Приглашаем в проект «300 ИнтелШкол-2010»

Антиалкогольное воспитание в школе.

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Эссе? Лекция? Для учеников? Для родителей?...


Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи






Содержание

Антиалкогольное воспитание в школе.

16-17-летние подростки, у которых было исключено влияние установки общественного мнения при опросе "с глазу на глаз", в 60% случаев выразили негативное отношение к употреблению алкоголя и искренне пожелали соблюдать трезвый образ жизни. При опросе же их в присутствии товарищей по учебе - только в 26,2%. Они отметили, что с возрастом все труднее отказываться от приглашения выпить, поэтому к употреблению спиртного "все равно придется привыкать".
К 10-12 годам дети становятся зависимыми от установки общественного мнения. Такая зависимость связана с тем, что в данном возрасте абстрактно-логическое мышление достигает новой ступени своего развития. Подросток выделяет для себя "эталон взрослости" на основе тех представлений, которые в общественном мнении определяют установку на употребление алкоголя. чем больше подростки могли назвать понятий о "полезных" свойствах алкоголя, тем жестче они были зависимы от этой установки общественного мнения. Практически нельзя оградить детей от того, чтобы они не воспринимали такие представления. Оградить их от этого - значит всем взрослым надо полностью соблюдать трезвый образ жизни, исключить из кинофильмов сцены с употреблением спиртных напитков, изъять из популярных стихов строки, воспевающие "поэзию" алкогольного опьянения и т.д.
Эффективность противоалкогольного обучения и воспитания может быть повышена путем нейтрализации и разрушения тех представлений, которые формируют установку общественного мнения на "умеренное" употребление алкоголя. Следует подчеркнуть, что надо действенно нейтрализовать и разрушать эти представления, а не просто голо отрицать или умалчивать "позитивные" свойства вина. Ведь такому голому отрицанию противостоит авторитетное печатное слово книг о "культурном питии вина" с интригующими названиями, как: "Солнце в бокале", "Божественный напиток" и др., строфы великих поэтов, заметки в газетах о долгожителях, употребляющих вино и т. п. Но самое главное, что эти представления базируются на неоспоримых, научно доказанных фактах, что спирт является хорошим растворителем некоторых активных биологических веществ типа витаминов, а они находятся в вине. При этом злоупотребляющие вином получают отравление не столько от спирта, сколько от активных биологических веществ в результате их передозировки. При таком знании многие ложные представления нередко отрицаются одной фразой: "Употреблять вино, как и витамины, приготовленные на спирту, можно, но в таких количествах, чтобы не ощутить ни малейшей степени опьянения, т. е. отравления". Приемля такую точку зрения, некоторые рассуждают таким образом: "Чем так пить вино, то лучше его не пить совсем, потому что витаминов я и так в достатке получаю с полноценными продуктами питания, и передозировка ими не так опасна для здоровья, как передозировка вином".
Если мы добились подобного хода мыслей, - значит, достигли поставленной цели: нейтрализовали или разрушили неверное мнение о "полезности" употребления вин и сформировали у данной группы людей трезвеннические установки. В других коллективах можно создать трезвеннические установки на основе тех же неоспоримых фактов, но только представив их в другой системе взаимоотношений. В формировании таких систем для каждого отдельного человека, с учетом усвоенных им представлений о якобы "полезности" употребления алкоголя, и заключается индивидуальный подход в антиалкогольном обучении и воспитании. В данных методических рекомендациях представлен материал в виде цикла из шести коротких лекций, излагаемых на основе представлений только одной группы 10-12-летних детей. У этих школьников лекции с успехом опровергали ошибочные представления в отношении употребления алкоголя и формировали трезвеннические установки. Бесспорно, что для другой группы такого же возраста данные лекций могут оказаться малоэффективными. В иных же группах учащихся цикл предлагаемых лекций будет более эффективен в индивидуальной, групповой, но только не в коллективной беседах, и тем более не в лекциях. Так как материал для лекций легче приспособить для бесед, чем из материалов для бесед, строить лекции, поэтому последним и отдано предпочтение.
Таким образом, рассматриваемый цикл лекций - только основа, отработанная на определенной группе детей. Практически невозможно составить материал, пригодный для всех групп школьников, даже одного возраста. Вариантов будет столько, сколько имеется индивидуальных особенностей воспитания в семье, в общении со сверстниками или старшими товарищами на улице, дома; какой исходный уровень знаний в отношении употребления алкоголя и т. д.
Данный цикл построен на знании учащихся о вкусе спиртных напитков, и о их действии на психику. Надо сказать, что в некоторых коллективах школьников с действием алкоголя уже познакомились более 80%. И в этом возрасте они уже размышляли о том, почему же они не испытали того "приятного" действия алкоголя, о котором так много говорят и пишут взрослые люди.
"Мастерство нравственного воспитания, - писал В.А. Сухомлинский, - заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали, прежде всего, его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся в процессе активной деятельности', в том числе связанной и с употреблением алкоголя. Однако существующие сегодня методические рекомендации и материалы в помощь лектору изобилуют примерами и цифрами будущего, а не настоящего ущерба, наносимого тем семьям, трудовым коллективам, члены которых употребляют алкоголь. При этом, в лучшем случае, умалчивается, что происходит с психикой людей в момент алкоголизации.
Нашими исследованиями установлено, что школьники, употреблявшие вино, пребывание в алкогольном опьянении расценивают как неприятное состояние. А их здоровая субъективная оценка действия алкоголя в имеющейся литературе по алкоголизму НЕ ВОЗВЫШАЕТСЯ, а наоборот, ПРИНИЖАЕТСЯ, так как за норму берется оценка действия спиртного больными людьми или лицами с низким уровнем культуры и нравственности.
Этой основополагающей точке зрения в нашей работе придается первостепенное значение. В антиалкогольном обучении и воспитании следует стремиться поставить подростка на голову выше тех, кто вооружен представлениями о якобы возможном "приятном" пребывании в алкогольном опьянении. Задача сегодняшнего дня - добиться того, чтобы стыдно было находиться в алкогольном опьянении, как бывает неприятно человеку с высокой санитарной культурой садиться за стол для приема пищи с грязными руками. Добившись этого у большей части населения, можно приступать к пропаганде полного отказа от употребления спиртных напитков, в том числе и сухих вин. В тех же группах учащихся, которые с гордостью и смелостью заявляют во всеуслышание, что симптомы алкогольного опьянения им противны, уже можно вести работу на полный отказ от приема вин. И, самое главное, - предлагаемая система противоалкогольного знания этому не мешает, а только помогает осмеять тех, кто в алкогольном опьянении стремится получить удовольствие.
Очень трудно переубедить людей, если симптомы острого отравления спиртными напитками, в силу глубокого заблуждения, они начинают принимать за удовольствие. Повторяем, что этот СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИЗВРАЩЕНИЯ ЗДОРОВОЙ ОЦЕНКИ АЛКОГОЛЯ НА БОЛЬНУЮ занимает основное место в содержании данного цикла лекций. И он становится понятным тогда, когда все лекции будут достаточно хорошо усвоены учащимися. В противном случае их эффективность резко снижается. К 12-14 годам значительное число детей знакомится с состоянием опьянения и оценивает его крайне негативно. Поэтому предлагаемый нами цикл лекций желательно довести до детей в этом возрасте, а не ждать, когда в их индивидуальном сознании ошибочные представления, навязанные им больными людьми, начнут ассоциироваться с алкогольным опьянением, как с удовольствием. Перед каждой лекцией приводится перечень вопросов, которые рекомендуется вывесить за несколько дней в объявлении, предварив их обращением следующего содержания:
"Дорогие ребята!Мы изучаем, что знаете Вы об алкоголизме, а также Ваше внимание и способности. У нас к Вам большая просьба. Вам дается несколько дней, чтобы прочитать все приведенные вопросы и ответить на них один раз до лекции. Затем сразу же после прослушивания лекции Вы ответите на них второй раз. Ответы должны быть написаны простым карандашом и очень кратко: "да", "нет", "не знаю". Внимательное, вдумчивое чтение сразу всех вопросов поможет Вам отыскать правильный ответ. Когда Вам попадаются неясные слова, то разрешается обращаться за помощью к учителям, родителям и товарищам. Не огорчайтесь, если не сможете правильно ответить на вопросы до лекции. Неправильные ответы до лекции будут свидетельствовать только о плохой Вашей внимательности. О Ваших способностях будем судить по правильности ответов, данных после лекции.
Свою фамилию и имя писать не обязательно".

Такое анкетирование ни в коем случае не дань моде. Истинная его цель в том, чтобы ввести школьников в курс неизвестной терминологии, и, таким образом, привлечь к самостоятельной познавательной деятельности. Безусловно, вопросы громоздки, и ученики вынуждены будут обращаться за помощью к учителям, к родителям и обсуждать их со своими сверстниками. А это - и есть активная познавательная деятельность, в которой материал усваивается лучше, чем при пассивном восприятии.
Родители будут поставлены перед необходимостью отвечать на вопросы детям, начиная с 4-го класса. А отвечать на надо правильно. Правильно: значит так, чтобы выработать у детей негативное отношение к алкогольному опьянению, а еще лучше - к употреблению спиртных напитков вообще. Это вынудит родителей активно включиться в антиалкогольное воспитание, начатое педагогами. И на тематических школьных и родительских собраниях с поступлением их сына или дочери в 1-й класс, усваивать одни и те же лекции и заложенные в них мысли, чтобы "педагоги и родители" представляли собой "слаженный ансамбль", выполняющий одну и ту же цель. Готовясь к лекции, каждый лектор может вносить что-то свое, с учетом особенностей данной аудитории. В представленных рекомендациях приводится очень мало конкретных примеров. Многие явления раскрываются в обобщенном виде. Поэтому каждый лектор должен сам приводить конкретные примеры, которые хорошо известны его слушателям. В идеале желательно, чтобы с лекциями выступали разные специалисты: врачи, учителя, работники культуры и искусства, психологи, виноделы, работники торговли и т. д. Разумеется, что во всех случаях не должно быть никаких отступлений от системы противоалкогольного знания по формированию трезвеннических установок. Поэтому для чтения лекций по антиалкогольной пропаганде должны подбираться люди, которые не только словами, но и своим поведением на работе и в быту пропагандируют трезвый образ жизни.
Если к чтению лекций не удастся привлечь людей разных специальностей, то лекции могут быть прочитаны школьными врачами и учителями. Каждый педагог выбирает из цикла лекций ту тему, которая близка к предмету его преподавания.
Чтение всего цикла лекций одним лицом психологически воспринимается как выражение собственной точки зрения выступающего. Когда же лекции будут читаться разными специалистами, и тем более, не только из числа своих учителей, то это психологически воспринимается как выражение общественного мнения.
Желательно, чтобы весь цикл лекций был прочитан за период учебного года. Перерывы между лекциями не должны быть большими. Пока учащиеся остаются под впечатлением прослушанной лекции (об этом можно судить по репликам, обсуждениям вопросов лекций и т. п.), следующую лекцию лучше не читать. Как только прослушанная лекция начинает забываться, необходимо прочесть новую. Кроме чтения лекций по антиалкогольной тематике, вопросы по проблемам алкоголизма должны обсуждаться на разных уроках. Учителя обязаны внимательно ознакомиться с циклом лекций и отобрать для себя те вопросы, которые могут быть рассмотрены глубже в рамках тех дисциплин, которые они преподают. Совсем не обязательно здесь специально много времени уделять проблеме алкоголизма. Достаточно несколькими словами, фразами обмолвиться, что то или иное явление наблюдается во время алкоголизации, в состоянии острого или хронического отравления спиртом. Конечно, если же учащиеся проявят более глубокий интерес к затрагиваемой теме, то уходить от этого учителю не стоит. Именно в таких ситуациях наилучшим образом может быть реализован индивидуальный подход к процессу противоалкогольного обучения и воспитания.
Надеемся, что данные методические рекомендации, которые разработаны в соответствии с современными требованиями школьной реформы, будут способствовать формированию трезвеннических установок и норм здорового образа жизни у учащихся.

О токсическом действии винного спирта

Лектору советуем за несколько дней до начала лекции предложить школьникам вопросы по рассматриваемой теме.
Ниже приводятся рекомендуемые вопросы с правильными ответами на них, на которые требуется ответить учащимся дважды: до и после лекции.

  • 1. Обозначают ли словами "винный спирт", просто "спирт", или "алкоголь" одну ядовитую жидкость? - "Да".
  • 2. Токсическое или ядовитое действие спирта - это одно и то же? - "Да".
  • 3. Убивает ли спирт микробов? - "Да".
  • 4. Гибнут ли ткани и клетки слизистых оболочек пищеварительной системы у человека, употребляющего алкоголь? - "Да".
  • 5. Убивает ли спирт микробов, находящихся на поверхности кожи? - "Да".
  • 6. Гибнут ли клетки кожи, если на них долгое время воздействовать спиртом? - "Да".
  • 7. Гибнут ли от употребления алкоголя нежные клетки и ткани слизистых оболочек пищеварительного тракта? - "Да".

Прозрачную бесцветную жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом чаще всего называют "винным спиртом", просто "спиртом" или "алкоголем".
При попадании алкоголя в ткани и клетки живого организма он действует как ядовитое вещество. Чаще всего "ядовитость спирта" называют "токсическим" действием. Поэтому запомните: "токсическое" и "ядовитое" обозначают одно и то же.
Алкоголь способен убивать вирусы, микробы (то есть всякие маленькие существа, которые нельзя увидеть простым глазом, но можно рассмотреть под микроскопом или через увеличительное стекло). Свойство спирта убивать микробов называется "бактерицидным" или "антисептическим" действием. Если сорокаградусной водкой, в которой спирт смешан с водой, помыть руки, то находящиеся на руках микробы погибают. Причем погибают за очень короткое время, пока руки высыхают от спирта. Клетки кожи рук за такое короткое время от алкоголя погибнуть не успевают. Зная это, медики обрабатывают свои руки перед операцией спиртом, протирают края ран и то место, в которое собираются сделать укол больному. Однако, если спирт долгое время будет оставаться на поверхности кожи (например, при наложении спиртового компресса), то и на ней можно будет увидеть признаки токсического, ядовитого действия спирта. На месте компресса кожа покраснеет, повысится ее температура, а потом погибнут клетки кожи, о чем будет свидетельствовать ее шелушение.
Также гибнут ткани и клетки слизистых оболочек желудка, кишечника от токсического действия алкоголя. Есть много желудочно-кишечных заболеваний, вызванных микробами. Но лечить такие болезни алкоголем нельзя. Спирт убивает микробов, но и, одновременно, разрушает желудок и кишечник. А когда алкоголь из желудка всасывается в кровь, то еще больше страдают нежные ткани и клетки стенок кровеносных сосудов сердца, печени, нервов, головного мозга и т. д. Одним словом, поражаются все внутренние органы и системы в организме человека.
Врачи иногда токсическое действие алкоголя используют вместо ножа. Есть такие болезни, когда нужно перерезать нерв, вырезать небольшого размера опухоль. Операция заключается в том, что спирт набирают в шприц, а затем вводят в определенное место. И спирт, благодаря своим токсическим свойствам, расплавляет живые ткани и клетки, которые уже не нужно перерезать или вырезать ножом.
Ядовитое действие алкоголя можно усилить, если его смешать с еще более ядовитыми веществами, чем он сам. Спирт не просто смешивается с токсическими веществами, а образует с ними новый, очень ядовитый комплекс химических соединений. В самогоне такой комплекс химических соединений с алкоголем называют "сивушными маслами". В отличие от самогона, из водки, продаваемой в магазине, "сивушные масла" удалены полностью. Ведь водка-это смесь спирта и воды. Спирт очень хорошо смешивается с водой, но не образует с ней нового комплекса химических соединений. Поэтому спирт, смешанный с водой, не усиливает своих ядовитых свойств и не ослабляет их. В водку и в подобные ей крепкие алкогольные напитки добавляются вещества, которые уменьшают токсические свойства спирта. Но этих веществ недостаточно для того, чтобы полностью убрать ядовитость спирта. Поэтому крепкие алкогольные напитки являются очень токсическими жидкостями. Врачам известны случаи гибели маленьких детей от употребления 60-70 г водки, а доза в 100-150 г оказывалась смертельной для 6-8-летних детей.
Не думайте, что у детей слабое здоровье, мало силы и поэтому они умирают от такого количества спиртного, которое у взрослого человека вызывает не слишком тяжелое отравление. Дети по-своему здоровее и сильнее взрослых, особенно тех, кто употребляет алкоголь. Был проведен следующий эксперимент: взрослых попросили проделать то количество движений, которое совершает за день любой здоровый малыш дошкольного возраста. За весь день взрослые не смогли выполнить и половину того, что делает ребенок. Причин для этого очень много. Отметим только те из них, которые связаны с безрассудным растрачиванием сил и здоровья на борьбу с ядовитым действием алкоголя. Представим, что ребенка с рождения стали приучать к употреблению алкоголя. Начали с одной капли, а затем через каждую неделю число капель увеличивали. Где-то к школьному возрасту ребенок мог бы употреблять столько спиртного, сколько его выпивает взрослый человек. Однако ребенок, приученный к употреблению алкоголя, будет вялым, ничем не интересующимся. Он будет отставать от своих сверстников в умственном и физическом развитии. Естественно, что такой ребенок сможет совершить движений в 10-20 раз меньше, чем здоровые дети его возраста. И еще примеры: солдаты, выпившие 100 г водки, не смогли выкопать окоп за установленное время, которого ранее им было вполне достаточно. Шахматист, употребивший точно такое же количество алкоголя, не смог выиграть у тех, кто ранее ему проигрывал в сеансе одновременной игры. Чемпион мира по шахматам Александр Алехин проиграл матч в 1935 году голландскому гроссмейстеру Максу Эйве, лишившись титула сильнейшего шахматиста мира, лишь только потому, что во время турнира употреблял алкогольные напитки (иногда даже играл в нетрезвом виде). В матче-реванше 1937 года с тем же гроссмейстером Алехин вернул себе звание чемпиона мира, потому что пил во время матча только молоко. Боксер, начавший приобщаться к алкоголизации, не в состоянии во время поединка нанести своему противнику такое количество ударов, которое смог бы сделать до употребления алкоголя.
Эти случаи нам говорят о том, что часть сил и здоровья организма безвозвратно уходят на борьбу с токсическим действием спирта. А это те силы и здоровье, с помощью которых спортсмен смог бы достичь высоких результатов в спорте или стать победителем в крупных соревнованиях.
У непьющих людей легко выявляются признаки отравления от употребления небольших доз спиртного. У привычного к употреблению алкоголя взрослого человека от такой дозы отравления не наблюдается, так же как и у больного хроническим алкоголизмом, способного выпить огромное количество водки.
Нередко бывает и так, что человек, не сумевший добиться поставленной цели в жизни или потерявший уважение к себе, начинает приучать себя употреблять алкоголь в больших количествах и этим хвастаться. Конечно, нелегко быть сильным, здоровым, умным, уважаемым, интересным человеком в работе и отдыхе. Для этого надо постоянно работать над собой, не лениться "душой и телом", подружиться со спортом, книгами. Каждый день должен стать днем приобретения новых знаний и умений. Тогда только тобой будут восхищаться, любить и уважать. И только тогда ты сможешь понимать, любить и уважать других. А ведь водку употребляют порой ради того, чтобы услышать: "Я тебя уважаю!". И как трудно употреблять ее, если при этом противно кружится голова и появляется масса других, очень неприятных признаков отравления. Особенно тяжело человеку от употребления спиртного в первый, во второй разы. Когда уже развивается заболевание алкоголизмом, то этих неприятных ощущений от токсического действия спирта люди не чувствуют. Не чувствуют не потому, что их нет, а просто потому, что к ним привыкли. В развитии этой привычки и заключается болезнь.
Многие глубоко ошибаются, считая, что начинающий заболевать алкоголизмом употребляет большое количество спиртного и сильно не пьянеет из-за своего, якобы, крепкого здоровья, большой силы и ума. Правда, при этом говорят, что этот алкоголик мог бы достичь гораздо большего в жизни и работе, если бы не пил. Есть люди, которые утверждают, что употребление алкоголя может быть полезным. Это утверждение - мнение людей больных, тех, кто нравственно невоспитан или имеет низкую культуру.
Человек высокой культуры, здоровый, нравственно воспитанный не найдет "полезным" употребление алкоголя и не скажет друзьям, что испытывать токсическое действие спиртного приятно.

О рефлекторном и наркотическом действии алкоголя

За несколько дней до начала лекции можно предложить школьникам следующие вопросы:

  • 1. Может ли от раздражения алкоголем слизистых оболочек пищеварительного тракта участиться сердцебиение, покраснеть нос, побледнеть лицо, появиться головокружение или возникнуть другие реакции организма, именуемые рефлексами? - "Да".
  • 2. Известно ли Вам, что способность спирта вызывать рефлексы называется рефлекторным действием? - "Да".
  • 3. Может ли рефлекторное действие алкоголя повысить аппетит? - "Да".
  • 4. Повышают ли крепкие спиртные напитки аппетит так, как горчица, перец и другие пряности? - "Да".
  • 5. Укрепляется ли здоровье, если для аппетита употребляют большие количества спирта, горчицы, перца и других острых приправ к пище? - "Нет".
  • 6. Знаете ли Вы, что кратковременное успокоение, обезболивание и сонливость, наступающие одновременно, - и есть результат наркотического действия алкоголя? - "Да".
  • 7. Надо ли прибегать к наркотическому действию спирта здоровому человеку, у которого нет невротических расстройств (страха, тревоги, болезненной стеснительности), отсутствуют боли, неприятные ощущения и имеется хороший сон? - "Нет".
  • 8. Правильно ли поступают те люди, которые употребляют алкогольные напитки с целью лечения, (успокоения, избавления от боли, улучшения сна, повышения аппетита)? - "Нет".
  • 9. Будут ли здоровые люди от употребления алкоголя испытывать то же самое, что и от употребления большого количества сильнодействующих горьких лекарств? - "Да".
  • 10. Может ли в организме здорового человека постоянно находиться в очень маленьком количестве алкоголь? - "Да".

Спирт, попадая в ткани и клетки живого организма, оказывает на них токсическое действие. Параллельно с токсическим воздействием алкоголя возникают различные реакции организма, осуществляемые с помощью нервной системы. Например: от сильного раздражения спиртом слизистых оболочек рта, желудка и других отделов пищеварительного тракта краснеет нос, бледнеет лицо, появляются слезы, рвота, сердцебиение и другие неприятные реакции. Эти реакции организма, осуществляемые с помощью нервной системы, и называются рефлексами.
Способность алкоголя при раздражении пищеварительного тракта вызывать рефлексы, называется рефлекторным действием. Рефлекторное действие спирта, связанное с умеренным раздражением тканей и слизистых оболочек, используется при лечении ряда болезней. Механизм рефлекторного действия алкоголя точно такой, как у горчицы, скипидара, змеиного яда и других токсических веществ. Этими веществами больные люди натираются, используют для наложения компрессов, а некоторые из них принимают внутрь для повышения аппетита и улучшения пищеварения.
Само собой разумеется, что здоровым людям такие процедуры совершенно не нужны.
Обратите внимание еще и на то, что все люди хорошо знают сколько им надо употребить горчицы, перца, уксусной кислоты или других специй к пище, чтобы не ощутить жгучей боли, слезотечения и не вызвать кратковременной остановки дыхания или других неприятных рефлекторных реакций.
Иными словами, только от употребления очень небольшого количества пряностей рефлекторно повышается аппетит и не наступает отравления.
Иногда у больных от острых приправ к пище аппетит не возникает. В этом случае врачи вынуждены назначать больным, прикованным к постели, до 30 г крепкого алкогольного напитка (коньяка). Этого количества бывает вполне достаточно, чтобы произошло умеренное раздражение спиртом слизистых оболочек пищеварительного тракта и повысился аппетит. Если же и от употребления 30 г крепкого алкогольного напитка у такого больного не появился аппетит, то увеличивать дозу спиртного не следует, как не следует увеличивать дозу перца, горчицы и других специй.
При увеличении дозы алкоголя наступает отравление им. У детей появляются симптомы очень тяжелой интоксикации. У взрослых людей степень отравления будет во столько раз меньшей, во сколько раз вес их тела будет больше веса тела ребенка.
Может возникнуть вопрос: а почему у взрослого человека от употребления 30 г крепкого алкогольного напитка не наступает отравления?
Дело в том, что это количество спирта практически из желудка и кишечника не всасывается в кровь, а с остатками пищи выводится из организма человека. Алкоголь не может попасть в кровь лишь только потому, что в малом количестве он не в состоянии проникнуть сквозь толщу слизи, выделяемой клетками слизистых оболочек пищеварительного тракта. Слизь защищает организм от разрушительного действия спирта. Но 30 г алкогольного напитка достаточно для того, чтобы у взрослого человека наступило умеренное раздражение слизистых оболочек желудка и кишечника, и с помощью нервной системы возник рефлекс, выражающийся в повышении аппетита.
В организме человека, в результате постоянно протекающих биохимических процессов, образуются и постоянно присутствуют в незначительном количестве алкоголь, ацетон, уксусная кислота и другие ядовитые вещества, которые организм сам нейтрализует путем химических реакций. Таким способом может быть обезврежено не более 20 мг алкоголя в 100 г крови. Это количество спирта может постоянно находиться в организме. И к нему нужно относиться так, как относятся к ацетону, уксусной кислоте и другим ядовитым веществам, постоянно присутствующим в организме человека в таких же, примерно, концентрациях, как и алкоголь. Незначительное превышение количества всех этих ядовитых веществ, как и 20 мг алкоголя в 100 г крови, приводит к отравлению организма.
Когда из желудочно-кишечного тракта всасывается много спирта в кровь, и он транспортируется к тканям и клеткам головного мозга, то кроме его токсического действия выявляется еще один эффект - наркотический. В переводе с греческого языка на русский слово "нарко" обозначает бесчувственное состояние, сон. Это значит; что при действии на ткани и клетки головного мозга алкоголь вызывает успокоение, обезболивание и сонное состояние. Однако успокаивающего, обезболивающего и снотворного в спирте очень и очень мало по сравнению с его ядовитым действием. Поэтому врачи не назначают спирт больным для снятия психического возбуждения, болей и улучшения сна.
Конечно, бывают случаи, когда больные люди с помощью алкоголя на очень короткое время избавляются от психического возбуждения, от каких-то болей и даже засыпают. Но ведь речь идет о больных людях.
- А что будет у здорового человека от наркотического действия спирта?
- Будет то же самое, что бывает от употребления здоровыми людьми горького лекарства, которое назначают врачи больным для успокоения, снятия боли и улучшения сна.
Одна таблетка лекарственного препарата может успокоить больного, снять боль, восстановить сон. Чтобы в такой же мере больному помог алкоголь, ему нужно выпить не менее пол-литра сорокаградусной водки. При этом, одна таблетка, избавляя больного от боли, практически не вызывает у него страданий от токсического действия. А вот водка, если даже и снимет боль, то в то же время отравит организм. Непривычный к употреблению спиртного, выпив пол-литра, если и не умрет, то болеть будет очень долго. Приведем еще и другой пример, чтобы лучше понять, как много ядовитого в спирте по сравнению с его наркотическим действием: перед тяжелой хирургической операцией больного погружают в наркоз, то есть в такое состояние, когда он глубоко спит и не слышит сильной боли. Для погружения взрослого человека в наркоз требуется несколько граммов лекарственного вещества, которое имеет очень сильное наркотическое действие и совсем небольшую токсическую силу. Больной от этих нескольких граммов лекарства с сильным наркотическим действием спит на операционном столе и совсем не чувствует боли около одного часа. Чтобы добиться такого же результата с помощью алкоголя, взрослому человеку нужно выпить более трех литров сорокаградусной водки. Трудно себе представить, чтобы взрослый человек остался жить после употребления такого количества алкоголя.
Иногда можно увидеть пьяницу в тяжелой степени алкогольного опьянения, который спит, не чувствуя боли несколько часов. Но он находится не столько в наркозе, сколько в бессознательном состоянии от отравляющего действия алкоголя, что приводит к несчастным случаям.
Можно привести такой пример: больная алкоголизмом, находясь в бессознательном состоянии от действия принятого спиртного, положила кисть руки на раскаленную электроплиту на кухне. Рука обуглилась до костей, пока больная очнулась от опьянения. Вызванной скорой помощью больная была доставлена в больницу, где хирурги в срочном порядке ампутировали руку до уровня средней трети предплечья.
Пребывание в алкогольной интоксикации мало чем отличается от того бессознательного состояния, которое развивается у пострадавшего от сильного удара по голове, от тяжелого отравления угарным газом или ядовитыми веществами, выделяемыми вирусами и микробами.
Правда, среди населения ходят ложные слухи о том, что алкоголь и другие наркотические вещества, якобы, вызывают веселое возбуждение, и ради этого возбуждения люди пьют вино, водку, спирт.
Действительно, врачам известны случаи, когда перед погружением в наркоз больные начинают весело смеяться, пытаются спрыгнуть с операционного стола, чтобы танцевать; ругаются, одним словом ведут себя неправильно, без учета той обстановки, в которой они находятся. Это возбуждение может повториться и в конце операции, когда больные начинают выходить из состояния наркоза. Но и в этом случае они находятся еще не в полном сознании, и поэтому своего возбуждения, как правило, не помнят.
Сходным бывает возбуждение и от употребления больших доз спиртного. Но оно наступает в результате не столько наркотического, сколько токсического действия спирта. Токсическое действие алкоголя, как уже было сказано, мало чем отличается от сильного удара по голове и тяжелого отравления организма каким-либо ядом. Человек, получивший удар по голове, никогда не скажет, что видел приятный костер, который разбрасывал искры.
Когда больные в тяжелом состоянии приходят в веселое возбуждение, несут всякий вздор, то в народе говорят, что они находятся в бреду. Медики такое состояние называют психозом. Сами же больные после своего выздоровления не помнят, что было с ними, когда они бредили в состоянии тяжелой болезни, как это бывает и при тяжелом отравлении алкоголем.

О вине, пиве, напитках и лекарствах, содержащих спирт

Рекомендуемая лекция может показаться сложной и ненужной школьникам 10-12 лет. Но проведенные социологические исследования убеждают: детям известно, что долгожители употребляют вино, и что многие люди лечатся лекарствами, изготовленными на спирту и т. д.
Нельзя огульно отрицать то положительное, что утвердилось в обыденном сознании людей и описывается в художественной, популярной и научной литературе в отношении пива и вина. Но нужно ненавязчиво и логично убеждать учащихся в том, что "полезность" того или иного действия вина или пива вытекает не из свойств самого алкоголя, а прежде всего связывается с физиологически активными веществами, содержащимися в данных напитках.
Ниже приводятся рекомендуемые вопросы с правильными ответами на них, на которые мы советуем ответить учащимся дважды: до и после прослушивания лекции.

  • 1. Знаете ли Вы, что в квасе содержится около 0,5% спирта? - "Да".
  • 2. Известно ли Вам, что в квасе, вине, пиве и лекарствах, приготовленных на спирту, содержатся активные биологические вещества (витамины, ферменты, аминокислоты и др.)? - "Да".
  • 3. Знаете ли Вы, что спирт, находящийся в квасе, лишен ядовитости, так как полностью соединен с биологически активными веществами? - "Да".
  • 4. Знаете ли Вы, что в высококачественных сортах вин, пива содержится в десятки раз больше физиологически активных веществ, чем в квасе? - "Да".
  • 5. Знаете ли Вы, что у людей, злоупотребляющих высококачественными сортами вин, пива и лекарствами, приготовленными на спирту, отравление наступает, в первую очередь, от передозировки физиологически активных соединений, а не от алкоголя? - "Да".
  • 6. "Алкогольное опьянение" и "отравление спиртными напитками" - это одно и то же? - "Да".
  • 7. Имеются ли в самогоне, вине и пиве низкого качества активные биологические вещества типа "сивушных масел?" - "Да".
  • 8. Знаете ли Вы, что "сивушные масла", соединяясь со спиртом, усиливают его ядовитые свойства? - "Да".
  • 9. Согласны ли Вы с тем, что здоровью человека не повредят только те высококачественные сорта пива и вин, которые по свойствам приближаются к хлебному квасу? - "Да".

О высококачественных сортах вин, пива, напитках и лекарствах, содержащих алкоголь, разговор особый. В этих жидкостях спирт перестает быть ядом. Его токсические свойства уничтожаются, так как он образует комплексы химических соединений с биологически активными веществами, полезными для здоровья. К таким активным биологическим веществам относятся витамины, гормоны, ферменты, как и экстракты элеутерококка, женьшеня, золотого корня, ландыша и других растений. Их еще называют физиологически активными веществами. Эти вещества, растворяясь в спирте, присоединяются к нему и нейтрализуют его токсические свойства.
Чтобы понять, как в вине, пиве, напитках и лекарствах физиологически активные вещества нейтрализуют ядовитые свойства спирта, не надо слишком хорошо знать химию. Достаточно вспомнить лакмусовую бумажку, которая в одном растворе становится красной, а в другом синей и т. д. Примерно, по таким же законам химии и алкоголь теряет не только свойства цвета, но и свойства ядовитости. А кто и в таком объеме не знает химии, то обратимся к примеру смешивания красок.
Почти все знают, когда желтую краску смешивают с синей, - получается зеленый цвет, красную с желтой - оранжевый и т. д. При смешивании одних красок получается цвет хуже, а при смешивании других - лучше.
По тем же законам химии, спирт, смешиваясь с одними веществами, может образовывать очень удачные комплексы химических соединений. Удачные они потому, что спирт в этих комплексах полностью теряет свои токсические свойства.
Однако алкоголь может образовывать также и комплексы химических соединений с другими активными биологическими веществами, которые, в отличие от витаминов, являются очень сильными ядами для организма человека. Такой комплекс химических соединений со спиртом, как вам известно, находится в самогоне и называется "сивушными маслами". В пиве и вине очень низкого качества содержится значительное количество "сивушных масел".
В этой связи великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев еще в 1892 году писал: "Мне кажется, что в России, с укоренившимися в ней привычками, пиво может получить тогда только обширный сбыт и ход, когда оно будет, по возможности, приближаться к квасу, как напитку весьма полезному в гигиеническом отношении, ...с его здоровым сытным вкусом...". Речь идет об изготовлении не только пива, но и вина, в которых, как и в квасе, ядовитые свойства алкоголя отсутствуют полностью, благодаря наличию в них, полезных для здоровья, веществ типа витаминов.
Однако обратите внимание на тот факт, что на упаковках витаминов, лекарств указывается доза их употребления. Вы этого не увидите на пивных, винных, водочных этикетках, так как высококачественные сорта вин, пива и других крепких алкогольных напитков продают не в аптеках, а в гастрономах. Хотя и здесь уместно старинное правило медицины: "Все есть яд и все есть лекарство, и только доза делает его тем или другим".
Если вместо положенной одной витаминки употребить целый флакон и больше, то наступит передозировка, то есть отравление. Сходное отравление будет и при передозировке вина, пива, водки. Установить различия между алкогольным опьянением и другими видами отравлений очень и очень трудно. Этому долгое время учатся врачи.
В квасе содержится около 0,5% спирта и очень много разных биологических веществ, обезвреживающих его. Чтобы отравиться квасом, взрослому человеку нужно за один раз выпить целое ведро. Но так квас никто не пьет.
В пиве содержится почти в десять раз больше спирта, чем в квасе. Но и во столько же раз больше имеется физиологически активных веществ. Поэтому отравление наступает от бутылки выпитого пива в такой же степени, как и от употребления одного ведра кваса, выпитого за раз.
Еще больше спирта и биологически активных веществ имеется в винах высокого качества. Поэтому вероятность передозировки этими соединениями возрастает во столько раз, во сколько раз больше содержится алкоголя и биологически активных веществ в вине, чем в квасе.
Чтобы подчеркнуть, что у злоупотребляющих вином наступает отравление от передозировки веществами типа витаминов, а не от спирта, некоторые врачи говорят о "пивных и винных болезнях" и даже психозах.
Лекарства, изготовленные на спирту, отличаются от кваса, пива и вина другим набором биологически активных веществ, составляющих главную лечебную ценность данного медпрепарата. Спирт здесь выполняет функцию консерванта и растворителя, в котором хорошо сохраняется лекарство и растворяются активные биологические вещества препарата, полностью устраняющие токсичность алкоголя. Люди, злоупотребляющие лекарствами, изготовленными на спирту, поступают в больницу с отравлениями от активных физиологических соединений данного препарата, а не от спирта.
Подобные соединения с алкоголем в определенных концентрациях постоянно находятся в организме человека. Незначительное превышение их количества, что ученые лучше изучили в отношении витаминов, приводит к отравлению организма. Опять-таки недостаток этих веществ служит причиной развития многих заболеваний, как и при нехватке витаминов.
Понятно, что в таких случаях надо вводить в организм не просто алкоголь, а физиологически активные соединения с ним. Разумеется, что эти соединения со спиртом нужно давать больным, а не здоровым людям. У здоровых людей эти комплексы химических соединений с алкоголем постоянно образуются в процессе брожения пищевых продуктов в кишечнике. Из кишечника необходимые активные соединения с алкоголем всасываются в кровь, и с кровью транспортируются ко всем тканям и клеткам организма. Напоминаем еще раз, что к постоянно циркулирующим в организме небольшим концентрациям алкоголя и другим ядовитым веществам надо относиться, как к обычным продуктам обмена человеческого организма. С превышением их концентрации, которая возникает при заболеваниях, и наступает отравление.
В крепленых винах, в которые добавляется чистый спирт, а также в коньяках и подобных ему крепких алкогольных напитках, не весь спирт обезвреживается. Алкоголя в них в несколько раз больше, чем веществ, которые могут нейтрализовать его ядовитость. Таким образом, злоупотребляя водкой, люди получают отравление только от спирта. Злоупотребляющие креплеными винами и коньяками высокого качества страдают от отравления алкоголем и от передозировки веществами типа витаминов. При злоупотреблении суррогатными сортами вин, к этим двум видам отравлений присоединяется еще и третий - отравление токсическими соединениями, сходными с "сивушными маслами" в самогоне.
Пьющие много высококачественных вин и пива страдают только от лишнего введения в организм физиологически активных соединений типа жидких поливитаминов. Но передозировка этими веществами вызывает больше неприятных ощущений, чем спиртом. Особенно у тех людей, у которых имеется непереносимость к некоторым витаминам и другим активным биологическим веществам, содержащимся в пиве и вине высокого качества.
Максим Горький писал: "Пил и восхищался. В вине больше всего солнца. Да здравствуют люди, которые умеют делать вино". Эти слова великого советского писателя относятся только лишь к пиву и вину с богатым содержанием полезных для здоровья активных физиологических веществ, которые полностью нейтрализуют токсические свойства алкоголя.
К вину и пиву высокого качества, а не к водке, коньякам и крепленым винам относятся эти и все другие красивые слова поэтов, писателей и ученых. Только так надо понимать все высказывания, пропагандирующие употребление вина и пива, "близкого по свойствам к квасу, с его здоровым сытным вкусом".

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер