Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Урок Информационные ресурсы общества

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Кто владеет информацией, тот владеет миром.

У. Черчиль

Содержание

Название темы урока, предмет , ФИО автора

Тема Информационные революции. Информационное общество. Информационные ресурсы общества

Второй урок по теме "Информационная деятельность человека ". Государственный стандарт по информатике и ИКТ [1]

Предмет Информатика и ИКТ

Профиль информационно-технологический, физико-математический (возможно изучение данной темы и в других профилях, но за меньшее количество часов)

Автор Круподерова Климентина, студентка факультета вычислительной математики и кибернетики Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского

Цели урока

В программе профильного обучения отмечается, что изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих этические, правовые нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В соответствие с образовательным стандартом полного (общего) образования по информатике учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

нормы информационной этики и права;

принципы обеспечения информационной безопасности.

УМЕТЬ:

выделять информационный аспект в деятельности человека;

пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;

соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию.

Форма урока

Проблемно-исследовательский урок. На уроке предусмотрены:

  • Работа в парах и группах
  • Вопросы и задания на анализ, синтез, оценку
  • Построение карт знаний
  • Практическая работа с сетевыми сервисами

Оборудование для урока

SMART – доска, проектор, Интернет , в т.ч. социальные сервисы: bobrdobr.ru, блоги, вики. Программное обеспечение: текстовый редактор, Power Point, средства SMART Board, Notebook, сервисы для организации исследований учащихся (bubbl.us, freemind, scribd.com, slideshre.net, WikiWiki и др. )

Продолжительность урока

2 спаренных урока (90 минут)

Ход урока

Этап 1. Анализ ответов на вопросы в блоге проекта ( 5 минут)

Этап 2. Информационные революции и информационное общество

2.1. Совместное заполнение таблицы «Информационные революции» (на SMART-доске и в опорных конспектах) ( 10 минут)

Информационная революцияПериод времениРадикальные изменения в истории человечестваОсновные изобретения (место, изобретатели)
Первая...
Вторая...
Третья...
Четвертая...

2.2. Определение понятия информационного общества. Создание презентации «Вклад ученых в развитие концепции информационного общества» (18 минут)

Четверная информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество». Определения в опорном конспекте и на экране.

Информационное (компьютеризированное) общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.

В.А.Извочиков

  • телематика – обработка информации на расстоянии

Работа в группах. Ученикам предлагается выяснить, какой вклад в развитие концепции информационного общества внесли следующие ученые. Для этого предлагается использовать Интернет-ресурсы. Результаты работы представляются в виде презентации (3-4 слайда). Представление результатов перед классом.

ГруппаУченый
1В.М. Глушков
2Е. Масуда
3К.Ясперс
4О.Тоффлер

2.3. Выяснение особенностей формирования информационного общества в России. Индивидуальная работа с документом «Концепция формирования информационного общества в России» Заполнение таблицы особенностей. Выявление положительных и негативных особенностей (7 минут)

Положительная особенностьНегативная особенность
..

Работа в парах. Сравнение результатов.

2.4. Ученикам предлагается привести примеры, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу (5 минут)

Примеры:

Подключение всех школ к Интернет в рамках нацпроекта «Образование»

Развитие дистанционного образования

Рост домашней компьютеризации

Этап 3. Понятие информационных ресурсов. Классификация информационных ресурсов

3.1. Ученикам предлагается ответить на вопрос «Какие вам известны ресурсы?» (3 минуты)

Ответ:

Определение информационных ресурсов из закона «Об информации, информатизации и защите информации»:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Ученикам предлагается высказать свою точку зрения, в чем принципиальное различие между информационными и всякими другими ресурсами?

Ответ: Информационные ресурсы остаются «несжигаемыми», ими можно пользоваться многократно, они копируются без ограничений.

3.2 Классификация информационных ресурсов (3 минуты)

В качестве примера классификации предлагается рассмотреть классификацию национальных информационных ресурсов.

Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 10 кл. –М.: Бином, 2005, стр. 27, рис. 1.4

Этап 4. Информационные ресурсы Интернет

4.1. Работа с сервером [2]. Выбор статистических данных по количеству серверов Интернет. Работа в Excel. Построение графика «Рост количества серверов Интернета». (10 минут)

4.2. С помощью программы freemind построить карту знаний «Положительные и негативные последствия развития Интернет» (14 минут)

Работа в парах. Сравнение результатов.

Этап 5. Работа по группам по темам исследований (10 минут)

Консультации учителя.

Этап 6. Рефлексия.

Ученикам предлагается написать в блоге о том, как они приступили к работе над своими исследованиями, изложив план работы, что уже сделано, какая работа предстоит в ближайшую неделю. (5 минут)

Домашнее задание: построить карту знаний «Информационные ресурсы Интернет», продолжить работу в группе над исследовательскими темами.

Используемые ресурсы

  • Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001.
  • Воловик А. Знакомьтесь, информационные технологии. С.-Пб., БХВ- Петербург, 2002.
  • Грешневиков А.Н. Информационная война. – М.: Русский мир, 1999.
  • Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М.:ИНФОАРТ, 1992.
  • Зубрилин А.А. Интернет: технологический и социальный аспекты. // Информатика и образование, 2001, №7.
  • Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования. //Информационные ресурсы России,1997, №5.
  • Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  • Правовые и этические аспекты Интернета. //С компьютером на ты. 2002, №1
  • Расторгуев С.П. Информационная война. – М.: Радио и связь, 1998.
  • Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 10 кл. –М.: Бином, 2005.
  • Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 11 кл.– М.: Бином, 2005.
  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. –М.: Бином, 2005.
  • Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. – М.: Наука, 1996.
  • Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы– М., 2003

Ресурсы Летописи

Ресурсы Интернет

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися

После данного урока ученики смогут:

  1. Объяснять причины информационных революций, характерные черты информационного общества
  2. Приводить примеры, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу
  3. Выполнять классификацию информационных ресурсов
  4. Использовать Excel для отображения статистики роста Интернет
  5. Использовать блог группы для обсуждения хода работы
  6. Вести совместную подборку закладок по теме исследования на bobrdobr.ru
  7. Выполнить рефлексию в блоге учителя
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер