Балезино
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Бале'зино, посёлок городского типа, центр Балезинского района Удмуртской Республики. Расположен на левом берегу р. Чепцы (приток Вятки). Ж.-д. станция на линии Киров - Пермь, которая является частью маршрута Транссибирской магистрали.
Поселок носит название одноименного села, расположенного на правом берегу Чепцы. Это село - одно из самых старых населенных пунктов в Удмуртии, упомянуто в первой переписи населения, оно старше соседнего города Глазова.
Однако возникновение поселка связано со строительством железной дороги в конце 19 века. Небольшому разъезду тогда дали имя ближайшего села. Тут сразу построили пункт смены паровозов - есть легенда, что глазовские купцы не хотели, чтобы у них под носом коптили эти чудеса техники того времени.
Многие интересные истории связаны с железной дорогой. В Балезино до сих пор действует водопровод, построенный для забора воды из Чепцы - ее заливали в паровозы. Водопровод сейчас оказался на глубине четырех метров! На водокачке возле вокзала до сих пор можно увидеть дыру от попадания снаряда. Белые во время наступления Колчака не смогли сразу перейти Чепцу и обстреливали станцию с Буринских гор. Оттуда и сделали меткий выстрел.
Исторические события
В январе 1942 г. в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино, ставшее одним из значительных событий в истории республики 20 века.
Линия Ижевск-Балезино протяженностью около 150 км связала северную и южную часть Удмуртской республики, что дало возможность освоить новые лесные массивы, расширить топливную базу оборонной промышленности г.Ижевска. Она создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.
Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были колхозники, мобилизованные на строительство Удмуртским обкомом ВКП(б) и Совнаркомом УАССР в порядке массовых выходов.
Титульный лист фотоальбома строительства
До последнего времени не была широко известна предыстория строительства дороги. Архивные документы, в частности записка инженера Е.А. Зостя по вопросу о проведении Московско-Сибирской железнодорожной магистрали по направлению Малмыж – Ижевский завод - Воткинский завод – Оса – Кунгур (1911 г.), свидетельствуют о том, что планы соединения Московско – Казанской и Пермской железных дорог с веткой на Ижевский и Воткинский заводы очень активно разрабатывались и обсуждались в начале прошлого века. В 30-е гг. эти планы начали претворяться в жизнь, однако основной объем проектно-изыскательских и проектных работ был выполнен в суровые военные годы.
Традиции
В Балезино проводятся традиционные легкоатлетические пробеги. В первые годы пробег проводился как районный, потом он приобрел статус республиканского, а в последние годы стал всероссийским.
За минувшее время не раз менялись трасса пробега, место старта, но одно остается неизменным: финиш на центральной площади поселка, где в таких случаях всегда собирается много болельщиков. Соревнования проводятся на дистанциях 2, 5, 10 км и полумарафон - 21,1 км.
Ссылки
Е.М.Ушакова. Дорога Ижевск-Балезино: историческая правда