Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»
Конкурсная работа Шонгуй — моя малая родина
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Содержание |
История зарождения посёлка
«Ничего, что у нас зима длинная и прохладная,
зато лето короткое и малоснежное»
(Народная хибинская мудрость)
В 1914 году Царское правительство приняло решение о строительстве железной дороги на Мурмане. С весны 1915 года развернулось строительство рельсового пути. Сооружение дороги вели с обеих сторон от Колы и Кандалакши. Строительство оживило экономическую и общественную жизнь края. На строительстве дороги работали тысячи крестьян, завербованных в России, военнослужащие: немцы, чехи, венгры, солдаты строительных батальонов, китайцы, корейцы.
Все строительство было разбито на участки. Для ускорения сооружения линии Кандалакша – Мурман 3 сентября 1915 года было заключено соглашение с англичанами. На строительство привезли канадцев, но они отказались работать в дождливые дни, требовали улучшения проживания. После укладки 9,6 км дороги договор с англичанами пришлось расторгнуть. Для ускорения работ шпалы укладывали прямо по болотам.
23 апреля 1916 года прокладка железнодорожного пути была закончена. Летом 1916 года одновременно с балластировкой пути на карте Кольского полуострова появились новые населённые пункты, в том числе и посёлок Шонгуй, таким образом, возникновение посёлка произошло в 1916 году. В труднейших природных условиях, с примитивными механизмами, при 10-12 часовом рабочем дне, палочной дисциплине, плохом питании, бесконечных обсчётах и обманах со стороны подрядчиков и контрагентов, поглотив тысячи жизней, железная дорога, с большими недоделками и нарушениями технических правил и норм, 15 ноября 1916 года была сдана.
В марте были избраны Советы рабочих и солдатских депутатов в Мурманске, Коле, Шонгуе. Мурманский Совет в период марта – июня 1917 года был активно действующим органом демократии, в целом шёл в кильватере за эссероменьшевистским и соглашательским Советом Петрограда. Действовавший Совет в Шонгуе нередко высказывал свою, отличную от Мурманска программу, и не всегда считал решения Мурманского Совета обязательным для себя.
Интервенция
6 марта 1618 года 17 английских солдат высадились в Мурманске – это стало началом интервенции. Англичане, французы, американцы заняли многие населённые пункты, в том числе и посёлок Шонгуй. Они разогнали рабочих и солдатских депутатов, восстановили городскую управу, на станциях поставили комендантов, реквизировали у населения промысловые суда, оленей, продовольствие. Начался голод.
Многие жители подавали заявления с просьбой разрешить выезд в Советскую Россию. Не пугало их даже то, что каждого, кто хотел уехать, немедленно причисляли к большевикам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но люди уходили, шли пешком по шпалам в одиночку или группами. Они организовывали забастовки, пускали под откос поезда, расклеивали большевистские листовки.
Летом 1919 года США, Англия и Франция вывели свои войска, но борьба с белогвардейцами продолжалась. В Шонгуе работала подпольная большевистская организация, которая имела связь с Мурманской организацией. 23 февраля 1920 года в «Известиях Мурманского Совета» было опубликовано сообщение из Шонгуя: «Власть перешла к рабочим. Да здравствует Российская Социалистическая Федеративная республика!»
В 1920 году в Шонгуе открыт пункт ликбеза, так как около 80% населения было неграмотным. Позже на Кольском полуострове девять прежних волостей объединили в шесть новых районов. Шонгуй отошёл к Кольско-Лопарскому району.
Кирпичный завод - "кормилец"
В 1951 году на железнодорожной станции Шонгуй, на месте маленького завода, который выпускал кирпиц-сырец, апатитцы стали строить собственное предприятие мощностью 28 миллионов кирпичей в год.
Строительство вели заключенные, среди которых было много репрессированных людей. 1 июля 1954 года завод вступил в строй. В 1963 году завод в Шонгуе объединён с Кильдинским заводом.
Шонгуй в середине XX века
"В конце 1956 года посёлок очень отличался от нынешнего. Все постройки в нём были деревянные. Железнодорожный вокзал стоял на пригорке, от него шла лестница до перрона. За вокзалом стояли частные дома. На этом же берегу Колы располагалась школа. Недалеко от неё находился магазин. За переездом стоял летний кирпичный завод. На берегу реки и около железной дороги располагались бараки.
Через реку проходил подвесной мост. На противоположном берегу посёлка стояло несколько бараков, в которых жили железнодорожники. На этой же стороне реки была баня, немного подальше - клуб. На территории нынешнего рыбозавода стоял лагерь для заключённых. На берегу стояла столовая. Недалеко от неё находились три щитовых барака, два финских и два двухэтажных дома, около них располагался медпункт. На территории нынешнего детского сада была телефонная станция, а через реку - остановка для электричек. Напротив котельной через реку Кола протягивали мост, который на зиму убирали.
.На месте кирпичного завода располагалось кладбище. В братской могиле были похоронены наши Герои-авиаторы. Позже приехали военные и стали строить аэродром…" Такое описание посёлка было сделано со слов одной из самых первых жительниц посёлка – Горлачевой Галины Николаевны. А современный вид посёлок приобрел спустя 40 лет, в конце 70-х годов.
С образованием завода населённый пункт Шонгуй получил статус посёлка городского типа. Появились новые рабочие места, увеличилась численность населения посёлка. В начале 70-х годов XX века открылись столовая, прачечная, баня, библиотека, сбербанк, овощехранилище. Появились магазины: книжные, хозяйственные, продовольственные.
На территории посёлка образовались четыре воинских и одна пожарная части. Военные создали аэродром. В 1959 году в Шонгуе открылась общеобразовательная школа.
Всё было хорошо. Завод функционировал, посёлок процветал. Но всё хорошее, увы, быстро кончается. Потребность в кирпиче после перестройки отпала, и в 1993 году завод закрыли. Произошло сокращение рабочих мест, больше двух сотен людей остались без средств к существованию. Позже закрылись прачечная, баня, сбербанк, столовая, книжный магазин. Из четырёх воинских частей осталась только одна. Аэродром стали использовать как поле под посев гороха и овса, потом и вовсе забросили…
"Край ты мой заброшенный"
В настоящее время в посёлке Шонгуй проживает чуть больше тысячи человек. Посёлок городского типа приобрел статус населённого пункта, что приравнивается к селу.
Когда-то в детском саду, полном малышей, было шесть групп, сейчас их две: старшая и младшая, численностью около 20 человек в каждой. В школе обучалось большое количество учеников, более 450. Учились в две смены, классы были параллельные, более 20 человек в каждом. Сейчас в школе учится около 100 учеников.
В 2003 году отдельный пост ПЧ-19 закрыли, а помещение отдали в аренду. Сейчас оно используется как пункт приёма цветных металлов.
В посёлке располагается клуб, который требует тщательного ремонта. Из 18 домов Шонгуя три полностью разрушены, больше половины домов находится в плачевном состоянии. Почта расположена в помещении, которое каждую весну затопляет вода. Отделение связи на грани закрытия…
Основное занятие населения – это рыболовство, огородничество, сбор ягод и грибов. Для кого-то это единственная надежда на выживание.
…Наш поселок медленно «умирает». Но разве можно допустить, чтобы Шонгуй, посёлок с уникальным историческим прошлым, превратился в развалины?! Самая большая ценность - судьбы жителей посёлка и Мемориал памяти лётчиков, погибших во время Великой Отечественной войны.
Конкурсная работа Виктории Кошелевой,
10 класс Шонгуйской школы, 2006 год
Литература
- Дащинский Н.С. Энциклопедия Кольского края – Мурманский вестник, 1998г.
- Киселев А.А. Мурманской области – 50 лет – М., 1988г.
- Киселев А.А. Родное Заполярье – М., 1974г.
- Ушаков И. Ф. История Кольского Севера. – М., 1983г.
- Ушаков И. Ф. Кола – М., 1983г.
- Петухов Д. Шонгуй и его обитатели – Вечерний Мурманск – 22октября 1999г.
- Интервью, взятое у одной из самых первых жительниц посёлка – Горлачевой Галины Николаевны.
Ссылки