Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык/Фонетика

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:CampusПредлагаем Вашему вниманию:

Содержание

Словарь фонетических терминов


Полезная информация

Фонетической стороне, благозвучию речи, необходимо уделять внимание при выборе лексических средств языка. Вам необходимо об этом помнить при выполнении первого задания части А ( в словах нужно расставить ударения, соответствующие орфоэпическим нормам) и части С ( избегание речевых повторов, бедности языка и грамматического строя речи) . При написании третьей творческой части экзаменационной работы (своего собственного высказывания) помните о критерии К 6. Прочитав предлагаемый материал, повторите еще раз критерии ее оценки.

Возможности русского языка в этом отоношении огромны. Многие писатели и деятели культуры отмечали фонетическое богатство и музыкальность русской речи, обосновывая свое утверждение рядом соображений. К особенностям фонетического строя русского языка относится подвижность, гибкость ударения, благодаря чему в сочетании с интонационными средствами создается богатая ритмичность; наличие многих слов (свыше четвертой части словарного состава русского языка) с носовыми и плавными звуками (м, н, л), которые вносят музыкальность в речь; наличие твердых и мягких вариантов большей части согласных звуков, что придает речи разнообразие в звучании, и т.д.

Однако неудачное стечение или соседство одинаковых звуков может лишить речь необходимой благозвучности. Ср. обилие одинаковых согласных в такой фразе: "Какая река так широка, как Ока"? Такое же неприятное впечатление для слуха создается скоплением гласных - зиянием, например: Небо, казалось, трескалось от жары (пример М. Горького) (здесь навязчиво повторяется звуковое сочетание -лось). Горький указывал также на необходимость избегать соединения конечного слога одного слова с одинаковым начальным слогом следующего слова, например: Ночлежка - каменный череп (подчеркнуты два ка); Лезет пыль в глаза, за воротник, в рот (подчеркнуты два рядом стоящих за); Они имели с бригадой Котовского свыше полутораста стычек (подчеркнуты ста и сты, стоящие рядом); Работаю как каторжник (о соседстве двух последних слов Горький пишет, что "это скверно").

Нарушение благозвучия нередко создается отсечением шипящих и свистящих звуков.

В ответе одному рабкору М. Горький писал: "Русский язык достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вши, -вша, -вшу, -ща, -щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших. Вполне можно обойтись и без насекомых". Ознакомившись с рукописью рассказа К. Тренева "На ярмарке", Горький писал автору:"...А за слогосочетаниями Вы совершенно не следите: "вшихся", "вшимися" - очень часты у Вас. Все "вши" и "щи" и прочие свистящие и шипящие слоги надобно понемногу вытравлять из языка, но, во всяком случае, надобно избегать их, по возможности. "Слезящийся и трясущийся протоиерей" - разве это хорошо, метко?"

В том же духе высказывался Антон Павлович Чехов: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с облием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".

(По материалам "Справочника по правописанию и литературной правке" Д. Э. Розенталя. М.-1999)

Задания по фонетике в КИМах ЕГЭ


С выполнения  заданий по орфоэпии, тесно связанной с фонетикой (А1)  начинается  весь предстоящий экзамен, который строится по принципу "пирамидки". Только перевернутой.

Начинаем  сбор "перевернутой пирамидки"с малого "колесика". Так и здесь, в заданиях. Начинаем с малого. Одна из минимальных единиц языка - слог в слове.. "Фонема" - это  записанный звук. "Phone" (греч.) и значит "звук". Встречается в словах "телефон", "магнитофон", "фонотека" . Орфоэпия -это совокупность произносительных норм языка; раздел науки о языке, изучающий систему норм правильного произношения. Это же часть слова"орфо" встречается нам и в слове"орфография".

А теперь продолжите  ряд слов своими примерами. Только не спутайте звук  с буквой. Буква - это   знак на письме.

Выполните следующее задание: определить: "П"- это звук или буква?

Не спешите отвечать.Алгоритм ваших размышлений должен быть следующим:

1. Обратить внимание, как оформлено написанное. Если звук необходимо не произнести, а записать, то его надо поместить в квадратные скобки. Поэтому для удобства   изображения звуков на письме и для того, чтобы не спутать их с буквами, пользуются квадратными скобками [ ]. Называется такая запись транскрипцией.

Правильный ответ на задание будет такой."П" - это буква, а [ П ] - это звук. Вернее, фонема, раз записано графически.

2. А теперь самостоятельно попробуйте произнести  несколько раз: "П" и [П ]. "Д" и [Д]  и др.

3. Произнесите слово по транскрипции - [i'аблака]. Так мы произносим. А записано оно будет так -  яблоко.

Трудный вопрос по фонетике

Пишите, какие вопросы данного раздела вызвали у Вас затруднения!

Например:

  • При фонетическом разборе встречаются слова с удвоенными согласными. Как рассматривать такие согласные - как два звука или один? Сколько звуков обозначают удвоенные согласные в словах аллея, касса, грамматика, аккорд?

Ответ: Двойные (удвоенные согласные всегда обозначают один звук, хотя изображаются двумя буквами. Речь может идти только о том, что в одних случаях этот звук долгий, а в других - простой. Так, в слове касса звук [с] долгий, а влове грамматика звук [м] простой. Различие в произношении связано в приведенных примерах с ударением: если ударение падает на предсшествующий двойным согласным слог, то обычно произносится долгий согласный, например: кАсса, вИлла, вАнна, гАмма, сУмма; если же ударение падает на один из последующих слогов, то произносится простой согласный, например: бассЕйн, кассЕта, коллЕкция, коррЕктор, аллЕя, аккОрд. (Полная энциклопедия школьника. 5 - 11 класс. Курс подготовки к ЕГЭ: Том 1. - СПб: ИГ "Весь", 2005)

Полезные ссылки:


Вернуться к странице Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер