Команда Компьютерра/Когда компьютер - твой друг
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Рекомендации на тему: «Когда компьютер – твой друг».
Многие дети сидят за компьютером около 3 часов, неотрывно уставившись в экран монитора. Замечая это, родители, как правило, начинают бить тревогу и непременно сваливать все на так называемую компьютерную зависимость. Так ли это? А может просто ребенок не соблюдает элементарные правила пользования компьютером? Сколько времени нужно проводить за компьютером?
Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение общения с компьютером составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора. После этого ему необходимо сделать перерыв на 2-3 часа. Дети постарше могут оставаться за компьютером несколько дольше, хотя перерывы обязательны и для них. Близоруким детям и тем, у кого близоруки оба родителя, следует сократить время работы за компьютером.
Мнение врачей: Глядя в компьютер, ребенок напрягает мышцы глаза (которые фокусируют хрусталик на близкое расстояние), оставляя их в таком положении на неопределенно долгое время. Это все равно, что оттянуть носок или напрячь бицепс - и застыть так на час-другой. Конечно, многое зависит от наследственной предрасположенности и условий, в которых ребенок читает, делает уроки и смотрит телевизор. Но на практике нередки случаи, когда именно пренебрежение общеизвестными правилами приводит к тому, что ребенок теряет по диоптрии за одну учебную четверть. Появляются неприятные ощущения в области глаз и временное ухудшение зрения вдаль и вблизь. При этом настоящие заболевания глаз (катаракта, глаукома и другие) не возникают. Не ясной остается лишь возможность возникновения или прогрессирования близорукости на фоне длительной работы с компьютером. Как должна быть освещена комната, в которой стоит компьютер?
Общая освещенность в комнате не должна быть слишком большой, но и не слишком малой, она должна быть в пределах 300-500 люкс. Если помещение светлое, то окна должны иметь шторы или жалюзи. Рабочие места пользователей дисплеев желательно не располагать непосредственно у окон. Во всех случаях экран монитора следует ориентировать так, чтобы он не давал бликов, а именно - под углом к окну, близким к прямому. Искусственное освещение не должно быть слишком ярким. Но помимо общих ламп, освещающих комнату, необходима местная яркая (не менее 60 Вт) лампа с хорошим плотным абажуром, освещающая только текст, с которым работает пользователь. Принцип должен быть ясен: как можно меньше света должно падать на экран дисплея.
Для того чтобы устранить блики на экране, монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а пользователь должен смотреть на экран несколько сверху вниз (10° от горизонтальной линии). Для снижения блескости пользуются также фильтрами, установленными непосредственно перед экраном. При этом яркость знаков может снижаться на 50%.
Каково должно быть расстояние от глаз до экрана?
Очевидно, для соблюдения этих рекомендаций потребуется и специальная мебель. Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной длины, чтобы расстояние до экрана составляло 60-70 (не ближе 50) см, и в то же время можно было работать с клавиатурой в непосредственной близости от пользователя (30-40 см).
Профилактика зрительного и общего утомления Говоря о профилактике зрительного и общего утомления, на первое место необходимо поставить строгое соблюдение расстояния от монитора компьютера до глаз (60-70 см, но не менее 50 см) и длительность работы с экраном (в зависимости от возраста). Необходимо следить, чтобы в процессе работы не приближаться к экрану (особенно детям и лицам молодого возраста).
Для снижения зрительного утомления и профилактики его возникновения для всех лиц, выполняющих зрительно-напряженные работы, полезно проводить упражнения для улучшения кровообращения в глазных яблоках. Упражнение может выполняться на рабочем месте, сидя на стуле.
- Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки - 10 сек.
- Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек.
- Усиленно зажмуривать и открывать глаза -10 сек.
- Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.
Упражнения проводить ежедневно по 2-3 раза за смену.
Однако…
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка. Следует также помнить, что для детей, по крайней мере, с десятилетнего возраста, важнее общение со сверстниками, а не с "умными" машинами.
А что касается пугалок о том, что компьютер "вызывает аутизм" или "зомбирует", - это полная чепуха. Компьютер -не живое существо. Он не вызывает проблемы сам по себе. Он только ярче проявляет способности и недостатки человека, проблемы воспитания и окружения. Станет компьютер другом, врагом или просто пишущей машинкой со справочником - зависит только от нас.