Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Ещё раз об односоставном предложении

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск


Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи




Ещё раз об односоставном предложении

Составитель: Учитель русского языка и литературы Арбузова Любовь Николаевна МОУ средняя школа № 41


В печати неоднократно отмечалось, что учащиеся средней школы с трудом овладевают классификацией простых предложений и не умеют пользоваться их разновидностями. Однако методическая литература уделяет мало внимания названному разделу грамматики.

По сложившейся традиции на уроках русского языка в начальных классах и в курсе морфологии средней школы учащиеся имеют дело с двусоставными предложениями, то есть такими, которые содержат подлежащее и сказуемое.

Словесники сознательно оставляют в стороне другие структурные разновидности простого предложения. Это является одной из существенных причин, осложняющих изучение (в старших классах) синтаксиса не только простого, но и сложного предложения, и служит источником многочисленных и стойких пунктуационных ошибок.

Широкое распространение, как в разговорной речи, так и в языке художественной литературы имеют односоставные предложения, то есть такие, в структуре которых содержится только один главный член.

Особенно важен этот раздел грамматики для усвоения синтаксиса сложного предложения. Учащихся нередко затрудняет пунктуация в примерах такого типа: Конец мая, и в поле еще прохладно (Бунин). На небе спокойная, очень яркая луна и ни одного облака (Чехов). Это происходит потому, что дети плохо разбираются в грамматической структуре подобных конструкций и, не обладая навыками анализа простых предложений, не могут отличить сложное предложение от простого с однородными членами. Поэтому подготовку к этой теме целесообразно проводить уже в пятых – шестых классах при изучении программного материала по фонетики и морфологии.

С первых же уроков по синтаксису в пятом классе необходимо избегать распространенных ошибок в пунктуации. Важно, чтобы учащиеся ставили запятую между частями сложного предложения (как союзного, так и бессоюзного) и не ставили лишних запятых при каждой паузе.

В разделе «Синтаксис и пунктуация» школьникам сообщается, что простые предложения делятся по целее высказывания на повествовательные, вопросительные и побудительные; по наличию или отсутствию второстепенных членов - на распространенные и нераспространенные. Здесь же уместно сказать, что по наличию одного или двух главных членов различают двусоставные и односоставные предложения. Для этого можно воспользоваться следующей схемой простого предложения.

Маленькие дятлы посвистывают.

В данном предложении выделяются две группы членов предложения: состав подлежащего и состав сказуемого. Отсюда и происходит название предложений с двумя главными членами: двусоставные предложения.

На последующих уроках словесник продемонстрирует и такие примеры, где имеется только один главный член, который и составляет грамматическую основу предложения.

По способу выражения главный член односоставного предложения может совпадать с подлежащим или сказуемым двусоставного предложения, однако второй главный член всегда отсутствует – такова структурная особенность односоставных предложений.

Учащиеся смогут сами сделать вывод, что предложения, в которых имеется только один главный член, называются односоставными.

При изучении в пятом классе темы «Главные и второстепенные члены предложения» особое внимание следует уделить формированию у детей умения выделять главные члены предложения, в частности подлежащее. Следовательно, нужны упражнения, с помощью которых можно показать, что подлежащее не всегда стоит в предложении на первом месте; что оно может быть выражено различными частями речи; что бывают случаи, когда два или несколько слов в одном предложении по форме похожи на подлежащее, но не все являются им; и что имеются предложения, где нет подлежащего и оно не требуется по смыслу.

Учащиеся должны твердо знать последовательность умственных операций при определении подлежащего.

Следует углубить знания пятиклассников и о сказуемом. Можно показать на примерах уже в курсе морфологии три основных разновидности сказуемого: простое глагольное, составное именное и составное глагольное (без употребления соответствующих терминов). В новом школьном учебнике таких примеров немало, учителю только не следует обходить их вниманием. Когда школьники научатся находить главные члены предложения, учитель может требовать, чтобы дети во время разбора характеризовали предложения и как односоставные или двусоставные.

При изучении морфологии в пятых – шестых классах необходимо в соответствии с программой проводить систематически повторение и закрепление синтаксического материала и правил пунктуации. Не нужно ограничиваться лишь повторением известных синтаксических фактов. Морфологические темы имеют самую непосредственную связь с синтаксисом. На эту связь следует опираться м на уроках, изучая знаменательные части речи; учитель имеет возможность постоянно закреплять сведения об их синтаксической роли. Это позволит расширить познания школьников в синтаксисе.

Так, первое знакомство детей с назывными предложениями можно осуществить в шестом классе при изучении темы «Имя существительное». Можно показать, когда и для чего они употребляются, привести примеры назывных предложений из художественных произведений с описаниями явлений природы. Надо обратить внимание учащихся на то, что назывные предложения могут быть нераспространенными (Зима. Снег.) и распространенными (Вьюжная зима. Глубокий снег).

Особенно большие возможности в рассматриваемом плане предоставляет тема «Глагол» в шестом классе. Учитель может дать понятие о видах односоставных предложений с одним главным членом, совпадающим по форме со сказуемым двусоставного предложения. Это уместно сделать, говоря о лицах глагола. Следует показать, что в предложении подлежащее, выраженное личным местоимением нередко опускается, так как сама форма глагола указывает на строго определенное лицо. Ср.: Чувствую что – то предательское в этой тишине. – Я чувствую… Такие односоставные предложения называются определенно – личными. Можно сравнить с ними предложения типа В кинотеатре «Сатурн» показывали новый фильм. Упрямого ничем не убедишь. Дети без труда поймут сущность неопределенно – личных предложений, в которых не указано, кем совершается действие, а относится это действие ко всем лицам или к неопределенному числу лиц. Рассматривая тему «Безличные глаголы», вполне уместно познакомить детей с простейшим видом безличных предложений, где эти глаголы выступают в качестве главного члена.

Тема «Наречие» в седьмом классе предоставляет возможность дать понятие о других видах безличных предложений – с главным членом, выраженным словами категории состояния, соотносительными с наречиями типа :надо, нужно, можно, нельзя, жаль, шумно, весело и т.п., при которых не может быть подлежащего. Например: Надо жизнь сначала переделать, переделав, можно воспевать (Маяк.)

Таким образом, в результате предполагаемой пропедевтической работы учащиеся шестых - седьмых классов еще до изучения синтаксиса познакомятся со всеми видами односоставных предложений.

Синтаксис простого предложения наиболее важная часть синтаксиса. Теперь более детально рассмотрим методику работы над темой «Типы простого предложения». Характеризуя особенности неполных предложений, необходимо обратить внимание на то, что смысл таких предложений можно понять только из контекста или ситуации. В них могут отсутствовать любые члены предложения (второстепенные и главные). К неполным примыкают так называемые эллиптические предложения, неполные по структуре, но понятные по смыслу и без контекста. Пропущенные члены в них обычно не восстанавливаются однозначно. Например: Кругом лес(стоит, раскинулся и т.д.). Когда учащиеся усвоят, что деление предложений на односоставные и двусоставные производится по одному признаку, а на полные и неполные – по другому, можно перейти к изучению видов односоставных предложений.

Назывные предложения не передают никакого действия, они лишь утверждают, что названо, называют предмет, явление. Это объясняет происхождение термина «назывные». Ниже в таблице приведены распространенные и нераспространенные назывные предложения, члены которых выражены разными частями речи.

В определенно – личных предложениях форма сказуемого указывает на лицо деятеля: это либо сам говорящий, либо тот, к кому обращена речь,- лица вполне определенные. Такие предложения сообщают текстом динамичность.

В неопределенно – личных предложениях действующее лицо обычно неизвестно, либо его не указывают, чтобы сосредоточить внимание на самом действии.

В безличных предложениях отмечается лишь сам факт действия или состояния – здесь главный член не имеет значения лица, поэтому действующего лица нет и быть не может. Безличные предложения могут выражать самые разнообразные значения: состояние природы, человека, возможность, желательность, необходимость, отсутствие чего–то.

Безличные предложения встречаются в устной и письменной речи чаще других бесподлежащных предложений, поэтому их изучению надо уделить больше времени и внимания.

На занятиях, посвященных повторению темы, стоит еще раз остановиться на различии неполного и односоставного предложений.

При изучении и закреплении темы «Типы простого предложения» особое место среди упражнений занимает грамматический разбор. Он дает возможность глубже уяснить сущность изучаемой классификации путем анализа различных случаев на множестве конкретных примеров, поэтому к нему надо обращаться чаще.

Схема разбора простого предложения может содержать следующую последовательность заданий:

I. Определить тип предложения по цели высказывания.

II. Установить, полное предложение или неполное.

III. Найти грамматическую основу предложения.

IV. Проанализировать главные члены, определить состав предложения и его тип с помощью следующего алгоритма:

1) Если налицо оба главных члена, предложение двусоставное.

2) Если имеется состав только одного главного члена, но предложение непонятно вне контекста и требуется восполнение отсутствующего главного члена, предложение является неполным двусоставным.

3) Если в предложении имеется состав только одного главного члена, а восстановление второго главного члена для понимания смысла предложения не требуется, предложение односоставное; для определения его вида надо рассмотреть последующие пункты.

4) Если главный член стоит в форме именительного падежа, предложение назывное. Если главный член совпадает по форме со сказуемым двусоставного предложения, необходимо проанализировать его форму. 5) Главный член – глагол в первом лице (ед. или мн. числа) без обобщающего значения – предложение определенно – личное.

6) Главный член – глагол во втором лице, не имеющий обобщающего значения; предложение определенно – личное.

7) Главный член – глагол в первом или втором лице, имеющий обобщающее значение,- предложение неопределенно - личное.

8) Главный член – глагол в третьем лице множественного числа или глагол в прошедшем времени во множественном числе – предложение неопределенно – личное.

9) При всех других формах главного члена (безличный глагол или слова категории состояния) – предложение безличное.

V. Указать, распространенное или нераспространенное.

Изучение типов простого предложения позволяет активизировать работу по развитию речи: подбирая синтаксические синонимы, т.е. конструкции, близкие по словарному составу и по смыслу, но различные по грамматическому построению, школьники получают возможность сравнивать типы предложений, устанавливая черты сходства и различия в них с точки зрения содержания и грамматической формы. Это обогащает речь учащихся синтаксическими конструкциями и позволяет избежать однообразия в способах выражения мысли.

На первых порах учитель предлагает для такой работы отдельные предложения, затем в задания постепенно включаются и связные тексты. Их можно использовать для письма изложений, для исправления некоторых стилистических недочетов. Возможно также и составление рассказов на заданную тему с употреблением данных синтаксических конструкций.

Синтаксис простого предложения – один из важнейших разделов грамматики, это основа изучения сложного предложения. Успех всей работы по обучению школьников русскому языку находится в прямой зависимости от уровня их теоретических познаний и практических навыков в области синтаксиса простого предложения.

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер