Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Профильное обучение биологии в МОУ СОШ № 138 г.Екатеринбурга

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Материал Двиняниновой Н.В. (id015) на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе


В МОУ СОШ № 138 профильное обучение реализуется в течение 10 лет. Школа имеет опыт обучения учащихся по 6 профилям: физико-математический, гуманитарный, естественнонаучный, биолого-географический, информационно-технологический, социально-гуманитарный.

Концепция профильного обучения школы № 138 опирается на следующие ресурсы: опыт работы школы в договорной системе «школа-вуз»; опыт работы по индивидуальным планам через реализацию программы «Одаренный ребенок», участие в телекоммуникационных проектах, городских мероприятиях и систему коррекционно-развивающего образования; социальный заказ; кадровый потенциал; материально-техническое обеспечение; предпрофильная подготовка (последние три года). Основное содержание профиля - углубление базовой программы 10-11 классы, основной учебник – Биология для углубленного изучения под ред. Рувинского А.О. Кроме этого дополнительные часы из школьного компонента УП были выделены на спецкурсы: Экология, Экологический практикум. Для поддержки профиля учащимся были предложены элективные курсы: Косметика и медицина, Флористика – язык цветов, Психология общения, Познавая себя и окружающих.

Третий год ОУ реализует план предпрофильной подготовки учащихся. В связи с этим были заключены договоры с МОУ «Импульс» и промышленно-экономическим колледжем по проведению элективных курсов. Кроме этого учителя ОУ № 138 предложили 7 элективных курсов, 5 из которых проводились в течение года. В сентябре месяце был организован процесс разработки и оценки качества программ элективных курсов, проведен опрос учащихся по выбору курсов предпрофильного обучения, составлено расписание занятий по предпрофильной подготовке, проинформированы родители о целях и задачах предпрофильной подготовки. Анализ выбора показал, что учащиеся отдали предпочтение следующим элективным курсам: «Психология общения» (МОУ «Импульс»), «Прикладная информатика» (промышленно- экономический колледж). 60% учащихся выбрали тот или иной курс, потому что им интересно, 49% - пригодиться в дальнейшем. Предпрофильная подготовка рассчитана на 8-9 классы, 10-11 классы для поддержки профиля, для 5-7 классов для формирования умения делать выбор.


Системы и технологии обучения

Приоритетными направлениями работы в содержании и организации профильного обучения являются:

1.Использование методов и форм обучения, обеспечивающих направленность образовательного процесса базовых предметов учебного плана на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в меняющихся социальных условиях;

2.Усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования (через деятельностный подход в том числе). Это выражается в первую очередь:

  • в обязательном выполнении практической части (на высоком уровне сложности) образовательных программ всех учебных предметов (практическая часть по курсу биологии часто выполняется в минимальном объеме; практические и лабораторные работы по данному курсу, которые требуют серьезной работы по совершенствованию учебно-материальной базы или серьезной подготовительной работы, проводятся в упрощенном варианте, что не позволяет в полной мере реализовать задачи практической ориентации естественнонаучных курсов);
  • уделять больше внимания на изучение процедур и технологий, формирование практических навыков анализа информации и самообучения.

3.Обязательная организация системы проектной работы, в первую очередь проектно-исследовательской в образовательной деятельности школы (урочной и внеурочной) по профильным и элективным курсам учебного плана, в первую очередь. При организации работы предпочтения отдаются следующим подходам, технологиям и методикам работы с учащимися:

  • технологии развивающего обучения, включающей проблемный метод изложения материала, ориентацию учащихся на самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность;
  • формированию системы учебных исследовательских задач, коллективной ролевой деятельности, обеспечивающим каждому учащемуся условия развития;
  • технологии уровневой дифференциации, разноуровневости заданий;
  • проектированию и социологическим исследованиям;
  • информационным (компьютерным) технологиям.

Содержание и адекватные ему технологии, методики и формы организации деятельности учащихся должны сформировать определенную совокупность знаний, умений и навыков, на базе которых возможно формирование качеств личности, определяющих ее общую культуру, мировоззрение, социальную и экологическую ответственность, личность, способную к самоопределению и самореализации в различных сферах человеческой деятельности.

В преподавании в 10-11 профильных классах ведущую роль играют элементы лекционно-семинарской системы обучения: лекции, практикумы, семинары, зачеты. Это является необходимым условием достижения целей профильного обучения. Также значительна роль внеурочных форм организации текущей учебной работы: домашней работы; самостоятельной работы учащихся в школе (библиотека, учебный кабинет) при подготовке и самостоятельном выполнении практических заданий.

Учитель биологии МОУ СОШ № 138 г. Екатеринбурга Двинянинова Наталья Владимировна

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер