Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Участник:АСТ

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Ф.И.О.

Новиков Евгений Андреевич

ГОРОД

Псков

О СЕБЕ

Ученик 8"Б" класса средней школы №3 г.Пскова. Участник проэкта "Наши куклы" Виртуальный класс проекта Наши куклы Болельщик футбольной команды "Зенит"

Параскева

  • Параскева - Пятница считалась заступницей женской доли. Девушки обращались к ней с молитвами, чтобы послала хорошего жениха. Замужние женщины приводили в день Параскевы болезненных детей к родникам и умывали их водой, чтобы они были здоровы.

Эта кукла покровительница женских ремесел. Ее делали ко дню Параскевы, 10 ноября. В этот день нельзя было заниматься ремеслами. И девушки и женщины показывали в этот день друг другу свое рукоделие.

Десятиручка

  • Десятиручка – это кукла помощница в женских рукоделиях, девушки делали ее перед праздником Покрова, когда начинали готовить себе приданое.
  • Десятиручка – это кукла в виде женской фигуры, с длинной косой и десятью руками, сделанная из мочала, перевитого цветными нитками.

Столбушка

  • Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Закрутка

  • Распространена по всей территории России, самая древняя закрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая - чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка. После 15-18 см закрутка переходит в столбушку.

Пеленашка

  • В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка

Кузма и Демьян

  • В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.

Святые Косма и Дамиан — асийские братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала детей в христианской вере. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем бесплатно, за что их и называли бессребрениками. Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.

  • Для изготовления кукол понадобится: 2 куска белой, 5—6 кусков темной (коричневой или серой) ткани, 2 кусочка ткани для фартуков, 2 кусочка плотной ткани для шапок, нитки и ветошь. Используется техника продевания.

Сначала берут квадрат белой ткани, в середину которого укладывают ветошь; из этой заготовки получается голова. Из темной ткани скатывают длинный жгут, который потом складывают пополам, и линия сгиба остается внизу — это туловище. Голову плотно привязывают к туловищу, концы белой ткани аккуратно прячут внутрь туловища. Еще один кусок темного материала сворачивают жгутом (внутрь можно подложить для придания жесткости палочку) — это руки (жгут перевязывают ниткой по краям и посередине;). Руки вкладывают в туловище и фиксируют нитками (одновременно обозначается талия. Очередной жгут из темной ткани — ноги. Сначала его перевязывают по краям, потом посередине и продевают в нижнюю часть туловища. Готовую куклу наряжают в фартук и шапку, к рукам можно привязать нитку, чтобы куклу подвешивать. Лицо ей не рисовали. Вторую куклу делают по такому же принципу; их можно объединить общей рукой (в этом случае требуется 5 кусков темной ткани). За пояс Кузьме и Демьяну приспосабливали миниатюрные орудия труда, инструменты.

  • Эти куклы были обрядовыми, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.--АСТ 12:10, 4 июня 2008 (MSD)

Владимирская Столбушка

  • В поверьях и легендах берёза представляется то счастливым обереговм деревом, то средоточием вредоносных сил и ведьмовства. Если в южных областях Центральной России берёзу специально сажали рядом с домом для благополучия семьи и защиты от злобных сил, то на Русском Севере место, где когда-то росли берёзы, считалось несчастливым, непригодным для строительства дома.
  • Плакучие берёзы всегда связывались со сказаниями о коварных русалках. В то же время исстари были известны лечебные свойства берёзы, широко используемые и сейчас в народной медицине.
  • В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой берёзоньки. В России берёзой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля(1 февраля по старому стилю) “загадывать на жениха” c помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженного.
  • Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно в владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть её основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.--АСТ 13:13, 4 июня 2008 (MSD)

Источники: Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.

Мировре древо Технология изготовления

  • Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины. Примерно 2см. края сучка плотно обматывается обрывками нити или куделью так, чтобы получился плотный шарик диаметром около 2см.
  • В центре сложенного по диагонали лоскута белой тонкой ткани размером 10х10см. шарик выкладывают так, чтобы расправленная диагональ совпадала с плоскостью рогатины или была чуть развёрнута внутрь к развилке. Под утолщением, плотно обтянутым лоскутом, 2-3раза плотно наматывают красную нить и закрепляют узлом.
  • Концы ткани по диагонали подгибают внутрь к середине и закрепляют, отступив по 0,5см. от краёв подгиба двумя-тремя витками красной нити.
  • Главный атрибут праздничного одеяния замужней женщины – поневу – оформляют на кукле из красного лоскута ткани размером 10х15см. Соизмеряя пропорции куклы, поневу крепят нитью такого же цвета в районе талии.
  • Передник (из лоскута светлой ткани) отличается по цвету от ткани поневы. Он крепится пояском.
  • Закрытый головной убор сначала имитируют красной тесьмой, плотно повязанной по верху обтянутого белой тканью утолщения.
  • Затем из тонкой цветастой ткани размером 10х10см. подгибают по диагонали платок, который накидывают поверх тесьмы и стягивают узлом под подбородком куклы.
  • На втором сучке рогатины оформляют куклу Жениха. Для этого нитями или куделью наматывают утолщение и обтягивают лоскутом белой тонкой ткани. Концы ткани аккуратно укладывают вдоль сучка, соизмеряя пропорции и соотнося их с куклой Невестой.
  • Нижнюю часть поверх белой ткани несколько раз плотно обматывают коротким краем лоскута тёмной однотонной ткани размером 5х10см. Лоскут закрепляют внизу тёмной нитью двумя-тремя витками.
  • Из лоскута цветной яркой ткани размером 10х10см. вырезают крестовину с основанием 5см. и перекладной шириной 3см. Чтобы выкроить рубаху-косоворотку, лоскут разрывают (прорезают) посередине вдоль широкого основания: по лицевой стороне ткани на 1,5-2см. вдоль и от левого края разреза перпендикулярно на 1см.
  • Через прорезь лоскут натягивают на куклу Жениха, чтобы плоскость совпадала с плоскостью рогатины или также было чуть смещена внутрь к развилке. Закрепить лоскут цветным пояском.
  • Оставшуюся ткань подогнуть, закрепить красной нитью.
  • Голову жениха обмотать сначала светлой, затем тёмной тканью. Закрепить ниткой. Перегнуть то лицевой стороны к затылку, Окончательно закрепить нитью.--АСТ 13:15, 10 июня 2008 (MSD)

Источники: Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.

Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru