Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»
Размышления об организации химико - биологического профиля в МОУ СОШ №92 г. Барабинска
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Материал Тутуровой Светланы Николаевны id005 на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе
Хотелось бы начать статью с того, что подготовка ребенка к выбору профиля должна начинаться с начальной школы. I ступень общего образования создает условия для творческой саморазвивающейся личности через дополнительные занятия:плавание, краеведение, лёгкая атлетика,мое здоровье.
На II ступени общего образования – основная школа, образовательная среда как база для продолжения обучения и выбора профиля через дополнительные занятия и злективные курсы. Дополнительные занятия для учащихся 5-8 классов:курс психолого-педагогической поддержки, валеология, вещества и их превращения, занимательная химия, туристический кружок, волейбол, баскетбол. Элективные курсы для учащихся 5-8 классов: твоя красота в твоих руках, стиль 2000- здоровый выбор,физиологические возможности твоего организма, химия окружающей среды, дизайн. Учебный план для учащихся 9-х классов может содержать следующие элективные курсы: в химической лаборатории, будь здоров, экология человека.
На III ступене обучения – средняя (полная) общеобразовательная школа, профессионально-профильное самоопределение учащихся (на базе профессионального и элементов начального профессионального обучения: углубленное изучение химии, биологии - деление класса на группы, превентивная медицина, лекционно-практические занятия с преподавателями БМК, лекционно-лабораторные занятия на базе БМК. Сотрудничество: с центральной городской больницей, межшкольным учебным комбинатом. В профильном биологическом классе происходит углубленное изучение химии и биологии по специальным программам. Если организовать 60 часов практики в больницах, то учащиеся могут получить удостоверение «младшая (ий) медицинская сестра (брат)». В профильном классе можно предложить элективные курсы – «Химия окислительно - восстановительных реакций», «Физиология растений», «Решение задач повышенной сложности». Эти курсы направлены на развитие содержания профильных учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; являются своеобразной «надстройкой» профильных учебных предметов химии и биологии; удовлетворяют познавательные интересы обучающихся.
В школе в основном преобладают предметно-ориентированные курсы, межпредметным уделяется мало внимания, а хотелось бы, чтобы они преобладали. Так как они более подробно знакомят учащихся с азами будущих профессий и с профилем дальнейшего обучения. Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения. Важно, чтобы в элективных курсах ярче просматривались содержательные и деятельностные особенности профиля обучения. Чтобы успешно освоить химико - биологический профиль, ученику нужно овладеть не только теоретическими знаниями, но и практичной, экспериментальной составляющими этого профиля. В связи с введением такого вида деятельности в учебно-воспитательный процесс, происходит соответственно удорожание учебного плана, так как встает необходимость 100% охвата учащихся учебно-исследовательской деятельностью. Опять все упирается в финансовую сторону решения вопроса.
Считаю, что в организации предпрофильной и профильной подготовки, возникли следующие проблемы и трудности:
- недостаток квалификационных педагогических кадров для проведения элективных курсов и профилей;
- слабая материально-техническая база для проектной исследовательской, экспериментальной деятельности;
- разработка авторских элективных курсов, которые будут отвечать всем требованиям;
- отсутствие должного внимания к разработке программ межпредметных, ориентированных и элективных курсов;
- не рациональное использование часов, отведенных на предпрофильную подготовку.
Необходимо работать над расширением спектра элективных курсов, предлагаемых учащимся химико - биологического класса (постараться увеличить возможность выбора именно в 10 классе, когда дети еще не полностью самоопределились). Не в полной мере осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Пока на своем уровне мы организуем для старшеклассников анкетирование, позволяющее выявить уровень мотивации, уровень учета интересов и склонностей учащихся в процессе обучения; проводим занятия элективного курса по психологии «Личность и выбор профессии». Но этого недостаточно. Назрела необходимость создания программы психолого-педагогического сопровождения учащихся профильных классов. Одной из проблем считаю, остается создание условий для целенаправленного выявления и отбора учащихся в профильный класс. Стараемся и решаем проблему выявления одаренных детей, способных усваивать программы на более высоком уровне, и организуем работу с такими детьми. Это и проведение сетевых курсов для 9-классников на базе своей школы по предметам, проведение интеллектуальных сессий для учащихся своей школы. В весенние каникулы планируется проведение межшкольной телекоммуникационной олимпиады по биологии. Хотелось бы, чтобы проводился День открытых дверей для учащихся школ города, планирующих поступать в 10-й класс (по профилю).
И, наконец, набор в профильный класс. Я думаю, что все прекрасно осознают: набрать детей в профильный класс только на базе своего собственного образовательного учреждения очень сложно. Мы с этой проблемой напрямую столкнулись в этом учебном году. Достаточное количество учащихся школ города посещало у нас сетевые курсы по физике и математике (так как в школе открыли физико – матемаический профиль). Но в итоге только один ребенок из посещавших курсы пришел к нам в 10-й класс. Получилось, что мы просто помогли 9-классникам более качественно подготовиться к выпускным экзаменам, за что нам большое спасибо.
Те дети, которые действительно должны идти в профиль, не идут туда. Может, плохо организована рекламная компания? Может (и действительно так) нам жалко расставаться со своими звездочками? И каков сегодня должен быть отбор в профильные классы – по каким критериям? А распыление кадровых и материальных ресурсов? Оно в итоге ни к чему хорошему не приведет. На эти и многие другие вопросы надо искать ответы и надо изменять подходы к комплектованию профильных классов на муниципальном уровне. Ведь мы сегодня работаем на новое качество образования, наша задача – помочь выпускнику самоопределиться и сделать свой выбор правильным.
Тутурова Светлана Николаевна