Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Информационная культура в управлении высшим образованием

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Орлов Е.В., к.п.н., доц. каф. инвестиционного менеджмента Института ОДО ННГАСУ

Евгений Орлов
Евгений Орлов

Информационные технологии и образование в вузе. Казалось бы, вопросы в этом направлении решаются давно и достаточно успешно. Вузы имеют современную технику, все больше разработок, связанных с использованием информационных технологий, появляется в образовательной среде. Давно зарекомендовали себя обучающие Интернет-курсы, пройдя которые студент может получить диплом по той или иной специальности о высшем образовании. Развивается наука, техника, расширяется сфера применения информационных технологий (ИТ) и в образовании. Казалось бы, все движется соответственно, эволюционно, и нет предмета для разговора, так как нет проблем в деле внедрения ИТ в образовании. На самом деле все гораздо сложнее. Ситуация неоднозначна, а иногда и парадоксальна. Парадоксальна, прежде всего, тем, что ускорения в развитии ИТ разномасштабны в различных сферах жизни общества. Проще всего этот парадокс представить на уровне информационной культуры.

В понимании термина "информационная культура" мы будем отталкиваться от характеристики материнской дефиниции – культуры. Культура характеризуется, прежде всего, ценностными ориентациями человеческого бытия и способами взаимодействия с окружающим миром. Информационная культура является составной частью общей культуры в той сфере, где ценностью является обработанная человеком информация, а способы взаимодействия включают использование компьютерных технологий.

Говоря о применении ИТ в образовании, мы можем говорить об организационной культуре учебных заведений, как достаточно широком понятии, включающем кроме ценностей и способов и различные управленческие аспекты, и создаваемую образовательную среду вуза.

Таким образом, информационная культура вуза может быть раскрыта через ряд компонентов, характеризующих организационную культуру:

1) ценности;

2) способы жизнедеятельности;

3) образовательную среду;

4) управленческие действия.

Учебная информация, обработанная специальным образом, рассматривается в вузе как ценность. Студенты и сотрудники сосредотачивают внимание на этой информации, сотрудничают в работе с ней, соотносят, сопоставляют и соизмеряют информационные блоки, совершенствуют учебные навыки, созидают новые материалы и т.д. В образовательной среде вузов появились компьютерные классы, специализированные веб-сайты, компьютерные учебно-методические материалы, наконец, нормы и правила, которые оговаривают порядок использования ИТ. Реализуются и соответствующие управленческие действия, направленные на создание информационно-образовательной среды: производится обеспечение соответствующей техникой, оборудование аудиторий, открытие сайтов и информационных линий, оформление необходимой документации и др.

В результате становления информационной культуры в вузах сложились четыре основных направления по использованию ИТ. Все они существуют и в Институте открытого дистанционного образования ННГАСУ:

1. использование ИТ на занятиях в различных формах (игры с компьютерной поддержкой, презентации и др.);

2. информационно-образовательный сайт для студентов, к которому после специальной процедуры получает доступ учащийся и где он может найти информационные материалы, учебные пособия, получить ответ на свои вопросы;

3. дистанционное консультирование студентов посредством электронной почты, которое применяется при подготовке курсовых и дипломных работ;

4. интерактивное компьютеризированное учебное пособие.

Организационная культура вузов вполне подходит для успешного применения ИТ в процессе обучения. Руководители вузов способствуют формированию информационной культуры в своем вузе посредством создания соответствующей информационно-образовательной среды. Можно сказать, что информационная культура становится полноправной и заметной частью организационной культуры вузов.

Но для успешного использования ИТ студентами, особенно заочной формы обучения, необходимо, чтобы параллельно развивалась бытовая информационная культура и информационная культура в организациях, где работают учащиеся вуза. Студент пребывает сразу в двух или трех культурах. Организационная культура вуза и предприятия, а также бытовая культура его семьи или места проживания. К сожалению, бытовая культура и организационная культура предприятий еще недостаточно полно используют ИТ. И процесс освоения их, на наш взгляд, несколько затянут, учитывая широкое распространение в настоящее время "веб-стиля жизни" (Б.Гейтс). Получается некий разрыв в возможностях, которые предоставляет вуз и возможностями, которые имеет студент в других местах. И разрыв этот пока еще заметно сказывается на использовании ИТ в процессе обучения студентов-заочников. Во всяком случае, он сильно сдерживает эволюцию информационной культуры в образовании. При проектировании информационно-образовательной среды вуза необходимо учитывать существование данного разрыва в информационных культурах и сдерживать свои желания в применении поистине неограниченных возможностей информационных технологий.

Выступление Е.В. Орлова
Выступление Е.В. Орлова
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер