Конструкционистские сетевые сообщества
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Содержание |
Сообщества, в который участники обмениваются и обсуждают результаты своей деятельности - конкретные объекты, программы, рисунки и т.п. В основании использования таких сообщество в образовании лежит философия конструкционизма и технология обмена проект как пирожок.
Сетевые сообщества, в которых общение происходит на основе и по поводу создаваемых участниками сообщества артефактов. В статье Думать как дерево Мич Резник подробно описывал деятельность такого сообщества.
Возможность обсуждения и критики является одним из самых древних оснований обучения. Как отмечал Алан Кей, важен опыт не просто знакомства, но и опыт взаимодействия с глубокими идеями. Такой опыт деятельности помогает вырастить людей с углубленным пониманием окружающей действительности. И не просто более глубоких людей, но и людей, которых будет значительно труднее ввести в заблуждение, поскольку у них будет заложен опыт критического отношения и активной работы с любыми мифами и мимами.
Скретч, Сквик, NetLogo - вокруг языках как средства конструирования и конструктивной деятельности складываются сообщества авторов. Авторы пишут свои проекты, конструируют истории или интерактивные игры и обсуждают свою деятельность, представляют сообществу свои объекты. Везде мы видим интенсивный обмен моделями. Чем проще уровень вхождения в сообщество, тем интенсивнее обмен идеями.
Сетевые сообщества, представленные в данной статье:
Сообщество Скретч
В сети существует сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке Скретч. Адрес сообщества - http://scratch.mit.edu/
Сообщество носит открытый характер. Любой желающий может посмотреть все материалы. Регистрация необходима только, если нужно загрузить на сервер свой готовый проект.
Разные люди начинают использовать Скретч по-своему. Некоторым нравится объединять блоки и смотреть, что получается. Некоторые предпочитают начинать с готовых проектов, которые входят в пакет Скретча, и вносят изменения в код этих проектов.
Представьте, что каждый проект это - пирог. Такой пирожок со своим собственным рецептом, (программными блоками - маленькими кирпичиками). Все члены сообщества делятся своими пирожками и их рецептами. Это значит, что Вы можете попробовать пирожок и узнать как испечь пирожки самому.
Нет никаких секретных рецептов, все рецепты открыты для всех. Каждый рецепт можно использовать и видоизменять. Рецепты могут служить источников вдохновения для новых идей. Вы можете есть пирожки и копировать чужие рецепты для создания своих собственных пирожков с другими составляющими. Эта свобода использования рецептов связана только двумя очень простыми требованиями или пожеланиями:
- делитесь своими пирожками вместе с рецептами
- отдавайте должное тем, кто вас вдохновил
Такой тип обмена внутри сообщества получил название Некоммерческая лицензия с указанием авторства — Копилефт.
"Творчество может быть общественно полезным, но только если за обществом остается право свободного использования его результатов"
(Ричард М. Столлман)."
Пирожок сложнее кирпичика, он состоит из множества деталей и взаимодействие деталей может обеспечивать пирожку определенное поведение.
Пирожок + Рецепт Пирожка = Фенотип + Генотип
Идеология Проект как пирожок используется в целом ряде научных и образовательных сообществ - NetLogo, Лого, Скретч, Сквик.
Сообщество Скретч не идет дальше этих правил. Сообщество следует этим правилам, поскольку правила имеют смысл. Мы разрабатываем новые свойства сайта, которые помогают людям и делиться своими пирожками, и отдавать должное другим за их вклад. Например, Вы можете заметить, что всегда необходимо скачивать авторские блоки каждого проекта. Пожалуйста, всегда упоминайте людей, чьи проекты использованы в ваших собственных произведениях.
Что можно делать в сообществе Скретч:
- Просматривать готовые проекты прямо в сети.
- Искать проекты - используются теги и галереи проектов
- Комментировать проекты
- Обмениваться сообщениями внутри сообщества Скретч
- Загружать проекты с сервера и запускать их на своем компьютере
- Видоизменять проекты
- Использовать фрагменты проектов (объекты), внутри новых проектов.
Иногда встречается формулировка - данная модель является продолжением или развитием модели - далее следует ссылка на предшествующую модель и имя её автора.
Насколько продуктивно работает сообщество? В феврале 2008 года:
- 78793 проекта и 1,485,243 скриптов от 14,926 авторов
- Общее число членов сообщества 72,498
- Регистрация в сообществе Скретч
- Просмотр и использование проектов сообщества Скретч
- Размещение своих проектов в сообществе Скретч
- Украинское сообщество Скретча
Близкие по стилю организации сообщества:
Сообщество NetLogo
В сети существует сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo. Адрес сообщества - http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/
Что можно делать в этом сообществе:
- Прочитать описание модели, ее назначение, принципы, которые лежат в основании
- Посмотреть выполнение программы в сети. Для этого достаточно просто запустить программу в своем браузере. Java-applet отработает и покажет в отдельном окне как работает модель
- Скачать модель и запустить на своем компьютере.
- Внести в модель изменения и использовать готовые процедуры, взятые из чужой модели внутри своих собственных программ.
- Загрузить свою собственную модель на общедоступный сервер http://ccl.northwestern.edu/netlogo/upload.shtml и предложить ее к обсуждению и совместному использованию.
Достаточно часто встречается формулировка - данная модель является продолжением или развитием модели - далее следует ссылка на предшествующую модель и имя её автора.
Некоторые модели NetLogo позволяют изучать процессы, кооперации, формирования сообществ и процессы совместного обучения:
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Cluster
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Homework_highschool
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Wireless-Coop-Mobile
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Network_growth
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Learning%20and%20Creativity
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/AdoptLearnOnLine - Как фермеры обмениваются своими опытами о земле
- http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/TeamAssembly - формирование команд
Насколько продуктивно работает сообщество? Сообщество исследовательское, создание модели требует достаточно высокого уровня программирования в среде NetLogo - так что количество загружаемых на сервер файлов не велико. Все загруженные модели пригодны для дальнейшего использования в учебном процессе.
Близкие по стилю организации сообщества:
Сообщество Сквик
В сети существует сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке Сквик.
Что можно делать в этом сообществе:
- Прочитать описание проектов
- Можно посмотреть примеры работ http://www.squeakland.org/whatis/a_essays.html и редактировать эти работы прямо в окне браузера, вставлять рисунки, менять цвета, рисовать на страницах, экспериментировать с формами и т.д.
Это просто доступные прямо в сети с использованием необходимого плагина управляемые программы.
- http://wiki.squeak.org/swiki/ Свики сообщества Сквика
Сообщество Мудл
Среда Мудл изначально рассматривалась создателем как порождение конструктивизма и конструкционизма. Интересно, что разработчик Мудла сам совершил путешествие в мир конструктивизма и внимательно разобрал различные его варианты - http://dougiamas.com/writing/constructivism.html
Важно обеспечить возможность для действия и обсуждения конструктивных действий внутри учебной оболочки. Ученики, преподаватели и конструкторы учебных курсов обладают внутри учебной оболочки разными возможностями для деятельности.
Ученики могут
- отвечать на вопросы в форумах
- добавлять к своим ответам цифровые объекты различных форматов
- обсуждать и оценивать работу других учеников
- пополнять глоссарий и ВикиВики учебного курса
Учителя могут:
- формировать задания
- разрабатывать новые варианты оценивания
- пополнять глоссарий и ВикиВики учебного курса
Конструкторы курса могут:
- добавлять в курс новые элементы
- расширять курс за счет внешних источников
- видоизменять дизайн и структуру курса
Сообщество в Мудл управляемо создается внутри курса на определенный промежуток времени. Это недостаточно гибкая и открытая среда, чтобы только в ней поддерживалась личное учебное пространство. С другой стороны, Мудл может быть интересным элементом такой среды, куда легко включать RSS-потоки, внешние ссылки и объекты.
- Чтение и письмо в интернет-обучении - http://www.md-hr.ru/articles/?show=print&id=32890
- Dougiamas, M. (1998) A journey into Constructivism, http://dougiamas.com/writing/constructivism.html
- Dougiamas, M. (1999) Developing tools to foster online educational dialogue. In K. Martin, N. Stanley and N. Davison (Eds), Teaching in the Disciplines/ Learning in Context, (pp. 119-123). Proceedings of the 8th Annual Teaching Learning Forum, The University of Western Australia, February 1999. Perth: UWA. http://cleo.murdoch.edu.au/asu/pubs/tlf/tlf99/dj/dougiamas.html
Сообщество ВикиВики
Каждая ВикиВики площадка предоставляет сообществу возможность коллективно размещать, редактировать и связывать между собой текстовые фрагменты. Зачастую сообщество полностью открыто и любой желающий может сделать свой вклад - написать статью, поправить статью, разместить комментарий или оставить отзыв в обсуждении.
Для размещения цифровых объектов - изображений, карт знаний, видеофрагментов, обычно нужна регистрация.
Обычно размещаемые объекты достаточно просты, но с появлением шаблонов в МедиаВики открывается возможность конструировать.
Например, статья про конструкционистские сетевые сообщества собрана из нескольких готовых кусочков, каждый из которых - маленький кирпичик.
{{:Сообщество Скретч}} ---- {{:Сообщество NetLogo}} ---- {{:Сообщество Сквик}} ---- {{:Соообщество ВикиВики}}
Многочисленные дополнения (extensions) МедиаВики позволяют встраивать внутрь страниц внешние объекты - RSS потоки из альбомов Фликра или Пикасса, карты FreeMind, схемы Графвиз, календари и корпоративные поисковые машинки Гугла. Важно, что каждая страница открыта для копирования и видоизменения. Мы всегда можем посмотреть как устроена страница, скопировать, видоизменить и передать страницу к дальнейшему использованию в сообществе. Все как в сообществах Скретч, Сквик, NetLogo -