Информационная культура в управлении высшим образованием
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Орлов Е.В., к.п.н., доц. каф. инвестиционного менеджмента Института ОДО ННГАСУ
Информационные технологии и образование в вузе. Казалось бы, вопросы в этом направлении решаются давно и достаточно успешно. Вузы имеют современную технику, все больше разработок, связанных с использованием информационных технологий, появляется в образовательной среде. Давно зарекомендовали себя обучающие Интернет-курсы, пройдя которые студент может получить диплом по той или иной специальности о высшем образовании. Развивается наука, техника, расширяется сфера применения информационных технологий (ИТ) и в образовании. Казалось бы, все движется соответственно, эволюционно, и нет предмета для разговора, так как нет проблем в деле внедрения ИТ в образовании. На самом деле все гораздо сложнее. Ситуация неоднозначна, а иногда и парадоксальна. Парадоксальна, прежде всего, тем, что ускорения в развитии ИТ разномасштабны в различных сферах жизни общества. Проще всего этот парадокс представить на уровне информационной культуры.
В понимании термина "информационная культура" мы будем отталкиваться от характеристики материнской дефиниции – культуры. Культура характеризуется, прежде всего, ценностными ориентациями человеческого бытия и способами взаимодействия с окружающим миром. Информационная культура является составной частью общей культуры в той сфере, где ценностью является обработанная человеком информация, а способы взаимодействия включают использование компьютерных технологий.
Говоря о применении ИТ в образовании, мы можем говорить об организационной культуре учебных заведений, как достаточно широком понятии, включающем кроме ценностей и способов и различные управленческие аспекты, и создаваемую образовательную среду вуза.
Таким образом, информационная культура вуза может быть раскрыта через ряд компонентов, характеризующих организационную культуру:
1) ценности;
2) способы жизнедеятельности;
3) образовательную среду;
4) управленческие действия.
Учебная информация, обработанная специальным образом, рассматривается в вузе как ценность. Студенты и сотрудники сосредотачивают внимание на этой информации, сотрудничают в работе с ней, соотносят, сопоставляют и соизмеряют информационные блоки, совершенствуют учебные навыки, созидают новые материалы и т.д. В образовательной среде вузов появились компьютерные классы, специализированные веб-сайты, компьютерные учебно-методические материалы, наконец, нормы и правила, которые оговаривают порядок использования ИТ. Реализуются и соответствующие управленческие действия, направленные на создание информационно-образовательной среды: производится обеспечение соответствующей техникой, оборудование аудиторий, открытие сайтов и информационных линий, оформление необходимой документации и др.
В результате становления информационной культуры в вузах сложились четыре основных направления по использованию ИТ. Все они существуют и в Институте открытого дистанционного образования ННГАСУ:
1. использование ИТ на занятиях в различных формах (игры с компьютерной поддержкой, презентации и др.);
2. информационно-образовательный сайт для студентов, к которому после специальной процедуры получает доступ учащийся и где он может найти информационные материалы, учебные пособия, получить ответ на свои вопросы;
3. дистанционное консультирование студентов посредством электронной почты, которое применяется при подготовке курсовых и дипломных работ;
4. интерактивное компьютеризированное учебное пособие.
Организационная культура вузов вполне подходит для успешного применения ИТ в процессе обучения. Руководители вузов способствуют формированию информационной культуры в своем вузе посредством создания соответствующей информационно-образовательной среды. Можно сказать, что информационная культура становится полноправной и заметной частью организационной культуры вузов.
Но для успешного использования ИТ студентами, особенно заочной формы обучения, необходимо, чтобы параллельно развивалась бытовая информационная культура и информационная культура в организациях, где работают учащиеся вуза. Студент пребывает сразу в двух или трех культурах. Организационная культура вуза и предприятия, а также бытовая культура его семьи или места проживания. К сожалению, бытовая культура и организационная культура предприятий еще недостаточно полно используют ИТ. И процесс освоения их, на наш взгляд, несколько затянут, учитывая широкое распространение в настоящее время "веб-стиля жизни" (Б.Гейтс). Получается некий разрыв в возможностях, которые предоставляет вуз и возможностями, которые имеет студент в других местах. И разрыв этот пока еще заметно сказывается на использовании ИТ в процессе обучения студентов-заочников. Во всяком случае, он сильно сдерживает эволюцию информационной культуры в образовании. При проектировании информационно-образовательной среды вуза необходимо учитывать существование данного разрыва в информационных культурах и сдерживать свои желания в применении поистине неограниченных возможностей информационных технологий.