Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Балезино

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Бале'зино, посёлок городского типа, центр Балезинского района Удмуртской Республики. Расположен на левом берегу р. Чепцы (приток Вятки). Ж.-д. станция на линии Киров - Пермь, которая является частью маршрута Транссибирской магистрали.

Поселок носит название одноименного села, расположенного на правом берегу Чепцы. Это село - одно из самых старых населенных пунктов в Удмуртии, упомянуто в первой переписи населения, оно старше соседнего города Глазова.

Однако возникновение поселка связано со строительством железной дороги в конце 19 века. Небольшому разъезду тогда дали имя ближайшего села. Тут сразу построили пункт смены паровозов - есть легенда, что глазовские купцы не хотели, чтобы у них под носом коптили эти чудеса техники того времени.

Многие интересные истории связаны с железной дорогой. В Балезино до сих пор действует водопровод, построенный для забора воды из Чепцы - ее заливали в паровозы. Водопровод сейчас оказался на глубине четырех метров! На водокачке возле вокзала до сих пор можно увидеть дыру от попадания снаряда. Белые во время наступления Колчака не смогли сразу перейти Чепцу и обстреливали станцию с Буринских гор. Оттуда и сделали меткий выстрел.

Исторические события

В январе 1942 г. в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино, ставшее одним из значительных событий в истории республики 20 века.

Линия Ижевск-Балезино протяженностью около 150 км связала северную и южную часть Удмуртской республики, что дало возможность освоить новые лесные массивы, расширить топливную базу оборонной промышленности г.Ижевска. Она создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.

Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были колхозники, мобилизованные на строительство Удмуртским обкомом ВКП(б) и Совнаркомом УАССР в порядке массовых выходов.

Титульный лист фотоальбома строительства

До последнего времени не была широко известна предыстория строительства дороги. Архивные документы, в частности записка инженера Е.А. Зостя по вопросу о проведении Московско-Сибирской железнодорожной магистрали по направлению Малмыж – Ижевский завод - Воткинский завод – Оса – Кунгур (1911 г.), свидетельствуют о том, что планы соединения Московско – Казанской и Пермской железных дорог с веткой на Ижевский и Воткинский заводы очень активно разрабатывались и обсуждались в начале прошлого века. В 30-е гг. эти планы начали претворяться в жизнь, однако основной объем проектно-изыскательских и проектных работ был выполнен в суровые военные годы.

Традиции

В Балезино проводятся традиционные легкоатлетические пробеги. В первые годы пробег проводился как районный, потом он приобрел статус республиканского, а в последние годы стал всероссийским.

За минувшее время не раз менялись трасса пробега, место старта, но одно остается неизменным: финиш на центральной площади поселка, где в таких случаях всегда собирается много болельщиков. Соревнования проводятся на дистанциях 2, 5, 10 км и полумарафон - 21,1 км.


Ссылки

Е.М.Ушакова. Дорога Ижевск-Балезино: историческая правда

Об открытии выставки "Трасса мужества"

Государственная архивная служба Удмуртской Республики

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер