Интерактивность школьного сайта

Материал из Летописи.ру «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Если вы хотите, чтобы ваш сайт "жил" — активно посещался, привлекал внимание, имел свою постоянную аудиторию, то один из надёжных приёмов - организация на сайте интерактивности. Советуем ещё раз заглянуть на сайт Всеволожского Лицея №1, где и в дизайн и в содержание сайта очень аккуратно и компактно встроено несколько «об-разовательных» интерактивных элементов: рейтинг творческих работ учени-ков гимназии, возможность узнать, с какими событиями связана дата кален-даря, новые найденные ссылки на образовательные ресурсы, и даже такая полезная возможность, как проверка написания слова и др. Всё это не только оживляет сайт, но и является реальным поводом вернуться на него, чтобы увидеть обновлённую информацию и/или воспользоваться представленным сервисом.

Однако, прежде чем затевать интерактивный сервис, стоит очень хорошо по-думать. Техническое исполнение — далеко не главная проблема: любой про-граммист легко создаст нужную программу или найдет готовую и приспосо-бит ее к вашим требованиям. Главный вопрос состоит в том, кто будет сле-дить за порядком — и вопрос этот далеко не праздный. В приведённом выше примере требуется следить за работоспособностью сервисов и содержанием добавленных ссылок. На этом же лицейском сайте есть возможность доба-вить свои весёлые истории, но появятся для всеобщего просмотра они только после знакомства с ними администратора сайте. Если же вы добавляете возможность свободно высказаться в гостевой книге, форуме или разместить объявление – то это требует постоянного внимания. Стоит пустить дело на самотек, и ваше благое начинание очень быстро превратится в лучшем слу-чае в мусорную корзину, а в худшем — в собрание оскорбительных и непри-личных записей.

Содержание

[править] Проблемы модерирования

Для обеспечения порядка при работе интерактивного сервиса существует специальная должность: модератор. Это человек, согласившийся регулярно тратить часть своего свободного времени на просмотр записей, отсеивание лишнего и выяснение конфликтных ситуаций, которые наверняка возникнут. Чтобы не было претензий по поводу уничтоженных сообщений, необходимо четко прописать правила, которые должны соблюдать пользователи. Обычно все сводится к следующим нехитрым ограничениям:

  • Не делать грубых и оскорбительных высказываний.
  • Не употреблять мат и ненормативную лексику.
  • Не использовать сервис для рекламы товаров и услуг, а также в це-лях идеологической, политической, религиозной и любой другой пропаганды

Только на первый взгляд все кажется просто и очевидно. На деле сформули-рованные правила очень часто нарушаются — причем не только детьми, но и взрослыми. И дело не в том, что все нарушители — негодяи, которым не место в нашем Интернет-обществе: просто пока в людях не воспитана культура виртуального общения, которое существенно отличается от реального. Дос-тупность и анонимность Интернета порождает иллюзию вседозволенности: сидя один-на-один с компьютером, человек пишет нечто резкое, засылает в Интернет — и чувствует себя "крутым", не задумываясь о том, кто и зачем это будет читать. Выход из данной ситуации один: кропотливый труд по соблюдению правил поведения на сайте. Можно (и нужно) решительно уничтожать все записи, хоть отчасти не удовлетворяющие сформулированным критериям.

[править] Доска объявлений и Гостевая книга

Иногда приходится слышать вопрос: что лучше поместить на школьном сай-те — "Доску объявлений" или "Гостевую книгу"? Смотря для чего они хо-тят быть использованы: "Гостевая книга" приглашает желающих "зайти в гости" и оставить свое приветствие, это что-то вроде книги отзывов, "Доска объявлений" обычно используется в деловых целях: это, скорее, книга пред-ложений, предназначенная, как следует из названия, для размещения объяв-лений пользователей "Доска объявлений" и "Гостевая книга" вполне уместны на странице вирту-ального или какого-либо вполне реального школьного клуба: "Доска объяв-лений" с сообщениями для членов клуба и всех интересующихся, а "Гостевая книга" — как место знакомства и обмена мнениями. Например, виртуальный клуб выпускников гимназии 30 Санкт-Петербурга http://www.sch30club.spb.ru . Обратите ваше внимание на «Гостевую книгу» екатеринбургской гимназии Корифей www.korifey.ru, в которой сообщения появляются только после то-го, как администратор (он же – модератор) даст на то «добро».

На самом деле, функционально и тот, и другой сервис состоит из следующих составляющих:

  1. Форма, которую посетитель сайта может заполнить, чтобы помес-тить свое сообщение (обычно скрывается под ссылкой Оставить запись).
  2. Список сообщений пользователей.
  3. Ответы на сообщения, которыми может при желании или необходи-мости сопровождать их ведущий данного раздела.

Из данного описания следует, что этот вид сервиса совершенно естествен-но выглядит в виде рубрики «Вопросы и Ответы», на основе которой мо-жет быть организована виртуальная консультация по предметам или дру-гим актуальным для школы вопросам.

[править] Общение в форуме или чате

Форум также предоставляет возможность всем желающим поместить на сайте свое сообщение, но его главное отличие состоит в том, что это не просто стенд для развешивания объявлений, а дискуссия на заданную тему. Каждое новое сообщение может служить началом новой ветки обсуждения: можно ответить на само сообщение, а можно — на ответ к нему, и так далее до бес-конечности. Внешний вид сервиса соответствует его целям. Если на "Доске объявлений" мы видим сами объявления (допустим, последний десяток), то в форуме основная задача состоит в том, чтобы проследить за ходом дискуссии, поэтому на внешней странице помещается только список заголовков — см. страницу форума московского лицея Вторая школа http://www.school2.ru . Поскольку каждое сообщение может повлечь за собой дискуссию, сообщения пользователей в форуме часто именуются "темами" (не путать с общей темой форума!). Щелкнув заголовок темы, мы увидим как начальное сообщение, так и все ответы на него (см. ниже). Каждое сообщение включает кнопку, позвояющую на него ответить.

Коли есть дискуссия, да еще виртуальная, неизбежны конфликты. Для форума проблема модерирования стоит еще острее, чем для "Гостевой книги" или "Доски объявлений": в пылу спора, участники которого не видят лиц друг друга и потому не всегда правильно понимают реакцию оппонента, обсуждение интересной темы легко может превратиться в оскорбительный диалог. В этом случае задача модератора — не просто стереть грубое сообщение, но вмешаться в дискуссию, одернуть нарушителей и перевести разговор в нужное русло. Стоило бы также обращать внимание на язык общения участников дискуссии: подростки, а часто и взрослые молодые люди почему-то считают, что текст для Интернета нужно писать исключительно на компьютерном жаргоне и без соблюдения элементарных правил орфографии. Если не школа, то кто же еще будет бороться с безграмотностью и воспитывать культуру сетевого письма?

Особенно остро нехватка этой культуры ощущается в чатах, где посетители общаются в онлайновом режиме и потому еще меньше заботятся о правопи-сании и стилистических особенностях своих высказываний.

Однако, так же как игры бывают не только «стрелялки», но и обучающие и развивающие, чат и форум могут стать инструментами обучения. В этом слу-чае разговор идёт о тематическом чате, целью которого может быть обсуждение актуальной темы или встреча с интересным человеком, проводящиеся в определенное, заранее установленное время,. Это может быть дискуссия для взрослых — например, для родителей или педагогов школы, — а может быть тематический чат для детей, проводящийся под руководством и контролем взрослых.

Приведем небольшой обзор образовательных форумов и чатов, которые школа может с успехом использовать, в частности — при отсутствии возможно-сти организовать собственный сервис. Всевозможные образовательные форумы и чаты поддерживаются на сайте Федерации Интернет-Образования http://www.fio.ru:

  1. в разделе "Учитель.ru" — "Виртуальный педсовет",
  2. в "Родитель.ru" — "Родительское собрание",
  3. в "Тинейджер.ru" — целый набор из чатов и форумов для школьников и студентов.

Педагогический Портал Министерства образования РФ www.school.edu.ru также поддерживает форумы для учителей и родителей.

Каталог «Все образование» http://www.alledu.ru поддерживает работу детской общественной приемной: сюда могут обращаться дети в поисках совета или консультации специалиста по правовой, психологической или иной пробле-ме.

  1. В приемной работает форум: http://www.alledu.ru/forum/16/8.

Кроме постоянно действующих форумов и чатов всё большую популярность приобретают разовые дискуссии для обсуждения актуальной темы. Напри-мер, ежегодным событием в области школьного образования стал виртуальный «Всероссийский августовский педсовет» http://www.pedsovet.alledu.ru , в рамках которого проводятся тематические форум и чаты.

[править] Опросы и голосования на сайте

Опросы посетителей сайта — еще один способ привлечь к нему внимание, одновременно получив полезную информацию. С помощью этого простого инструмента можно узнать мнение аудитории по какому-нибудь вопросу или провести виртуальный конкурс, предоставив всем желающим проголосовать за лучший вариант.

На сайте екатеринбургской гимназии Корифей www.korifey.ru регулярно проводятся опросы по самым разным темам, причём одновременно действует несколько опросов: при каждой перезагрузке страницы загружается новый опрос. Щелкнув ссылку Все опросы, можно изучить ответы по всем дейст-вующие и уже закрытым голосованиям. Результаты таких опросов могут предоставить интересный материал для школьного психолога и просто для всех желающих.

Опрос может стать элементом школьной жизни. На сайте Всеволожского лицея № 1 http://www.liceum1.ru в разделе "Творчество" (стихи, рисунки, сочине-ния) проводится нечто вроде конкурса зрительских симпатий. Для этого соз-дана открытая система голосования — любой желающий может оценить творчество каждого автора. Результат голосования учитывается для подсчета среднего балла, который немедленно появляется в таблице со списком участ-ников конкурса (с педагогической точки зрения эта идея не бесспорная - не зря же на всех творческих конкурсах отбираются победители, но никогда не составляется список с рейтингом всех участников, от первого до последнего). Ещё раз подчеркнём, что всё должно быть уместно и в меру. Часто посещая упомянутый выше сайт Всеволожского лицея №1 как одного из лучших Ин-тернет-представительств образовательных учреждений не только Ленинград-ской области, но и России, вынуждена каждый раз отвечать на один и тот же вопрос: кто я - гость, ученик, учитель и т.д. Причём от ответа никак не зави-сит уровень доступа, поскольку это работает только на сбор статистики (по крайней мере в момент написания этого материала). Такая «обязаловка» вы-глядит не слишком гостеприимно – посетитель ещё даже не вошёл, а уже обязан внести некий вклад в развитие ресурса.

Тут уместно вспомнить основной вопрос компьютеризации школы: что в нашем деле первично — методика или технология? Не следует забывать о том, что создатель школьного сайта не просто решает интересную программист-скую и дизайнерскую задачу, но и волей-неволей участвует в учебно-воспитательном процессе.

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel



Образование



Project Harmony