Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Визитка учебного проекта Россия, Русь как главная тема творчества С.А. Есенина

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Iteach2007.jpg
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего"


Содержание

Автор учебного проекта

Щербакова Наталья Валерьевна

Учебная тема: Россия, Русь как главная тема творчества С.А. Есенина.

Дисциплина: литература.

Участники: 11 класс общеобразовательной школы

Дидактические цели:

  • способствовать формированию умений видеть актуальное, современное содержание в классическом произведении.;
  • формирование навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;
  • выявление учеников, склонных к научно-исследовательской деятельности.

Методические задачи:

  • формировать:

- навыки анализировать поэтические произведения;

- навыки работы в коллективе;

- информационную культуру

  • научить:

- устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;

  • развить:

- критическое мышление.

Аннотация проекта

Наш проект посвящен творчеству С.А. Есенина.

Среди замечательных русских поэтов XX века С.А. Есенин занимает свое особое место. Настоящий сын русского народа, он стал подлинным народным художником слова, «всем существом поэта» искренне и страстно любившим и воспевавшим свою великую Родину, ее людей, природу, радости и заботы, «все, что душу облекает в плоть».

Мы попытались разгадать секрет популярности стихов С.Есенина, проникнуть в мастерскую его стиха, познать своеобразие и законы его поэтического мира.

Данный УМП мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует из творчество, позволяет проявить себя.

В методической копилке содержатся необходимые учителю методические материалы: конспекты уроков, презентации, создание проблемной ситуации, наборы открыток, "Материалы для выставки в школе и детской библиотеке", шаблоны ученических презентаций и др., распечатав которые, вы сможете провести подобный проект в своей школе.

О проекте

Творческое название учебного проекта: Россия! Сердцу милый край!

Тип проекта:

  • исследовательский (по доминирующей деятельности);
  • монопроект (по предметно-содержательной области);
  • краткосрочный (по продолжительности выполнения), (24.11.-01.12.2006);
  • открытый (по характеру координации проекта);
  • внутришкольный (по характеру контактов);
  • групповой (по количеству участников).

Основополагающий вопрос: С чего начинается Родина?

Проблемные вопросы:

  • В чем секрет популярности стихов С. Есенина?(11а)
  • Современны ли стихи С. Есенина? (11б)

Гипотеза

  • Если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине, то они актуальны, нужны нам, современны.

Частные (учебные) вопросы:

  • Какие цвета использует автор?
  • Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях разных лет?
  • Какие стихотворные размеры использовал Есенин?
  • Какие времена года изображает в своих стихах С.Есенин?

Темы самостоятельных исследований:

  • Какого цвета звуки? (презентация)
  • Цвет как отражение психологического состояния автора (презентация)
  • Образ Родины в творчестве С. Есенина(презентация)
  • «Родимые пятна» рязанского говора (презентация)
  • Фольклорное начало в лирике С. Есенина(презентация)
  • Береза и клен – сквозные образы лирики С. Есенина(презентация)
  • «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…» (презентация)
  • «Классическая форма умерла?..»(презентация)
  • Стихи Сергея Есенина о временах года. (Сборник стихотворений)

Этапы работы:

  • Экскурсия в село Константиново и в музей Есенина в Москве.
  • Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса (1-й урок)
  • Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса (1-й урок. 24.11.2006)
  • Формулирование тем исследований (1-й урок. 24.11.2006)
  • Формирование групп и определение формы представления результатов. (1-й урок. 24.11.2006)
  • Самостоятельная работа в группах. (2-3-й уроки. 24.11.2006)
  • Обсуждение предстоящих исследований (внеклассная работа).
  • Конференция. Защита полученных результатов, выводы и игра. (4-5-й уроки. 28.11.2006)
  • Рефлексия. Что мне дала работа в проекте? (5-й урок. 28.11.2006)

Этапы урока, на котором была создана проблемная ситуация:

  • Организационный. Постановка целей проекта, вступительное слово учителя.
  • Изучение биографии Сергея Есенина.
  • Этап формулировки ПВ, гипотезы. Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса

А теперь попробуем задать проблемный вопрос, необходимый для начала нашего проекта.

Какой вопрос, как вы думаете, удачнее, интереснее, его хочется обсудить? (Учитель предлагает подумать, какой из предложенных вопрос больше понравился, объяснив, что часть этих вопросов не являются проблемными, они – частные, и на них будут даны ответы в ходе исследований.)

После эвристической беседы останавливаются на вопросе "Современны ли стихи поэта?" и в другом классе "В чем секрет популярности стихов С. Есенина"

Но сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Или нам необходимо сформулировать гипотезу? Какую?

Гипотеза: Если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине, то они актуальны, нужны нам, современны.

Если эта гипотеза верна, то возникают конкретные (вспомогательные, частные) вопросы:...

  • Постановка частных вопросов и тем исследований.

Формулирование тем исследований Организация групповой работы.

  • Формирование групп и определение формы представления результатов
  • Подведение итогов, оценка работы.
  • Домашнее задание.

Эссе "История успеха моих учеников" Учебный проект Россия, Русь как главная тема творчества С. Есенина

Методическая копилка

  • Планирование уроков литературы по программе  ?В.Я. Коровиной
  • Урок №1 «Есенин – нежное имя, соловьиный звон»
  • Уроки №2-3 « Россия! Сердцу милый край!»
  • Кроссворд
  • Игра по творчеству С. Есенина
  • Материалы для выставки в школе и детской библиотеке
    Файл:Esenv.jpg

  • Набор открыток «На родине Есенина»
    Файл:Esenf.jpg 

Программно-техническое обеспечение проекта

I. Техническое оснащение: компьютеры, доступ к Интернету, цифровая камера, принтер, сканер, конференц-оборудование.

II. Программное обеспечение: Word, Excel, PowerPoint, Publisher, веб-браузер, программы обработки изображений.

Информационные ресурсы

  • В мире Есенина: Сборник статей.— М., 1986.

Книга обьединяет высказывания советских писателей о С. А. Есенине, статьи литературоведов о творчестве поэта, о связях Есенина с русской классической и современной ему литературой.

  • Марченко Алла. Поэтический мир Есенина.— 2-е изд.— М., 1989.

В книге анализируется поэтика Есенина, выявляется его мастерство при рассмотрении образцов лирики, интересно прослежены творческие связи Есенина с народной поэзией, с древнерусской литературой, с Гоголем и т. д.

  • Есенина Т. С. Дом на Навинском бульваре. Воспоминания // Согласие.— 1991.— № 4.

Любознательный читатель найдет в этой документальной повести много интересных сведений. Однако главное достоинство прозы Т. Есениной в том, что она талантливо и тактично передает атмосферу бытовой жизни людей того культурного слоя, с которым в 20-е гг. был связан Сергей Есенин.

  • Есенин С. А.: Материалы к биографии / Сост. Н. И. Гусева, С. И. Субботин, С. В. Шумихин.— М., 1993.

В этой книге, изданной по инициативе московского городского объединения архивов, собраны документы, которые ранее либо не публиковались, либо были известны специалистам лишь в отрывках.

  • Сергей Есенин в стихах и жизни: В 4 кн.— М., 1995—1996. В книге содержатся произведения и письма самого поэта, документы, воспоминания о нем. Про этот четырехтомник можно сказать: «Все о Есенине и весь Есенин».
  • Захаров А. Н. Поэтика Есенина.— М., 1995.

В книге предлагается целостный анализ произведений поэта, она знакомит читателей с достижениями отечественного и зарубежного есениноведения.

  • Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

В книге анализируются образный мир Есенина, особенности его художественного мышления. Автор доказывает, что Есенин не только «поэт милостью Божьей», но и строгий взыскательный мастер. В исследовании всесторонне прослежены творческие связи Есенина с традициями русской поэзии, как литературной, так и фольклорной.

  • Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985.

Книга известного есениноведа содержит большой архивный материал, собранный исследователем в результате многолетнего изучения литературного наследия поэта. В ней подробно рассматриваются важнейшие вехи жизни и творческого пути Есенина, историческая обстановка, в которой формировалось его мировоззрение.

  • Фотографии села Константинова и музея Есенина в Москве, выполненные учениками 11-х классов
  • Сайт Государственного музея-заповедника Сергея Есенина в селе Константинове.http://www.museum-esenin.ru/
  • Фотографии Сергея Есенина http://esenin.niv.ru
Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru