Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Размышления об организации химико - биологического профиля в МОУ СОШ №92 г. Барабинска

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Материал Тутуровой Светланы Николаевны id005 на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе


Хотелось бы начать статью с того, что подготовка ребенка к выбору профиля должна начинаться с начальной школы. I ступень общего образования создает условия для творческой саморазвивающейся личности через дополнительные занятия:плавание, краеведение, лёгкая атлетика,мое здоровье.

На II ступени общего образования – основная школа, образовательная среда как база для продолжения обучения и выбора профиля через дополнительные занятия и злективные курсы. Дополнительные занятия для учащихся 5-8 классов:курс психолого-педагогической поддержки, валеология, вещества и их превращения, занимательная химия, туристический кружок, волейбол, баскетбол. Элективные курсы для учащихся 5-8 классов: твоя красота в твоих руках, стиль 2000- здоровый выбор,физиологические возможности твоего организма, химия окружающей среды, дизайн. Учебный план для учащихся 9-х классов может содержать следующие элективные курсы: в химической лаборатории, будь здоров, экология человека.

На III ступене обучения – средняя (полная) общеобразовательная школа, профессионально-профильное самоопределение учащихся (на базе профессионального и элементов начального профессионального обучения: углубленное изучение химии, биологии - деление класса на группы, превентивная медицина, лекционно-практические занятия с преподавателями БМК, лекционно-лабораторные занятия на базе БМК. Сотрудничество: с центральной городской больницей, межшкольным учебным комбинатом. В профильном биологическом классе происходит углубленное изучение химии и биологии по специальным программам. Если организовать 60 часов практики в больницах, то учащиеся могут получить удостоверение «младшая (ий) медицинская сестра (брат)». В профильном классе можно предложить элективные курсы – «Химия окислительно - восстановительных реакций», «Физиология растений», «Решение задач повышенной сложности». Эти курсы направлены на развитие содержания профильных учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; являются своеобразной «надстройкой» профильных учебных предметов химии и биологии; удовлетворяют познавательные интересы обучающихся.

В школе в основном преобладают предметно-ориентированные курсы, межпредметным уделяется мало внимания, а хотелось бы, чтобы они преобладали. Так как они более подробно знакомят учащихся с азами будущих профессий и с профилем дальнейшего обучения. Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения. Важно, чтобы в элективных курсах ярче просматривались содержательные и деятельностные особенности профиля обучения. Чтобы успешно освоить химико - биологический профиль, ученику нужно овладеть не только теоретическими знаниями, но и практичной, экспериментальной составляющими этого профиля. В связи с введением такого вида деятельности в учебно-воспитательный процесс, происходит соответственно удорожание учебного плана, так как встает необходимость 100% охвата учащихся учебно-исследовательской деятельностью. Опять все упирается в финансовую сторону решения вопроса.

Считаю, что в организации предпрофильной и профильной подготовки, возникли следующие проблемы и трудности:

  • недостаток квалификационных педагогических кадров для проведения элективных курсов и профилей;
  • слабая материально-техническая база для проектной исследовательской, экспериментальной деятельности;
  • разработка авторских элективных курсов, которые будут отвечать всем требованиям;
  • отсутствие должного внимания к разработке программ межпредметных, ориентированных и элективных курсов;
  • не рациональное использование часов, отведенных на предпрофильную подготовку.

Необходимо работать над расширением спектра элективных курсов, предлагаемых учащимся химико - биологического класса (постараться увеличить возможность выбора именно в 10 классе, когда дети еще не полностью самоопределились). Не в полной мере осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Пока на своем уровне мы организуем для старшеклассников анкетирование, позволяющее выявить уровень мотивации, уровень учета интересов и склонностей учащихся в процессе обучения; проводим занятия элективного курса по психологии «Личность и выбор профессии». Но этого недостаточно. Назрела необходимость создания программы психолого-педагогического сопровождения учащихся профильных классов. Одной из проблем считаю, остается создание условий для целенаправленного выявления и отбора учащихся в профильный класс. Стараемся и решаем проблему выявления одаренных детей, способных усваивать программы на более высоком уровне, и организуем работу с такими детьми. Это и проведение сетевых курсов для 9-классников на базе своей школы по предметам, проведение интеллектуальных сессий для учащихся своей школы. В весенние каникулы планируется проведение межшкольной телекоммуникационной олимпиады по биологии. Хотелось бы, чтобы проводился День открытых дверей для учащихся школ города, планирующих поступать в 10-й класс (по профилю).

И, наконец, набор в профильный класс. Я думаю, что все прекрасно осознают: набрать детей в профильный класс только на базе своего собственного образовательного учреждения очень сложно. Мы с этой проблемой напрямую столкнулись в этом учебном году. Достаточное количество учащихся школ города посещало у нас сетевые курсы по физике и математике (так как в школе открыли физико – матемаический профиль). Но в итоге только один ребенок из посещавших курсы пришел к нам в 10-й класс. Получилось, что мы просто помогли 9-классникам более качественно подготовиться к выпускным экзаменам, за что нам большое спасибо.

Те дети, которые действительно должны идти в профиль, не идут туда. Может, плохо организована рекламная компания? Может (и действительно так) нам жалко расставаться со своими звездочками? И каков сегодня должен быть отбор в профильные классы – по каким критериям? А распыление кадровых и материальных ресурсов? Оно в итоге ни к чему хорошему не приведет. На эти и многие другие вопросы надо искать ответы и надо изменять подходы к комплектованию профильных классов на муниципальном уровне. Ведь мы сегодня работаем на новое качество образования, наша задача – помочь выпускнику самоопределиться и сделать свой выбор правильным.

Тутурова Светлана Николаевна

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер