Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Предпрофильная подготовка в Центре образования №293 г.Москвы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск


Материал Филизат Л.С. на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе


Наш Центр образования №293 основан в 2000 году Московским комитетом образования на базе средней общеобразовательной школы №293, которая начала свою работу в 1938 году.

Среднее (полное) общее образование можно получить в общеобразовательных дневных и вечерних классах; в многопрофильных лицейских классах по направлениям: физико- математическом; художественно- технологическом, гуманитарном, дизайну. Лицейские классы Центра образования аккредитованы при факультетах МПГУ и МГПУ. В учреждении реализуется широкий спектр дополнительных образовательных программ по художественным ремеслам (ковка, резьба и роспись по дереву, бисероплетение, золотное шитье, керамика), изобразительному искусству и дизайну, музыке, танцам, театру, иностранным языкам, информационным технологиям, спорту. Всего более трех десятков разнообразных кружков, секций и клубов, в которых каждый учащийся Центра образования №293, а также других школ Москвы, имеет возможность бесплатно заниматься. В связи с таким огромным разнообразием дополнительного и общего образования, в нашем учреждении не целесообразно вводить профильное обучение по биологии. Но предпрофильная подготовка происходит во всех классах средней и старшей школы (в 6-11классах).

На преподавание биологии отводится: 2 часа в неделю в 6 – 10 классах, в 11 классе – 1 час в неделю биология и 1 час в неделю –экология. Преподавание биологии ведётся по образовательной программе А.И.Никишова.

Представляю учебники, по которым обучаются учащиеся на уроках биологии и экологии.

  1. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» курса биологии основной школы 6 класса.- В.П.Викторов, А.И.Никишов
  2. «Животные» курса биологии основной школы 7 класса.- А.И.Никишов, И.Х.Шарова
  3. «Человек и его здоровье» курса биологии основной школы 8 класса.- З.В.Любимова, К.В.Маринова
  4. «Общие закономерности жизни» курса биологии основной школы 9класса.- А.В.Теремов, Р.А.Петросова, А.И.Никишов
  5. «Общая биология» – 10-11 класс- Беляев Д.К. и др.
  6. «Основы экологии» 10-11 класс - Чернова Н.М., Константинов В.М

Школьный компонент по биологии составляет 12 часов. Экологическое воспитание школьников является одной из ведущих, актуальных задач. Поэтому в нашем Центре образования в научно-техническом направлении дополнительного образования детей появилась студия «Юный эколог». Программа рассчитана на два года обучения, предусматривает 4 часа занятий в неделю, начиная с первого года обучения. Режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа. Вид детской группы – переменный. Возраст не ограничивается. Обычно набираются дети с 1 по 7 классы. В связи с этим, группы делятся по возрастным характеристикам. Программа первого года предусматривает знакомство учащихся с природой, которая их окружает. Второй год занятий предполагает изучение декоративно-прикладного искусства, используя знания об окружающем мире. Оба курса предполагают теоретическое и практическое обучение. Предусмотрено проведение экскурсий и посещение выставок, но особое место отведено общению с природой. Это способствует пробуждению фантазии на практических занятиях. Также учащиеся несут ответственность за оформление стенда «Юный эколог», где ежемесячно обновляется материал об окружающем мире и рассказывается о работе кружка. Начиная с 8-9 класса проводится факультативные занятия 1раз в неделю по 2 часа. На факультативных занятиях по биологии предполагается научить сбору необходимых данных и их вводу в базу данных; сформировать навыки обработки информации; сформировать навыки сортировки информации; обучить работе с таблицами; научить интерпретировать и анализировать информацию.

Творческие и практические знания, полученные в ходе реализации проектов по биологии, являются хорошей мотивационной основой для обучения школьников предметам естественного цикла. Данный факультативный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов. Факультатив создан для углубленного изучения курса анатомии человека и общих закономерностей жизни. Соответственно, факультатив для учащихся 8 классов называется: « Человек и его здоровье», а факультатив для учащихся 9 классов называется: « Общие закономерности жизни». Факультатив способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Учащиеся овладевают навыками проектной работы в группе и индивидуально. Для каждого проекта отводится определенное время для его выполнения. Учитель знакомит с разнообразием тем, по которым обучаемые выбирают интересующую их тему. Учащиеся знакомятся с готовыми проектами, с их презентациями. Первый проект учитель предлагает выполнить в группе. Затем, восьмиклассники выбирают себе компаньона и выполняют проект в паре, а девятиклассники выполняют работу самостоятельно и представляют его на экзамене. Лучшие работы слушаются в конце года на апрельской школьной научной конференции.

Независимо от того посещают ли школьники студию или факультативные занятия, они по желанию могут участвовать вместе с другими ребятами, любителями биологии, в различных конкурсах, олимпиадах и других биологических мероприятиях. Данное разрешение предоставляет свободный выбор для учащихся, у которых появляется заинтересованность на каком-то своём этапе познания биологии.

На уроках биологии и в ходе дополнительного обучения учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Применяются интегрированные уроки, а так же межпредметные связи с биологией. Мною составлены уроки по различным направлениям. Примером такого урока является урок биологии и технологии по теме: “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”Целью данного урока является: «Обобщить и закрепить знания о многообразии и значении насекомых посредством применения урока технологии (бисероплетения)». Учитывая, что интересы у учащихся нашего Центра образования разнообразны, я наглядно показываю им, что практически все предметы, включённые в школьную образовательную программу, связаны с биологией. Предоставляется возможность расширить кругозор при изучении биологии и других предметов. На уроках биологии я часто привожу примеры из науки Бионики. Использую современные образовательные технологии такие, как «Творческая мастерская», «Развитие критического мышления.», «Компьютерные презентации» и другие.

Учитывая, что учащиеся нашего Центра занимают различные места в конкурсах и олимпиадах, считаю, что предпрофильная работа проходит эффективно. После успешно сданных экзаменов и окончания нашего учреждения, выпускники поступают в Медицинские ВУЗы и другие учебные заведения, которые связаны с изучением предмета «Биологии».

(Преподаватель биологии 1 категории, имеющий педагогический стаж – 18 лет, Филизат Любовь Самуиловна).

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер