крупнейшей в районе: 39 классов, 1400 учащихся, 58 педагогов, 26 технических работников. В школьном интернате проживали более 200 учащихся из 3-х десятков населенных пунктов. Население поселка достигло 6 тысяч человек. Но оскудение лесосырьевой базы сказывалось все ощутимее. А население поселка, между тем, с начала 70-х возрастало особенно интенсивно за счет вступавшего в жизнь и обзаводившегося детьми послевоенного поколения, а еще – переселенцев из так называемых неперспективных деревень Уренского и соседних районов. Весьма своевременным шагом районного руководства стало решение о создании в Арье предприятия стройиндустрии – завода железобетонных изделий. В августе 1972 года развернулось его строительство, привлекшее в поселок массу молодежи, поддержавшее леспромхоз в эти трудные годы тем, что приняло из него часть рабочей силы. В 1978 году завод выдал первую продукцию. В начале 80-х ввиду полного истощения лесосырьевой базы прекратил существование лесной поселок Боровка, жители которого перебрались на поселок. Важное событие на ударной стройке завода ЖБИ случилось в апреле 1978 года – на нее прибыли молодежные отряды – 60 человек с Украины и 20 из Татарии - достраивать завод, строить жилье.
Фото И.Б.Баранцевой
Многие из добровольцев остались здесь на жительство, положив начало двум новым жилым городкам строителей и работников завода ЖБИ. На рубеже 80-90-х годов численность рабочих завода превысила 600 человек. Это дало высокий всплеск рождаемости. Появляются новые улицы. Молодежная в микрорайоне ЗЖБИ, Есенина, Мира. Индивидуальное строительство породило улицы Полевую, Энтузиастов, Талькова, Лермонтова, Цветаевой, Овражная, Зеленая, Некрасова, Маяковского.
А в 90-е годы заводское производство охватил глубокий кризис, который постепенно преодолевается в настоящее время. Но за годы кризиса был утерян кадровый потенциал завода: старые специалисты ушли на пенсию, а молодых пока недостает. Это обусловлено и низкой квалификацией последних, от которых требуется ныне знание современных технологий и элементарное владение современными же средствами коммуникации и информации.
Конечно, для преодоления этих последствий делается немало, в том числе и силами педагогического коллектива Арьевской средней школы. Но, даже имея два компьютерных класса, невозможно подготовить большую массу грамотных пользователей компьютера. Таких пользователей требует сейчас любое учреждение. А в поселке Арья помимо завода ЖБИ это еще и две лесопромышленных организации, механизированная колонна, предприятие по снабжению нефтепродуктами, предприятие коммунсервиса, лесничество, товарная станция, электротяговая подстанция, хлебозавод, два торговых предприятия, угольная база и ряд других. И почти повсеместно – дефицит специалистов современного уровня и требуемого профиля.