Изобразительная деятельность

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Урок 1.

30 марта 2006 год

В классе учитель проводит занятия по предмету изобразительная деятельность .

Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.

Тема: Рисование бабочки.

Цель: Научить рисовать бабочку.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить анализировать изображение бабочки.
  • Научить рисовать бабочку с соответствующими деталями и пропорциями

Воспитательные:

  • Воспитание положительного отношения к обучению.
  • Воспитание положительного отношения к искусству.
  • Воспитание гуманного отношения к природе.
  • Воспитание аккуратности.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие и формирование эстетических чувств.
  • Развитие умения работать в учебном коллективе.
  • Развитие внимания.
  • Расширение кругозора

Оборудование: альбом для рисования, кисти, краски, ластик, карандаш, видеопроектор, экран, персональный компьютер (мобильные устройства).

План урока:

  • Организация начала урока (1 мин.)
  • Введение нового материала.(10 мин)
  • Сопутствующее закрепление.(28 мин.)
  • Задание на дом.( 1 мин.)
  • Организация окончания урока ( 5 мин.)

Ход урока:

  • Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Спинка прямая, руки перед собой. Проверили: все ли у вас аккуратно лежит на парте. Молодцы! Какой у нас сейчас с вами урок? Все ли у вас есть для рисования?

  • Скажите, что мы с вами рисовали на прошлом занятии?
  • Какое у нас сейчас время года?
  • Что происходит в природе весной?
  • А какое время года будет потом?
  • Кто порхает с цветка на цветок весной и осенью?
  • А еще кто?
  • Кто такие бабочки. Опишите мне.
  • Бабочки – это насекомые. Они бывают дневные (которые летают днем) и ночные (которые летают ночью). Дневные бабочки ярче по окраске ночных.

Использование технических средств обучения. Демонстрация фильма : сюжеты с жизнедеятельностью дневной и ночной бабочек. (фильм демонстрируется с помощью видеопроектора и подключенного к нему персонального компьютера. На доске предварительно вывешивается экран, на который в свою очередь и проецируется фильм (кинематограф). У учителя существует специально подобранная видеотека по необходимым темам. Для детального просмотра объектов (бабочек) учитель заранее приготовил крупные рисунки с объяснениями и демонстрирует презентацию в PowerPoint учащимся.) Подробное описание бабочки



Аполлон - Parnassius apollo L.

054.jpg

Отряд: Чешуекрылые, или Бабочки - Lepidoptera

Семействo: Кавалеры, или Парусники - Papilionidae

Статус: Категория В2 - редкий вид, находящийся на границе ареала. Вид занесен в Красную книгу МСОП (категория VU), в Красную книгу Российской Федерации (категория II - сокращающийся в численности вид), в списки редких видов Республики Марий Эл, Владимирской и Рязанской областей.

Краткое описание внешнего вида: Крупная бабочка (размах крыльев 70-100 мм) мучнисто-белой окраски, с рисунком из черных и красных пятен на крыльях. Грудь и брюшко покрыты густыми белесоватыми волосками. Крылья скругленные, без выступов и углублений по внешнему краю. Переднее крыло сверху с 5 черными пятнами в базальной половине и полупрозрачным сероватым стекловидным внешним краем. Заднее крыло сверху с 2 крупными кольцевидными красными пятнами, отороченными черным, и с зачерненной прикорневой и анальной областью. У самки все темные элементы рисунка и полупрозрачные участки расширены, общая окраска более темная. Гусеницы длиной до 55 мм, бархатисто-черные, с 2 рядами крупных и мелких желтовато-красных или красных пятен по сторонам тела.

Распространение: Европа к югу от 62╟ с. ш., Кавказ и Закавказье, Тянь-Шань, Монголия, Северо-Западный Китай; в России распространен в европейской части, на Урале, Алтае, в Сибири (на восток до Якутии) [1, 4, 8]. На большей части ареала представлен рядом изолированных географических популяций [4].

В Нижегородской области известен из Семеновского, Кстовского, Богородского, Арзамасского, Лукояновского, Перевозского [9-12], Чкаловского (окрестности д. Головино)[13], Воротынского, Павловского, Сосновского [14] р-нов, ранее обитал в пределах современных Н. Новгорода и Дзержинска [10, 11].

Численность и тенденции ее изменения: Почти по всему ареалу сокращает численность из-за нарушения биотопов: вырубки и посадки леса, усиления рекреационных нагрузок, выпаса и перевыпаса скота, распашки, применения пестицидов, урбанизации и др. В середине XX века вид исчез в Московской области и, по-видимому, в других областях Европейской России, в частности во Владимирской, Тульской, Рязанской, Костромской, Калужской [5].

Места обитания: В Нижегородской области населяет преимущественно биотопы с песчаным грунтом - светлые сухие боры и перелески, поляны, вырубки, опушки, где произрастают кормовые растения гусениц.

Особенности биологии: Бабочки имеют 1 поколение, лет у нас наблюдается в конце июня - июле. Бабочки летают медленно, придерживаясь ограниченных участков, где питаются на цветах различных травянистых растений, предпочитая, по-видимому, сложноцветные. Спаривание происходит вскоре после выхода из куколок. Яйца откладываются на кормовые растения, которыми служат представители семейства толстянковых, у нас - преимущественно очиток большой, или "заячья капуста" (Sedum telephium L.). Гусеницы выходят осенью или весной, активны днем, при ярком освещении, в остальное время суток скрываются в укрытиях, где могут образовывать скопления; завершают развитие в июне, окукливаются в легком коконе, чаще на земле. Продолжительность стадии куколки около двух недель.

Основные лимитирующие факторы: Популяции уязвимы вследствие оседлости, почти полной неспособности к миграциям, узкой олигофагии и стенотопности. Неконтролируемый отлов коллекционерами.

Принятые меры охраны: Торговля регламентирована Международной конвенцией [2]. Местообитания охраняются на территории ГПЗ "Керженский", комплексного заказника "Тумботинский", Пустынского биологического (охотничьего) заказника, 4 ПП: Болото Федяевское, Болото Слоновское - Курмановское с озером Малый Культей, Озеро Большой Культей, Озеро Токмарево и окружающий лесной массив.

Необходимые меры охраны: Выявление сохранившихся местообитаний вида и поддержание стабильного состояния заселенных им биотопов, контролируемого по состоянию популяций вида. Создание заказников в местах обитания. Регламентация применения пестицидов, гербицидов, выпаса, сенокоса, рекреационных нагрузок.

Источники информации: 1. Некрутенко, 1990. 2. Международная конвенция..., 1973. 3. IUCN IRDB, 1983. 4. Красная книга РСФСР, 1983. 5. Красная книга СССР, 1984. 6. Ламперт, 1913. 7. Koch, 1956. 8. Ареалы..., 1981. 9. Летопись..., 1996. 10. Четвериков, 1993. 11. Коллекция Музея ННГУ. 12. А. А. Затаковой (личное сообщение). 13. Т. Р. Хрынова (личное сообщение). 14. С. В. Бакка (личное сообщение).

Составитель Г. А. Ануфриев.

Ссылки


  • Давайте посмотрим, что же есть у бабочки?
  • Сколько их?
  • Давайте посмотрим внимательнее.(указывает на границы крыльев).
  • Да, 4. Просто они очень близко расположены друг к другу. Есть верхние и нижние крылья.
  • Какой формы крылья?
  • А крылья откуда растут?
  • Какой оно формы?
  • На что похоже?
  • А голова у бабочки есть? Какой формы?
  • Какого цвета пятна на крыльях?
  • Пятна какой формы?
  • Туловище какого цвета?
  • Как лист надо расположить, чтоб бабочку нарисовать?
  • С чего начнем рисовать бабочку?

Показ:

  • Нарисуем сначала у бабочки центр – туловище.
  • Затем нарисуем голову?
  • нарисуем верхние крылья, т.к. они больше нижних. Справа и слева. А затем нижние.
  • И теперь можно нарисовать пятна.
  • Ну, а сейчас можно и раскрашивать.
  • Итак, давайте повторим, этапы рисования бабочки.
  • Теперь проведем физкульт. минутку.

Хорошо, приступаем к рисованию. Педагог подходит к тем у кого не получается что-то и говорит как надо делать, если устной инструкции не достаточно, то корректирует сам рисунок.

  • Карандашом все нарисовали, теперь можно начинать раскрашивать.
  • А пока проведем физкульт. минутку.
  • как надо работать с красками?
  • Все нарисовали бабочку? Хорошо. Давайте устроим выставку работ и выставим оценки за ваши рисунки.

Подведение итогов: Педагог все резюмирует:

  • Итак, сегодня за рисунки получили следующие оценки…Скажите, что нового сегодня вы узнали? Вам понравилось сегодня на уроке? В следующий раз мы с вами будем рисовать…

Деятельность учащихся.

  1. Встают.
  2. Садятся. Наводят порядок на парте
  3. Проверяют.
  4. Дети вспоминают, отвечают.
  5. Перечисляют весенние изменения.
  6. Показывают
  7. Разные учащиеся отвечают по очереди.
  8. Рисуют карандашом.
  9. Раскрашивают красками.

Анализ урока

Четко поставленные в начале урока цели в его ходе были реализованы. Ребятам было интересно при выполнении непростого задания. Интересной была вводная беседа про бабочек и какие они бывают, тесно переплетающаяся с темой наступившей весны. Проведен подробный анализ формы крыльев, туловища, рисунка крыльев бабочки, ее цвета, а также правильного расположения на листе. Необходимо отметить доступность и научность объяснения материала. Был представлен хороший наглядный материал, демонстрация фильма и презентации (изображение ночной и дневной бабочки, карта-схема по выполнению бабочки на бумаге). Доступно дан материал по этапам рисования этого насекомого, осуществлен доступный показ. Дети поняли суть задания и четко отвечали на поставленные учителем вопросы. Были оговорены работы на уроках изо. Работа проводилась фронтально и индивидуально с учениками. На всем протяжении урока отмечалась хорошая дисциплина. На уроке присутствовало достаточное количество физ. минуток, своевременно применявшихся. Использован соревновательный элемент (выставка работ в конце урока). Урок начался и закончился своевременно.

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

мы поддерживаем

Образование