Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»

История успеха одного проекта Л.И. Фишмана

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск
Знакомьтесь: Лев Исаакович Фишман
Выпускник кафедры общей и теоретической физики Самарского педвуза, выпускник программы Фулбрайта, доктор педагогических наук, профессор, региональный редактор по странам Восточной Европы и СНГ «Международного журнала лидерства в образовании», "отец-основатель" и бессменный декан межвузовского факультета менеджеров образования на базе СИПКРО и СГПУ...


Оглядываясь назад

25 июня 1997 года на ПЕРВОМ в стране межвузовском факультете менеджеров образования СамГПУ и СИПКРО состоялась ПЕРВАЯ защита дипломов ПЕРВЫХ выпускников. Из двадцати дипломников защита восьмерых была признана «отличной», десять оценены «хорошо», двое комиссию своими работами «удовлетворили». В тот день выпскники говорили: "Смеем надеяться, что наш опыт получения второго высшего образования по специальности «МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ» не останется невостребованным – так хочется применить на практике полученные знания!"


Рассказывает гуру

Сам Лев Исаакович в Директорском клубе "Учительской газеты" представляет историю возникновения своего предприятия так...[1]


А что говорят его выпускники, спустя 10 лет после памятного события?

Можно ли сегодня назвать первопроходческую идею Фишмана Л.И. удачной? Способствовало ли Ваше обучение "на ФПК у Фишмана" успешной карьере? Что хотели бы пожелать своему Учителю в юбилейный год? - такими вопросами задались тольяттинские педагоги, те, кто стал первым выпускников группы организаторов образования.


Когда 12 лет назад (1995 г.) 25 человек - учителей и завучей - имеющих опыт работы не более 3-х лет, направили по приказу гороно «получать» второе высшее образование по специальности «Менеджмент в социальной сфере», вряд ли кто имел ответ на вопрос: «А что из этого получится? Не очередная ли это авантюра в области образования?». А кто-то скептически замечал: «Самарская область, как всегда, "впереди планеты всей". Вот придумали: управленцев для образования «растить»! Как будто других проблем нет». Наверно, только «отцы-основатели» факультета знали, в какую «авантюру» они втянулись, и при этом видели конечный результат.

Это сейчас, в 2007 году, разработаны программы по подготовке менеджеров, четко прописаны спецкурсы, темы практических занятий... А тогда и наши педагоги и мы были первыми. Теми, кто создавал и на ком «апробировали» новые дисциплины. «Теоретические основы управления образовательными системами», «Методы управления образовательными системами»... Вряд ли данные дисциплины преподавались в других регионах России.

Именно тогда впервые прозвучали для нас понятия «дерево целей», «целеполагание», «прогнозируемый результат» в области образования, «тезаурус пользователя».

Занятия, проводимые Львом Исааковичем Фишманом, давали не только теоретические знания, но, прежде всего, запоминались дискуссиями, нам - «студентам» - казалось, что мы-то знаем школу «изнутри», а значит, и лучше наших преподавателей. Но главное, что каждое занятие было открытием, заставляло ответить на вопрос: «А у нас в школе как?» Ведь, оказывается, педсовет нужно готовить по отдельному плану; что нормально, если у директора школы выделены часы для приема по личным вопросам. И только по истечении некоторого времени на личном опыте убеждались, как были правы наши педагоги...

Два года учебы на факультете – это два года интересной студенческой жизни, с зачетами, семинарами, курсовыми. И сейчас, спустя десять лет, встречаясь на совещаниях или семинарах, мы ощущаем себя «студентами» той первой группы. Каждый четверг проходили занятия, открывающие что-то новое, дающие возможность оценить свою работу, деятельность педагогов своего учреждения со стороны, с позиции управленца. Нас учили, что главное в управлении - цель. Цель как прогнозируемый результат деятельности должна быть конкретна, реальна, контролируема.

Когда создавался новый факультет, основная цель была – «получить» руководителей образования нового типа.

Практически для каждого из нас обучение на факультете стало стартовой площадкой в карьере. Знания, опыт, полученные во время обучения, помогли нам самореализоваться. «Наши» занимаются образованием на уровне Департамента образования мэрии городского округа Тольятти (Кочукина И.В.), территориального управления министерства образования и науки Самарской области (Елисеева Е.М.), ресурсных служб муниципальной системы образования (Центр медиаобразования - Пинская Е.О., Центр «Эрудит» - Любич Т.В.), школ (директора школ: №11 - Апресова В.Н., № 44 - Велижанский С.В., № 45 - Ошкина Е.Н., № 32 - Федорахина О.В., № 46 - Марчук Е.А.; заместители директоров школ: № 44 - Чумак О.Ф., № 72 - Филиппова М.А., № 78 - Ищенко Е.В.), отделов (Бессуднова Т.В.)...

И неизвестно, каким образом сложилась бы карьера каждого из нас, если бы в 1995 году Л.И. Фишман не стал «первооткрывателем» в области обучения управленцев.

Бессуднова Татьяна Васильевна, заведующий отделом организации ЕГЭ МОУ ДПОС "Центр медиаобразования" г. Тольятти (староста группы 22).


В 1997 году, получив второй диплом о высшем образовании по специальности менеджер в социальной сфере, я с облегчением подумала, что годы учебы наконец-то закончились. Теперь работать, работать, работать… и применять на практике полученные знания.

Но мы живем в эпоху перемен и постоянно находимся в ситуации осуществления быстрых изменений. Вот почему в январе 2006 года, узнав, что факультет менеджеров образования объявил о наборе в г.Тольятти группы профессиональной переподготовки по программе «Управление образовательным учреждением» я, откровенно сказать, очень сомневалась, прежде чем решиться заявить о своей готовности снова учиться. Взвешивала все плюсы и минусы:

  • минусы: занятия проводятся в течение полутора лет в шесть сессий; по каждому из 17-ти модулей необходимо выполнить домашнее межсессионное задание;
  • плюсы:интерактивное взаимодействие на занятиях с преподавателями и участниками курсов; все домашние задания носят практический характер и предполагают их использование в сегодняшней и завтрашней управленческой деятельности;
  • главный плюс: ведь это Фишман Л.И. – значит, это интересно, полезно и нужно!

Так я стала участницей еще одного авантюрного мероприятия, завершение которого уже скоро, 16 мая 2007 г.

Лев Исаакович! Поздравляю с юбилеем! Желаю счастья и здоровья, семейного благополучия, радости и оптимизма. Пусть сбудутся все Ваши мечты.

Апресова Валентина Николаевна, директор МОУ сш № 11 г.Тольятти


Уважаемый Лев Исаакович!

По случаю Вашего юбилея примите искреннюю благодарность за Ваш труд, за Вашу неиссякаемую творческую энергию и за то, что Вы посвящаете свою жизнь созданию и воспитанию новых руководящих кадров для современной школы России.

Благодаря Вашей концепции, мы – Ваши выпускники, Ваши коллеги - сумели утвердиться в этом мире. Мы достигаем вершин профессионального роста и успешно внедряем Ваши идеи.

Желаем Вам доброго здоровья, семейного благополучия и плодотворного научного долголетия!

Чумак Ольга Федоровна, Велижанский Сергей Викторович, школа №44 г. Тольятти

«Всем хорошим во мне я обязан книгам», - сказал М. Горький. А я скажу: «Всем хорошим, что есть во мне как в управленце, я обязана Вам, дорогой Лев Исаакович! Вы Учитель, Вы Управленец с большой буквы. Я горжусь тем, что могу назвать Вас не только учителем, но и другом.

Поздравляю с юбилеем! Здоровья, успехов, удачи во всем!

С большим уважением и любовью,

Выпускница первого выпуска факультета менеджеров образования Самарского государственного педагогического университета, заместитель директора Департамента образования мэрии г.о. Тольятти Ирина Кочукина




Одним словом - проект Льва Исааковича Фишмана, несомненно, можно считать ярким самоцветом Копилки педагогических идей Летописи!


С юбилеем Вас, Лев Исаакович! Желаем здоровья, успехов в своих начинаниях, творчества, дерзания и, конечно, полного взаимопонимания со студентами!
Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru