Учебный проект Казнить нельзя помиловать
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего" |
Авторы проекта
Творческое название проекта
"Казнить нельзя помиловать!"
Тема в учебном плане
- История
- Правление Ивана IV Грозного.
- Петровские преобразования.
- Эпоха дворцовых переворотов.
- Золотой век Екатерины II.
- Гражданская война 1917-1922 гг.
- Политическая система СССР в 30-50-е гг.
- Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству.
- Обществознание
- Права человека
- Правовое государство
Цели и задачи учебного проекта
- Цель проекта:
Формирование умения анализировать историческую информацию и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.
- Задачи проекта:
- Освоить представление о смертной казни в истории России.
- Освоить основные понятия: «мораторий», «права человека», «конвенция», «смертная казнь», «пожизненное заключение», «судебная ошибка», «преступность», «уголовный кодекс», «конституция», «общественное мнение», «правовое государство», «демократическое общество».
- Научить школьников анализировать историческую информацию.
- Научить школьников формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
- Научить школьников обрабатывать статистические данные и обобщать полученную информацию в результате проведенного анкетирования.
- Научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов.
Основополагающий и проблемные вопросы учебного проекта
Основополагающий вопрос: Смертная казнь: за или против?
Вопросы учебной темы (проблемные):
- Является ли смертная казнь фактором, сдерживающим преступность?
- Нарушает ли смертная казнь права человека?
- Нужна ли смертная казнь в современный период развития?
- Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?
- Как относятся к смертной казни в других странах?
- Как относятся к смертной казни люди, которые живут с нами рядом?
- Какие существовали виды смертной казни при разных правителях России?
Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта
1. Тема: Вы за или против? А почему?
Вопрос для исследования: В чем суть понятия «смертная казнь» для ее сторонников и противников?
Цель исследования: выяснить, чем определяется отношение людей к смертной казни.
Варианты представления результатов исследования: мультимедийная презентация.
2. Тема: Смертная казнь в России вчера и сегодня
Вопрос для исследования: Определить тенденции в развитии видов и числа преступлений, за которые назначается смертная казнь.
Цель исследования: Исследовать динамику развития применения смертной казни в истории России.
Варианты представления результатов исследования: мультимедийная презентация.
3. Тема: Буклет Как мы относимся к смертной казни?
Вопрос для исследования: Как относятся к смертной казни жители города Мончегорска.
Цель исследования: Составить социологический портрет сторонников и противников смертной казни.
Варианты представления результатов исследования: публикация.
Предметные области
Возраст учащихся
16 лет
Краткая аннотация проекта
В известной детской книге Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков» перед мальчиком Витей стоит непростой вопрос — решить правильной постановкой одной запятой свою судьбу: быть казненным или помилованным. Вот уже на протяжении сотен лет общество пытается раз и навсегда поставить запятую в этой «истории блуждающей запятой» (именно так окрестили проблему смертной казни некоторые российские юристы). Представители ПАСЕ и других европейских организаций периодически поднимают вопрос об окончательной юридической отмене смертной казни и упрекают Москву в несоответствии российского законодательства общеевропейским критериям. Однако предложения восстановить смертную казнь или хотя бы временно отменить мораторий на ее применение звучат очень часто. Когда Россия собиралась приступить к ратификации, как будто специально происходили массовые теракты и вставал вопрос о казни виновных: после взрывов жилых домов в 1999 году, после «Норд-Оста», после трагедии в Беслане, аналогов которой мировая история еще не знала. Нурпаша Кулаев – единственный оставшийся в живых из 32 террористов, захвативших школу в Беслане в сентябре 2004 года. Он был обвинен по 8 статьям УК РФ, в частности, в терроризме, захвате и убийстве заложников. Общественность, в особенности родственники погибших, были за смертную казнь преступников. 26 мая 2007 г. Верховный суд Северной Осетии приговорил Нурпашу Кулаева к смертной казни. Однако в связи с тем, что был принят мораторий на смертную казнь (до 1 января 2010 года), и, учитывая смягчающие обстоятельства, он был приговорен к пожизненному заключению. "Матери Беслана" очень сетовали на то, что наши законы сейчас не позволяют привести смертную казнь в исполнение. А когда в феврале 2006 г. заместитель генпрокурора Николай Шепель потребовал приговорить подсудимого именно к этому наказанию, его тут же обвинили в недовольстве членством России в Совете Европы и ускорении ее выхода из этой организации. Пока отечественные депутаты спорят, представители ПАСЕ четко и однозначно понимают, что во всех европейских странах смертную казнь давным-давно упразднили. А Россия осталась в обществе Китая, Индии, Японии, Северной Кореи и, конечно, США. Проблема смертной казни является сложной и многогранной. Она затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно- религиозные, культурно- психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности. Смертная казнь – высшая, исключительная мера наказания. Добро это или зло? Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период развития? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка? В чем заключаются задачи и цели смертной казни как вида наказания? Справедливое возмездие это или неоправданная жестокость? Можно ли ставить знак равенства между жизнью преступника и жизнью жертвы? Нужна ли альтернатива смертной казни в виде пожизненного лишения свободы? На эти вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, граждане. Именно этим вопросам посвящена наша исследовательская работа.
Продолжительность работы над проектом
3 месяца
Ключевые слова
Мораторий, права человека, конвенция, смертная казнь, пожизненное заключение, судебная ошибка, преступность, уголовный кодекс, конституция, общественное мнение, правовое государство, демократическое общество.
Презентация проекта
Дидактические материалы
- Практическая работа «Изменение числа и распределение по возрасту осужденных к смертной казни»
- Практическая работа «Виды смертной казни и правонарушения, соответствующие разным историческим периодам» (задание)
- Практическая работа «Виды смертной казни и правонарушения, соответствующие разным историческим периодам» (пример выполненного задания)
Работы учащихся
- Смертная казнь в России вчера и сегодня
- Смертная казнь - вы за или против?
- Буклет Как мы относимся к смертной казни
Критерии оценивания работ учащихся
Критерии оценки презентации Критерии оценки буклета
Ссылки на ресурсы Летописи
- ...
- ...
Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта
- http://revolution.allbest.ru/law/00002876_0.html- из истории смертной казни за рубежом.
- http://www.polit.ru/research/index.html- отношение ПАСЕ к смертной казни в России.
- http://www.nr2.ru/92382.html - мораторий продлен до 2010 г.
- http://www.radikaly.ru/forum/viewtopic.php?t=598&view=previous- смертная казнь: за и против
- http://deathpenalty.narod.ru/- взгляды - на смертную казнь
- http://revolution.allbest.ru/law/00002680_0.html- пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни.
- http://index.org.ru/turma/sk/- Солженицын о казни.
- http://www.levada.ru/press/2005070501.html- Отношение населения России к смертной казни.
- http://news.ng.ru/2002/03/13/1016020636.html- Путин против отмены моратория на смертную казнь.