Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»

Рекомендации психолога школы для родителей первоклассников

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Известно, что успешность адаптации ребенка к школе зависит от его полноценного развития в период дошкольного детства. Готовность к школьному обучению – сложный комплекс, включающий в себя разнообразные факторы. Я хочу обратить ваше внимание на 2 из них: развитие произвольности и децентрацию мышления. Часто их не вносят в число первостепенных, а они таковыми являются. Произвольность обеспечивает полноценное функциональное развитие всех психических процессов, регулирует поведение, так как включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу своих действий и осуществлять ее. Даже высокий уровень развития познавательных процессов не может быть реализован ребенком при несформированной произвольности. Поэтому большое значение имеет развитие произвольности в дошкольный период, тем более, что в игровой деятельности можно успешно сформировать у каждого ребенка систему произвольной саморегуляции. Для этого не требуется организации специальных занятий, можно использовать привычную для детей деятельность, например, конструирование, складывание кубиков, графические диктанты. Главное – научить ребенка выполнять задание, строго следуя заданному образцу, усложняя работу по мере освоения: 1 этап – воспроизведение точно по выполненному образцу 2 этап – по рисунку 3 этап – по словесному описанию. Очень важно анализировать вместе с ребенком промежуточные действия, учить его обнаруживать, при каком действии он допустил ошибку и корректировать выполнение задания. Полезно словесное описание ребенком своих действий, чему могут помочь наводящие вопросы взрослого: что сделал сначала? а потом? и т. п. Не менее важна децентрация мышления у ребенка-дошкольника. Эгоцентризм мышления проявляется в том, что ребенок судит обо всем с позиции собственного «я», представляет объект или ситуацию в целом, по яркому признаку. Необходимо научить ребенка видеть в объекте или ситуации отдельные признаки, устанавливать отношения между предметами, сравнивать 2 предмета при помощи третьего. Для этого также можно использовать обычные детские занятия. Иногда достаточно освободить ребенка от ограничений в его экспериментировании с водой, сыпучими и природными материалами, встречающимися во время прогулки: камешками, снегом, песком. Экспериментирование – естественное состояние ребенка дошкольного возраста, оно сопровождает все сферы детской деятельности – прием пищи, игру, занятия, прогулку. Ребенок сам должен совершать «открытия» превращения снега в воду, воды – в лед, наблюдать изменение уровня воды или песка в сосудах разного объема и формы. Некоторым детям требуется помощь педагога. В таком случае обучение ребенка экспериментированию должно проводиться последовательно, с усложнением уровней: 1. Педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение самостоятельно осуществляют дети. 2. Педагог только ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. 3. Постановка проблемы, равно как и отыскание решения, осуществляется детьми самостоятельно. Также при обсуждении были определены такие проблемы, как слабое развитие образной памяти и гиперактивность детей. Относительно первой проблемы следует сказать, что для развития любого вида памяти сензитивным (чувствительным, восприимчивым) является возраст 4-7 лет. Память – основное новообразование этого возраста, и ни в каком другом возрастном периоде нет более благодатных условий для ее развития. Средство запоминания в этом возрасте – эмоция. То, что связано с эмоциональным переживанием, запоминается на всю жизнь. Поэтому для развития памяти дошкольника необходима яркая эмоциональная насыщенность заданий и упражнений, а не просто механическое запоминание. Также средством запоминания служит детский рисунок. Формирование умения делать рисунок с целью запоминания (ситуации, книги, мультфильма, события и т.п.) должно занять одно из главных мест. Этому хорошо способствует обучение ребенка создавать рисунок, в котором изображается событие, сюжет, а не просто объект, как это чаще делают дети. Проблема гиперактивности также актуальна для первоклассников. Гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам. В основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция, поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. 

Что можно сделать, чтобы ребенок избавился от "излишков" активности? Гиперактивный ребенок нуждается в школе в особом подходе, его лучше посадить на одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и вообще давать возможность "разрядиться" имеющейся гиперактивности. Например, можно попросить его что-то принести или подать учителю, помочь ему собрать дневники, тетради, вытереть доску и т.д. Такие отвлекающие приемы помогут ребенку высидеть урок без нарушения дисциплины. Бесполезно его ругать, наказывать, устраивать молчаливые бойкоты. Это приведет лишь к снижению самооценки и появлению чувства вины. Необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы. Невозможно снижение гиперактивности без правильно организованной жизни ребенка в семье. Необходимо создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Таких детей надо оберегать  от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков).
Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru