Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»
Энгельбарт
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Вторая после Буша по значимости личность в истории гипертекста это - Даглас Энгельбарт, работавший над проектом расширения мыслительных возможностей человека. Важно отметить, что Энгельбарт и его группа сосредоточили свои усилия на обеспечении и расширении познавательных возможностей группы людей. Многие из возможностей, заложенных в NLS, нашли свое широкое применение относительно недавно. К этим возможностям относятся встроенные в систему возможности установления гипертекстовых связей; возможность хранения групповых переговоров, встроенная в системы электронной почты; возможности личных настроек, перестроек и расширений системы пользователями; возможности усиления не только индивидуальных, но и групповых возможностей. Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов. Каждый сегментов назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых, так и межфайловых. В результате структура приобретала неиерархические и нелинейные свойства. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям". Исследования, проводившиеся в рамках создания системы NLS расширяли возможности сохранения записей в коллективной памяти и, самое главное, заметно упрощали механизмы обмена записями или мимами внутри сетевого сообщества
Энгельбарт рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства. Это уже цифровая экосистема.
Энгельбарт отмечал, что как только мы начинаем использовать новые средства, они изменяют привычные условия нашего существования.
- Близкую позицию можно найти у Фуллера: нельзя изменить образ мыслей людей, но можно дать им инструмент, использование которого приведет к иным мыслям.
- отсылка к обсуждению, что такое учебный объект, поскольку у Энгельбарта вещи и средства расширяют наше сознание и он, пожалуй, первый, кто сформулировал направление - расширенная реальность
Подход, нацеленный на саморазвитие, заставляет нас постоянно перестраивать наш мир. Нам приходится осваивать новые роли, вырабатывать новые привычки и осваивать новые методы деятельности. Эти изменения в нас происходят только потому, что появляются новые технические средства, которые мы сами же и придумали. После того как новые средства деятельности вносятся в сообщество, между средствами и людьми, которые их используют, происходит совместный процесс эволюционных изменений. Люди видоизменяют и друг друга и программные средства для своего роста и развития.