Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык/Морфемика

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:CampusПредлагаем Вашему вниманию:

Содержание

Словарь терминов по морфемике

Полезный теоретический материал

Обратите внимание, что предложенная таблица поможет при выполнении заданий А15 и А16 (по версии 2009 года) Aqew.jpg Qaw.jpg

Задания по морфемике и словообразованию в КИМах ЕГЭ

Когда о человеке говорят, что он грамотный? Если он говорит и пишет без ошибок. Есть много возможностей писать грамотно. Формированию орфографической «зоркости» способствует умение правильно разбирать слова по составу, вычленять морфемы в словах. На это нацелено задание А 13 КИМов ЕГЭ 2008 года. Казалось бы, на первый взгляд, предлагается простое задание: в каком слове нет суффикса -к-: чайка, батарейка, змейка, семейка? Задание, действительно, несложное, если учитывать морфемный состав слов. На что обратить внимание? Здесь есть несколько тонкостей, «изюминок»,так сказать. Предложенные слова имеют фонетическое сходство, но морфемный состав у них разный. Чтобы это увидеть, «снимаем» морфемы («раздеваем» слово), подбирая близлежащее однокоренное слово.
Алгоритм работы:
1. а) Проверяем, есть ли в слове окончание. Для этого:
б) Вычленяем окончание, если оно есть. Чтобы увидеть окончание в слове, изменим слово по падежам. Таким образом, отсечем окончание, Например, чайк -у., чайк -ой, чайк -е и т.д. Оставшаяся часть слова (морфема) – основа слова.
Важно!
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Следовательно, морфема – это и приставка, и корень, и суффикс, и окончание.
Корень – основная значимая часть слова. Корень неделим. В нем заключен весь смысл слова, его лексическое значение. смысл.
Окончание - изменяемая морфема, в которой заключено грамматическое значение слова. Окончание не всегда присутствует в слове. Если корень присутствует практически во всех словах, то приставки и суффиксы не всегда могут присутствовать в слове.
2. Чтобы не ошибиться в вычленении таких морфем, как суффиксы, подбираем близлежащее однокоренное слово. Те буквы после корня, что не совпадут с буквами в предложенном вами однокоренном близлежащем слове, отсекутся, и будут суффиксом. Например, в предложенных ниже фонетически схожих словах, оканчивающихся похожим звуковым оформлением, разный состав морфем. Рассмотрим пример.
3. Задание. Разберите по составу слова горошинка, песчинка. Так, в слове песчинка 3 морфемы: песч-(корень),-инк-(суффикс),-а(окончание), а в слове горошинка 4 морфемы: горош--(корень),-ин-(суффикс), -к-(суффикс) т.к. правильно определить состав слова помогает работа с близлежайшими однокоренными словами. Сравните. В нижеприведенных словах легко вычленяется корень -песч-/ -пес-. Определить это можем по самому близлежайшему однокоренному слову:
Песчинк - а
Пес – ок
Отсекается суффикс -инк-.
В слове горошинка другие суффиксы – вернее, даже два суффикса: -ин- и –к-. Как их найти? Опять пробуем подобрать близлежайшее однокоренное слово к слову горошинка. Это будет слово горошина, затем - горох:
Горошинк-а
Горошин-а
Горох
Следовательно, совпадает во всех трех однокоренных словах морфема -горош-/-горох-. Она и будет корнем. «Прозрачны» и суффиксы: - сначала вычленили суффикс -к-, затем – ин-.
4. Обратите внимание на определения:
Суффикс – морфема, следующая за корнем и служащая для образования новых однокоренных слов и грамматических форм. Суффиксы могут прикрепляться один к другому, как мы только что видели в слове горошинка.
Префикс, или приставка – морфема, с таким же назначением, что и суффикс, только находящаяся перед корнем.
Постфикс – «частицы» -ся (-сь),-те, следующие за окончанием, если оно есть в слове. Например, смотрите, связаться и др. Напомним, для того чтобы узнать, есть ли окончание в слове, попробуем слово изменить по падежам. Если слово неизменяемое, то в нем нет и не может быть окончания, а вот оканчиваться оно может , например, на суффикс. Например, в слове снова.
5. Задание. А теперь, пользуясь алгоритмом, определите: одинаков ли морфемный состав в словах малинка, снежинка.
6. Вернитесь к выполнению задания А 13 контрольно – измерительных материалов.

 

Алгоритм по применению морфемного анализа слова в части В КИМов ЕГЭ

Задания части В предлагают установить соответствие слов той или иной морфемной структуре (схеме). Чтобы справиться с этим заданием, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

1. Определи часть речи, так как слова разных частей речи по-разному делятся на морфемы.

2. Выдели в слове окончание, если оно есть. Чтобы его найти, измени слово. Склоняются имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, причастия; глаголы - спрягаются. Помни: ряд частей речи не имеет окончаний, например, несклоняемые существительные (пальто, кофе), наречия (тяжело, искренне), деепричастия (прочитав письмо), читая (книгу)), все служебные слова (не, из-за, ввиду, бы, чтобы и др.). Важно отличать несклоняемые существительные от существительных с нулевым окончанием (рожь, конь). Нулевое окончание имеют притяжательные прилагательные и местоимения (лисий, мой), количественные числительные (пять, сорок), краткие прилагательные м.р. (опасен, силен) и др. Часть слова без окончания - это основа слова.

3. Проанализируй основу слова: в ней обязательно находится корень слова и возможны приставки (префиксы) и суффиксы, например, о - смотр - и - тельн - [ый].

4. Убедись, что разбор выполнен верно. Для того чтобы убедиться, что корень выделен правильно, постарайся подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками и суффиксами (при-ехать - у-ехать; лес - лес-ок - лес-н-ой).

Трудный вопрос по морфемике

Пишите, какие вопросы данного раздела вызвали у Вас затруднения!

Например:

  • В словаре мы находим слова мокать и макать. Как же следует писать слова с корнями -мок- и -мак-?

Ответ: Корень -мак- пишется в словах, которые связываются по смыслу с глаголом обмакивать, то есть опускать во что-нибудь жидкое, погружать в жидкость, напитывать влагой, например макать хлеб в варенье.

Корень -мок- пишется в словах, которые связаны по смыслу с глаголом мокнуть, то есть делаться мокрым, влажным, например: промокать (под дождем), непромокаемый (плащ). Следует отметить, что глаголы с корнем -мак- - перехождные, а с корнем -мок- - непереходные.

  • Почему надо писать благослОвил, а не благослАвил?

Ответ: Следует писать благослОвил, так как это сложное слово образовано от корней благ- и слов-, в основе понятия лежит благое слово. Благой (устаревшее слово) означает "хороший, "добрый", например: благая мысль, благие намерения, благие вести.

(Полная энциклопедия школьника. 5 - 11 класс. Курс подготовки к ЕГЭ: Том 1. - СПб: ИГ "Весь", 2005)

Полезные ссылки:


Вернуться к странице Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер