Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Педагогический дизайн

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Определение

Педагогический дизайн это направление педагогической науки связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение.

Педагогический дизайн это деятельность, которая включает в себя: процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев.


Система обучения представляет собой структурированный набор материалов, ресурсов, сервисов, человеческой или технологической инфраструктуры, которые поддерживают обучения. Жильберт Пакетт утверждает, что такая система может быть описана в терминах четырех моделей:

  1. модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний);
  2. модель обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, человеческие ресурсы, инструменты, и других ресурсов, необходимых для обучения (педагогический дизайн);
  3. медийная модель, необходимая для создания дизайна веб-сайта или других ресурсов, а так же всех материалов, используемых на сайте независимо от его формата (разработка программного обеспечения);
  4. модель представления, реализации обучения, которая описывает роль актеров в момент поставки учебного процесса, инструменты и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения.

Направления

Внутри этого направления сегодня существуют различные течения и различные модели. Для обсуждения и представления педагогического дизайна используются различные языки и средства.

  • Instructional Design это - дисциплина по разработке оценке и реализации ситуаций и условий, способствующих обучению. Дизайнеры проектируют условие для образования.
  • Learning_design - разработка сценариев, описание процессов обучения
    • педагогически поддержанные деятельности, обеспечивающие эффективное использование соответствующих задаче средств и ресурсов.
  • исследовательское обучение (Inquiry based learning) - стратегия ориентированная на разработку учащимися проекта.
  • Дизайн соучастия (Participatory design)
    • Как можно активнее вовлекать учеников в учебную систему, так чтобы они могли влиять на ее изменение и развитие
    • Объединять знания и опыт разных дисциплин, а не только информационные технологии
    • Тестировать, проверять и изменять структуру, чтобы она удовлетворяла участников
  • Педагогический метадизайн. В педагогическом дизайне с самого начала становления этой дисциплины выделялось направление, которое сегодня может быть обозначено как педагогический метадизайн. В рамках этого направления исследователи трактовали познание как дизайн. Никто не знает о вещи больше, чем ее дизайнер.

Принципы педагогического дизайна

Роберт Ганье предложил следующие принципы организации учебного процесса

  1. Привлечение внимания
    • Предложите ученикам рассмотреть содержательную проблему, новую ситуацию, задайте вопросы, используйте мультимедийные возможности для привлечения внимания. Это поможет сделать урок более основательным, а деятельность более мотивированной.
  2. Определение целей обучения
    • Формулируйте для учеников цель обучения. Необходимо описать умения, которые учащиеся получат в ходе изучения данной темы, как они в дальнейшем смогут использовать приобретенные знания. Это поможет ученикам самостоятельно оценивать информацию и лучше ее воспринимать.
  3. Обращайтесь к знаниям, которые уже есть у учеников
    • Напоминайте учениках о фактах, правилах, навыках, о которых они уже знают и которые связаны с изучаемой темой. Обеспечивайте учеников элементами поддержки, которые помогут понять и запомнить материал.
  4. Представление изучаемого материала
    • Представляйте изучаемый материал при помощи текста, графики, фотографий, анимаций. Разбивайте информацию на фрагменты, избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте.
  5. Руководство обучением
    • Обеспечьте учеников советами и руководствами для учебы. Помните, что представление материала отличается от инструкций о том, как следует изучать этот материал.
  6. Проверка новых знаний на практике
    • Дайте ученикам возможность как-то использовать полученные знания, практические навыки или усвоенные модели поведения
  7. Обратная связь
    • Обеспечивайте содержательную обратную связь. Корректируйте ответы учеников, анализируйте их поведение
  8. Оценка выполнения
    • Оценивайте выполнение тестов и заданий по выученным урокам. Сообщайте ученикам общую информацию о успехах в учебе
  9. Сохранение и перенос полученных умений.
    • Поддерживайте сохранение и перенос полученных знаний. Знакомьте ученика со сходными проблемными ситуациями, создавайте условия для дополнительных практических занятий с использованием полученных знаний и навыков. Создавайте ситуации, в которых ученик будет вынужден переносить навыки и умения в новые области.
  • Gagne, R., Briggs, L. & Wager, W. (1992). Principles of Instructional Design (4th Ed.). Fort Worth, TX: HBJ College Publishers.

Модели педагогического дизайна

Построение концептуальной модели учебной деятельности означает, что создается онтология.

Языки для описания педагогического дизайна - Educational Modelling Languages (EML)

CDF

LMML

PALO

Targeteam


TML/Netquest

Язык педагогического дизайна MOT - Modeling with Object Types

Modeling with Object Types - язык для представлений отношений объектов различного типа, предложенный Жильбером Пакеттом

Концепции или концептуальнопе знание - объекты, представленные через их свойства (Что?)
Процедуры, действия - описывают серию действий (Как?)
Принципы или стратегичесие знания - описывают свойства объектов
Факты - примеры подтверждающие значение концепции

Язык педагогического дизайна MISA

MISA + MOT (Моделирование объектов различного типа) - технология была разработана Жилем Паккетом - разные типы знания представлены при помощи фигур разного типа. Например,

  • Абстрактные знания, концепции, информационные источники представлены в форме прямоугольников,
  • Процедуры и задачи в форме овалов
  • Принципы в форме 6-угольников. Агенты и команды участников часто изображаются на схемах в той же форме, что и принципы, чтобы подчеркнуть то значение, которое они играют в контроле процессов.


Примеры MISA-MOT

CollabWritingP.png

  • Paquette G. Instructional engineering in networked environments. John Wiley and Sons, 2003. 302 с.


OUNL-EML

Цель EML - Создание педагогической меиамодели. Эта метамодель ввключает 4 расширяемые модели, которые описывают:

  1. Как учится ученик. Модель основывается принципах, относительно которых согласны теории обучения
  2. Как моделируются учебные разделы
  3. Типы учебного контента
  4. Теории, принципы и модели обучения

Язык педагогического дизайна IMS Global

В 2003 г. консорциум IMS опубликовал спецификацию языка Learning Design - язык для представления сценариев обучения. Эта спецификация предоставляет гибкий способ представления и записи учебных сценариев. Это способ записи планов занятий в машиночитаемой форме, которыми можно обмениваться. IMS LD это - язык для создания учебных планов занятий, которые могут затем многократно использоваться другими учителями. Такие планы позволяют преподавателям поделиться с другими преподавателями и сократить затраты и время, затраченное на разработку электронных учебных материалов. Учитель проводит комплекс мероприятий, в специально подобранных условиях с использованием специальных средств для достижения конкретных целей. В настоящее время IMS LD является общепризнанным международным стандартом описания сценариев педагогической деятельности.

В соответствии со спецификацией, «ключевым понятием LD является утверждение, что, независимо от педагогического подхода, человек получает роль (обычно обучаемого или преподавателя) в процессе обучения-преподавания. В рамках этой роли он работает над достижением неких результатов, выполняя более или менее структурированные активности по обучению или поддержке обучения других участников в некой среде обучения». Определение ролей, принимаемых человеком, действий, которые он должен выполнить, и характеристик среды составляют конкретный сценарий обучения.


Сам термин LD - учебный дизайн - дизайн учебных сценариев сформировался в последние пять лет. Основной подход связан с разработкой спецификации формального языка, который могли бы понимать и выполнять не только люди, но и компьютерные программы. LD - формальный языка. Второй подход связан с тем, что большее внимание уделяется педагогике и действиям, которые совершает ученик, а не контенту. Подход - дизайн для учебы - план, структура и дизайн учебных ситуаций, которые поддерживаются сетевыми учебными программами. Элен Битам Helen Beetham подчеркивает, что основное внимание должно уделяться деятельности учеников - участников сетевой деятельности.

Терминология педагогического дизайна IMS Global LD

Терминология педагогического дизайна IMS Global основывается на театральной метафоре. Главные составляющие, из которых выстраивается педагогический дизайн:

  • роли, которые играют участники - ученики, учителя, тьюторы
  • учебная деятельность
  • учебная среда, которая включает сервисы и учебные ресурсы

Сценарий совместной деятельности

Элементы педагогического дизайна IMS Global
  • педагогический дизайн - контейнер базового уровня (деятельность)
    • название - название данной деятельности
    • Цели обучения - Какие цели достигаются в рамках этой учебной единицы
    • Предпосылки - каковы предпосылки данного дизайна?
    • Компоненты - многоразовые элементы обучения - это ключевой уровень детализации
      • роли - список ролей
        • ученик - Роль Ученик
        • учитель - Роль Преподаватель
      • деятельность - контейнер Деятельность включает: цели, условия и метаданные. Для этого блока есть описание деятельности (как правило, веб-страницы, содержащие инструкции. Если деятельность выполняется вне сети, то никаких дополнительных объектов описания нет. Если действие проходит в сети Интернет, то приводится ссылка на конкретную среду
        • учебная деятельности (деятельность ученика) - например, просмотр этого учебного объекта
          • ссылка на среду обучения - ссылка на среду для этой деятельности
          • описание деятельности - текст, описывающий учебную деятельность
        • поддерживающая деятельность (деятельность учителя) - например, вопрос к классу
          • ссылка на среду поддержки - ссылка на среду для этой деятельности
          • описание деятельности - как правило, веб-страница, которая существует отдельно от среды обучения :
        • структура деятельности - группировка видов деятельности
          • ссылка на учебную среду - ссылка на среду для этой деятельности
      • Учебная среда - контейнер, который содержит учебные объекты и сервисы, которые будут использоваться в этой деятельности
        • Среда обучения - контейнер для отдельных ресурсов учебной среды
          • Название среды
          • Учебные объекты - объекты, использованные в этой среде
          • Сервисы, которые будут использоваться
          • Ссылка на среду
          • Метаданные - метаданные о среде обучения
  • Методика
    • Действия - обычно только одно действие, но несколько действий могут происходить параллельно.
      • акт - определенная последовательность активностей. Запускается в конце предыдущего акта
        • Роли - выполняются параллельно. Обычно используется для учащихся и учителей
  • Метаданные Описательные метаданные для LD

Какие возможности открывает педагогический дизайн, все эти модели и языки? Схемы и язык дизайна направлены на то, чтобы фиксировать отношения между контентом, учеником и учителем. Педагогический дизайн связан с языком моделирования Мы переходим к языку схем, к формальному представлению процессов, которые могут посмотреть, оценить, проверить другие люди. Более того, формальное описание и представление таких процессов дает основание надеяться, что в будущем в нем смогут принять участие не только люди, но и программные агенты.

  • повторное использование сценариев деятельности, а не просто ресурсов
  • показать процесс создания новых сценариев учебной деятельности (скрипт - такой же сценарий в Scratch)
  • возможность оценивать дизайнерские решения
  • объяснение вкладов в развитие ресурсов, обучение персонала и т.д. Есть сценарии - понятнее, куда именно надо вкладываться в соответствие с этим сценарием.
Онтология IMS Global LD - Loco
Персональные инструменты
Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru