Приглашаем в проект «300 ИнтелШкол-2010»

Атомная подводная лодка Курск

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

АПЛ "Курск"

12 августа 2000 года, примерно в 11 часов утра в Баренцевом море в 157 км от Североморска во время проведения учений потерпел аварию лучший корабль Северного флота - атомная подводная лодка "Курск" класса "Антей" (бортовой номер К-141). на очередной сеанс связи с базой лодка не вышла ...

"Курск" - многоцелевая атомная подводная лодка, "убийца авианосцев".Проект № 49-А "Антей", по классификации НАТО - "Оскар-2". Разработана в 1980-е гг. в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин".Построена в Северодвинске, спущена на воду в 1994 г. Приписана к военно-морской базе Видяево (Мурманская область). Водоизмещение 23860 тонн. Длина 154 м, ширина 18,2 м. Скорость в надводном положении - 30 узлов (около 60 км/ч), в подводном - 28 узлов. Максимальная глубина погружения - 500 м. Два ядерных реактора ОК-65ОБ. Две паровые турбины мощностью 90000 л.с. каждая. Два семилопастных "бесшумных" винта. Два перископа. Вооружение: 24 крылатые ракеты П-700"Гранит", 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, 2 глубинные бомбы калибра 650 мм. Лодка может находиться до 120 дней в автономном плавании.

Лишь на следующий день после аварии обществености стало известно о трагедии. СМИ сообщали самые противоречивые сведения как о глубине, так и о составе экипажа. Информация о том, что лодку удалось подключить к системам энергетики и регенерации воздуха, а также о том , что в течение суток после аварии подводники давали о себе знать путем перестука азбукой Морзе через корпус субмарины, оказалась ложной. Позднее было установлено, что затонувшая подводная лодка находится на глубине 108 м, ее экипаж составляет 118 человек, а также то, что 12 августа в Баренцевом море было зафиксировано 2 взрыва с интервалом в 2 минуты. Первый взрыв - слабый, второй - намного мощнее, который стал причиной катастрофических разрушений носовой части "Курска". Сильнейший взрыв сложил все переборки до пятого отсека, отрезав оставшимся в живых подводникам путь к спасательной камере, рассчитанной на всех членов экипажа. Самостоятельно подняться на поверхность с глубины 108 м человеку невозможно, так как он будет раздавлен огромной толщей воды. В кормовых отсеках субмарины ещё в течение некоторого времени оставались живые люди.

Ядерные реакторы были заглушены в автоматическом режиме, аккумуляторы, которые в экстренной ситуации могли бы снабжать лодку электричеством, пришли в негодность из-за взрыва, таким образом лодка была полностью обесточена, очистка воздуха прекращена, в отсеках царила темнота, ни внутренние, ни внешние средства связи не работали, температура воды на дне Баренцева моря была около 4‘С. Возможно, в уцелевших от взрыва отсеках оставались мешки воздуха, которым могли дышать люди, но вода, постоянно поступающая в лодку, сжимала воздух до 10-и и более атмосфер, создавая непригодные для жизни человека условия.

Шансов на спасение не было, но спасательные работы продолжались. В ходе спасательных работ были задействованы четыре глубоководных аппарата "Колокол", которые спускали с надводного судна. Из-за пятибального шторма никак не удавалось "посадить" спускаемые аппараты на корпус "Курска". Безрезультатные попытки спасти экипаж предпринимались в течение нескольких суток, а тем временем шла помощь из Великобритании и Норвегии. Но помощь шла очень медленно: "Си Игл" прибыл на место катастрофы только через неделю после того, как произошла трагедия. Было ясно, что спасать уже некого, но надежда, как известно, умирает последней. Живых людей на подводной лодке не осталось. С Норвегией был заключён договор о подъёме тел погибших подводников, "Си Игл" вернулся на свою базу.

23 августа по всей России был объявлен траур.

Версия первая - затопление через ракетные шахты. Неправдоподобно, так как если даже предположить, что подобное могло произойти, то субмарина не смогла бы "зачерпнуть" столько забортной воды, чтобы не подняться на поверхность.

Версия вторая - взрыв в подлодке - официально опровергается.

Версия третья - столкновение с миной времён Второй мировой войны: маловероятно, что снаряд, пролежавший полвека в морской воде, смог бы нанести современной подлодке такие разрушения.

Версия четвёртая - ошибка капитана или неисправность систем АПЛ - опровергается, так как "Курск" - самая совершенная подлодка России, а её экипаж - самый опытный.

Версия пятая - столкновение с наводным или подводным объектом. Командование Северного флота утверждает, что в районе учений, не было никаких российских судов кроме "Курска", но не исключено, что причиной гибели нашей подлодки стало непреднамеренное столкновение с иностранной субмариной, наблюдавшей за ходом учений. На данном этапе, это самая правдоподобная версия, но ещё нет её официального подтверждения. Возможно, причиной катастрофы стало не какое-то одно происшествие, а цепь случайностей.

Память

Свято–Никольский храм-памятник морякам подводникам АПРК «Курск»

Свято–Никольский храм-памятник
Свято–Никольский храм-памятник

Начало строительства – непосредственно после трагических событий 12 августа 2000 года.

Завершение строительства на 40-й день после гибели АПРК «Курск», 20 сентября 2000 года.

В храме 20 сентября 2000г. была отслужена первая служба – заупокойная панихида по 118 морякам АПРК «Курск».

Место нахождения храма – Якорная площадь посёлка Видяево. На сегодняшний день Никольский храм вместе с часовней Георгия Победоносца представляют собой историко-мемориальный комплекс, созданный в память о трагических событиях августа 2000 года.

Храм Николая Чудотворца представляет собой деревянный сруб голубого цвета (4×8 метров, высота 4 метра).

Часовня Георгия Победоносца – сруб (4,5×6 метров, высота 7 метров).


Особенностью храма является иконостас, подаренный Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. На иконостасе среди других имеется икона Божией Матери «Спасительница утопающих». Также особенностью храма являются уникальные иконы, подаренные Владыкой Симоном, Епископом Мурманским и Мончегорским.

Их четыре:

  1. Икона Спасителя «Господь Вседержитель»;
  2. Икона Богородицы «Курская-коренная»;
  3. Икона Николая Чудотворца;
  4. Икона равноапостольного Великого Князя Владимира, крестителя Руси.

По периметру икон изображены лики моряков. На четырёх иконах – весь экипаж АПЛ «Курск». Весь комплекс (часовня и храм) обнесён оградой.

Собственником храма и часовни является Мурманская и Мончегорская Епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (правящий архиерей Епископ Симон). Пользователь - православный Приход Свято-Никольской церкви посёлка Видяево.


В 10-ти километрах от посёлка Видяево на территории 7-ой дивизии АПЛ Северного флота, места непосредственного прохождения службы моряков АПРК «Курск», к годовщине гибели, 12 августа 2001 года, жителями города Костромы при активном участии личного состава 7 дивизии АПЛ построен храм Николая Чудотворца на берегу Ара-Губы.

Памятные мемориальные доски, памятная уникальная икона Богородицы «Морская». На ней изображены Божия Матерь, Николай Чудотворец и апостол Андрей Первозванный – покровитель моряков. В нижней части иконы - два Ангела, опускающие в море венок, в котором горят 118 свечей. Икона в серебряном окладе и с морской символикой.

(Материалы предоставлены иереем Сергием)


Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер