Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Профильное обучение в гимназии № 5 Сергиева Посада Московской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Материал Комольцевой Наталия Александровны (id104) на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе


Профильные классы.

В МОУ гимназия № 5 уже несколько лет существуют профильные классы различных направлений. В настоящее время у нас есть класс дизайна (МПГУ), физико-математический (связь с Бауманским университетом и МЭИ), гуманитарный, экономическо-юридический (две подгруппы, частично занимаются на базе местного филиала одного из ВУЗов) и конечно биолого-химический. Биолого=химический класс разделен на две подгруппы : одна занимается больше химией и проходит лабораторные практикумы на базе МГПУ (химический факультет, квалификация лаборанта), а также сдают тесты в МИТХТ. Биологическая группа этого класса занимается по программе 5 часов в неделю, используют учебники Рувинского для углубленного изучения, Грин, Стаут, Тейлор "Биология" и Ярыгина для поступающих в Вузы. За два года повторяется весь школьный курс биологии. Как гимназия имеем право заменить до 30% (или 25?) содержания программы и этим я так понимаю в этих классах пользуются (я эту группу не веду) . Хим.группа занимается биологией 2 часа в неделю, учебник Мамонтов-Захаров. Гуманитарное направление имеет 1 час биологии только в 10 классе (предлагается заменить на Концепцию современного естествознания, со следующего года), физ-мат -2 часа.

А что до этого?

Несмотря на такую вроде бы радужную картинку с хим-био мы имеет достаточно низкий уровень знаний (я сравниваю с частной школой, где работала 8 лет и там без причуд просто мы занимались биологией – ботаника-зоология-анатомия-общая биология 3 часа в неделю) в первую очередь из-за того, что наша администрация имеет свое представление о том, как должно быть организовано биологическое образование. У нас вообще нет отдельного курса ботаники (есть мнение, что она не нужна ) 5-6 класс дети занимаются по курсу Естествознание, где немножечко внимания уделяется ботанике, но никакого цельного представления о строении растений, систематике и прочем они не выносят (после изучения каши из основ химии, физики, географии, астрономии и заодно за несколько месяцев ботаники это непросто). Потом они в 7 классе сразу начинают с Зоологии (концентрическая программа Пономаревой, 2 часа в неделю). Далее по этой программе по 2 часа в неделю: 8 класс- Человек и его здоровье, 9-класс Общая биология. По большому счету на этом биологическое образование заканчивается, потому что учащиеся классов гуманитарных профилей имеют 1 час в неделю, только в 10 классе. В 11 классе также во всех профилях преподается отдельный курс Экология, до этого экологии отдельным предметом у нас нет. Правда, считается, что у нас все курсы естественно научного направления экологизированны: химия и экология, биология и экология, география и экология. Реально при программе 2 часа в неделю отдельного времени на обсуждение важных экологических понятий практически не хватает. В 8-ых и 9-ых классах ведется факультатив 1 час в неделю (дополнительно по темам курса школьного, подготовка к олимпиадам, исследовательские работы) Некоторой компенсацией отсутствия факультативов и ущербности начального курса биологического образования является наличие "клуба юных биологов" 2 часа в неделю 6 класс и 7 ("выпросили" 0,25 ставки со второго полугодия этого года, еще не начали по большому счету).

"Кушать подано".

Что касается элективных курсов, то их выбор в нашей школе обширен. Их очень много, среди них есть и межпредметные, например "Физика и медицина", предметные "Как быть красивым?", "Экологический практикум", "Анатомия в играх" , профессионально-ориентированные: "Биология –наука 21 века" и другие. Так как мы ведем эти курсы уже 3 года, то уже отработана схема встраивания их в расписание, например у 9 классов есть дни, когда они заканчивают учиться на 4-5 уроках и далее расходятся по курсам. К сожалению, некоторые курсы ставятся 8 уроками, а это тяжело. Курсы выбираются по желанию, они разные по количеству часов, от 8 до 34, по итогам курса учащиеся получают свидетельство, которое идет в портфолио. В свидетельстве отражено и качество работы ученика на курсе и его достижения. В первый год было много недовольства из-за неудобного расписания курсов, сейчас они сгладились, так как все немного привыкли. Кто-то ждет курса в читальном чале, кто-то ходит с другой подгруппой, кто-то не ходит на курсы. Но как показывает практика, один-два курса в год проходят почти все. Если кого-то интересуют программы курсов или другие детали – пишите. Наибольшим успехом пользуются курсы с использованием интерактивных форм, практические, игровые, но в принципе вы же и сами понимаете, что львиная доля успеха курса зависит от преподавателя. Здесь все четко: нравится курс, зацепились дети - ходят , не нравятся – имеют полное право не ходить. Курс ведется даже в случае если ходят 3-4 человека, так что получаются практически индивидуальные занятия по интересам.

Среда не только день недели

В рамках клуба для 6-7 классов и просто для ребят, которые интересуются биологией стараемся создавать насыщенную событиями среду. У нас ведутся исследовательские проекты, по темам которых мы стараемся организовать круглые столы с участием специалистов, периодически проходят конференции и фестивали (общешкольные, с участием разных предметов), мы участвуем в олимпиадах (помимо школьной-районной в этом году предлагали участвовать в проекте "Покори Воробьевы горы", участвуем здесь, участвовали в межрегиональной олимпиаде, участвовали во Всероссийской акции "летопись добрых дел по сохранению природы" (организатор Федеральный детский эколого-биологический центр), планируем участие в ШБО МГУ и поездку в Экосистему на практикум). При школе есть небольшой участок, все учащиеся школы проходят летнюю практику- 5-6-7 классы в основном ходят на экскурсии (растения в городе, Келарские пруды, экологическая тропа),8 класс проходит практику на пришкольном участке, 10 -ый соответственно профилю. В общем, простор для приложения творческой энергии есть. Потому, что наше дело – предложить учащимся интересное дело и увлечь тех, кто не отказался.


Ссылки на мероприятия

В этом году ученики и учителя нашей школы (естественно-научное направление участвовали во всероссийском конкурсе "Летопись добрых дел по сохранению природы", который проводил Федеральный эколого-биологический центр, на их сайте есть и другие мероприятия: http://www.ecobiocentre.ru/ Посмотрите, может быть вы найдете что-то для себя интересное.

Также я предлагала ребятам участвовать в проекте "Покори Воробьевы горы", работы в итоге отослали те 9 классники, кто выбрал историю. В этом году проект уже завершен, но он ежегодный. Информацию о нем можно узнать здесь: http://web.mk.ru/mgu2008/

Также мы участвовали в Межрегиональной олимпиаде по биологии, которую организует школа "Интеллектуал", также через участие в ней также можно пройти отбор в Летнюю экологическую школу. Почитать про ЛЭШ можно здесь: http://lesh.org.ru/?page=z10sections/01bio/01entry&ref=index про олимпиаду - здесь, можно смело на следующий год списываться с организаторами и они вам ответят. http://lesh.org.ru/?page=z20Other/z60_MBO&ref=index

Здесь же на сайте олимпиада по количественной биологии, http://lesh.org.ru/?page=z20Other/z70kolbio&ref=index она же доступна на сайте МФТИ http://info.mipt.ru/index/konkurs/olimp_bio_18112007.html

И в этом году мы договорились об участии школы в Школьной биологической олимпиаде МГУ (1 тур )на базе гимназии. Олимпиада 23 февраля и возможно вы успеете тоже присоединиться:http://www.bio.msu.ru/l06c03/ Адрес организаторов: shbo@yandex.ru

И также мы собираемся на экологический практикум в ассоциацию Экосистема: http://www.ecosystema.ru/ На этом сайте можно также заказать методические материалы.

Есть еще Олимпиада Эйдос на одноименном сайте, фестиваль портфолио, который организует Издательский дом "Первое сентября" и некоторые другие олимпиады, в которых мы пока ленимся принимать участие по причине того, что они платные. например одна из последних информация о которой пришла в школу предлагает за одну работу платить 340 рублей. Эта сумма мне кажется неоправданно высокой. Там где суммы меньше, опять же так как электронными платежами они обычно не пользуются, а с почтой связываться как-то долго, неудобно и лениво поэтому пока мы пас.

"Послесловие"

Дети на конференции Летопись добрых дел защищали работу по игровой экологической тропе, которую мы проводим силами старшеклассников ежегодно для учеников 5-6 классов. Статья о тропе выходила в мае-июне в газете "Биология в школе" ИД "Первое сентября", если не найдете, я вам могу ее выслать, если интересно.

также у меня есть работа с карточками "Перспективные направления биотехнологии", она может проводиться на элективный курсах например или факультативах, карты по анатомии и строению клетки, материалы к элективному курсу "Анатомия в играх". если нужно- я выложу здесь или вышлю по электронной почте.

Комольцева Наталия Александровна



И к коллегам у меня два вопроса: в каких проектах или мероприятиях вы участвуете, что организуете для детей?

И как вы относитесь в принципе к концентрической программе Пономаревой? По каким программам работаете вы, в чем видите их преимущества и недостатки?

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер