Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Учебный проект Задачи, приводящие к понятию производной

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего"

Содержание

Номинация

Исследовательский проект

Автор проекта, образовательное учреждение

Морохова Лариса Александровна, школы №50, г. Воронеж

Сайт школы

Сайт проекта

Сайт проекта по математике

Аннотация проекта

  • Проект содержит материал, собранный в результате исследовательской работы учащихся 10 класса перед изучением темы Дифференциальное и интегральное исчисление. В проекте представлена система задач из разных предметов школьного курса, приводящих к понятию Производная функции. Проект может быть использован в качестве мультимедийной презентации на уроке и как консультативный материал в самостоятельной работе учащихся.

Тема учебного проекта

  • Задачи, приводящие к понятию производной

Дидактические цели учебного проекта

  • формирование предметной компетентности - самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развитие креативных способностей, логического мышления;
  • формирование коммуникативной компетентности - умения кратко, логично и понятно излагать свои мысли, математически грамотно говорить;
  • формирование социальной компетентности - навыков работы в команде: умения отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию.

Компетентности, формируемые учебным проектом

  • В сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
  • В сфере учебной деятельности, основанные на осознанном усвоении понятий дифференциального и интегрального исчисления.

Методические задачи учебного проекта

  • сформировать у учащихся осознанное понятие производной функции;
  • научить школьников обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных вычислений и экспериментов, научить пользоваться PowerPoint для оформления результатов, научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
  • сформировать навыки проектной деятельности. 

Основополагающий и проблемные вопросы учебного проекта

Основополагающий вопрос:

  • Математика - это царица наук или их служанка?

Вопросы учебной темы (проблемные):

  • Что такое мгновенная скорость с точки зрения математика ? * Какие характеристики производной можно использовать для исследования функции и построения графиков ?
  • Можно ли применить производную для решения прикладных задач ?

Творческое название учебного проекта

  • Остановись мгновенье! Мы тебя исследуем.

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

  • Подобрать и систематизировать:
  • 1)задачи из курса физики и химии, приводящие к понятию производной;
  • 2) задачи из курса геометрии, приводящие к понятию производной;
  • 3) Задачи из курса экономики, приводящие к понятию производной.

Предметные области

  • математика

Возраст учащихся

  • старшая школа

Продолжительность работы над проектом

  • три недели

Эссе Будущие задачи решим сегодня

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь.

Конфуций


Мои ученики перешли в 10 класс. Я говорю, мои ученики потому, что веду у них математику с 5 класса. С успехом, преодолев сложные лабиринты математической науки и не потеряв к ней интереса и уважения, они с успехом прошли конкурсные испытания и поступили в 10 профильный математический класс. Конкурсные испытания представляли собой защиту тематических проектов по геометрии. Так что работа над проектом для учащихся знакомый вид деятельности, который позволяет им раскрыть в полной мере свои творческие способности, продолжать развивать навыки работы с учебной и научной литературой, электронными ресурсами, поиска информации в Интернете.

С увлечением свойственным юности мои ученики приступили к подбору интересующих их тем для работы над проектами. Для этого они уже в начале года тщательно изучили тематический план по математике, консультируясь с учителями, ведущими другие предметы. Такие межпредметные изыскания связаны с тем, что многие из учащихся уже определились с выбором профессии и кроме математики определили для себя круг наиболее интересующих их предметов. Поэтому благодатным в этом смысле для них явился раздел «Дифференциальное и интегральное исчисление».

Меня, как учителя математики вполне устраивал такой выбор. На уроках при введении новых понятий «Производная», «Первообразная и интеграл» учащиеся испытывают определённые трудности с появлением большого числа сложных абстрактных определений, теорем, с приобретением навыков выполнения практических заданий. А самое главное – я теперь с гордостью доказательно могу показать ученикам прикладную значимость математики. Ведь до сих пор мои убеждения о важности математики они принимали с некоторой долей скептицизма. Поэтому мои исследователи принялись решать основополагающий вопрос: «Математика - это царица наук или их служанка?»

В начале учебного года была проведена установочная конференция, на которой основные темы раздела «Дифференциальное и интегральное исчисление» были положены в основу проектов. Все учащиеся класса разделились на исследовательские группы, выбрав заинтересовавшую их тему. В ходе работы над проектами мои ученики провели очень полезный сравнительный анализ учебников по математике для 10-11 классов. Интересно, что больше всего им понравился учебник автора М.И. Башмакова. Вывод был краток: «Простенько, но прикольно». А если серьёзно, то были проанализированы не только школьные учебники, но и учебники для техникумов и вузов по физике, химии, экономике, биологии, технической механике и др.

В итоге были созданы проекты: «Задачи, приводящие к понятию производной», «Геометрический и физический смыл производной», «Исследование функций и построение графиков с помощью производной», «Графики функций и графики производных», «Производная в задачах и примерах».

Необходимы и практические навыки владения компьютером, поиска и обработки информации при помощи электронных ресурсов и сети Интернет. Технологии интегрируются в обучение – школьники НЕ изучают компьютер просто сам по себе. Появляется “смысл” изучения компьютерных технологий.

Половина учащихся моего класса являются ещё и студентами факультета СПО ИММиФ. Полученные навыки исследовательской работы и использования компьютерных технологий помогают им качественно, на высоком уровне выполнять курсовые проекты, рефераты с тематическими презентациями.

Мы работаем на будущее!

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер