Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Концепция по пушкинскому воспитанию

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Так и назвать: Концепция по пушкинскому воспитанию такой-то школы, такая-то область

А с таким названием статья "требует" ВСЕМ следовать ЭТОЙ концепции!


Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи


КОНЦЕПЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПУШКИНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА» ПО ПУШКИНСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.


Развитие системы отечественного образования происходит в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Провозглашаемые в этом документе задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к отечественному историческому и культурному наследию, развития творческих способностей детей и молодежи делают актуальным реализацию концепции по изучению творческого наследия А.С.Пушкина.

Прошло уже много лет с тех пор, как жил и творил великий поэт, много о нем сказано и написано. Однако до сих пор, его жизнь и творчество остаются для нас непререкаемым авторитетом. Наши мысли вновь и вновь обращаются к великому духовному наследию А.С.Пушкина.

Пушкин близок каждому возрасту: в детстве мы слушаем его сказки, в юности увлекаемся любовной лирикой, романами, повестями поэта, позже задумываемся над его философскими мыслями; снова и снова перечитываем все: и стихи, и повести, и дневники, и письма, и самые мелкие заметки. Каждое поколение любит Пушкина по-своему, и нет людей в нашей стране, которые были бы равнодушны к нему. Успешному приобщению детей к духовному наследию А.С.Пушкина, способствует профессионализм и энтузиазм педагогов. Для того чтобы, научить ребенка видеть и понимать красоту пушкинского слова, педагог должен сам постоянно учиться, совершенствовать и пополнять свои знания. Душа России в полной мере обнаруживается в культурном наследии А.С. Пушкина, что побудило авторов Концепции обратиться к нему, как благодатному источнику патриотического, духовно-нравственного воспитания юных граждан Псковщины. Тем более что духовность А.С Пушкина как лучшего сына России окончательно оформилась и реализовалась в творчестве на Псковской земле.

А.С. Пушкин впервые создал поэтический, литературный язык, возвел в ранг подлинного искусства русский национальный характер, открыл непреходящую красоту русской природы. Ценным нравственным уроком предстает для нас сама жизнь А.С. Пушкина. Каждый из друзей Пушкина - ярчайшая страница не только в жизни поэта, но и всего народа. Жизнь Пушкина-гражданина, его последовательность, мужество, благородство - нравственный ценнейший урок. Пушкин- это олицетворение духовности. Нам важны знания наших обучающихся о Пушкине. Мы считаем, что выпускник нашей школы должен отличаться глубокими знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина, т.к. в их родном поселке находится «последний приют» поэта и рядом величайшее достояние не только нашей области, но и всей России – Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское».

Приоритетными для себя мы считаем задачи воспитания. Самым важным мы считаем духовное становление детей и молодежи. Поэтому не случайно воспитательная работа школы строится на использовании духовного наследия творчества А.С.Пушкина.

I. ВЕДУЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

• Развитие мотивации личности к познанию и творчеству в процессе реализации дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества, государства; • укрепление национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения детей к великой русской национальной культуре, в центре которой стоит А.С.Пушкин; • воспитание бережного отношения к русскому языку как основе нации и условию ее сохранения; • воспитание национального самосознания у детей и молодежи; • воспитание интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина, к истории своей малой Родины, к Отечеству; • обучение детей с использованием регионального компонента; • выявление, поддержка и развитие одаренных детей; • укрепление и развитие региональных традиций по пушкинскому направлению;

II. ПРИНЦИПЫ:

Принципы реализации идеи диалогического подхода:

• принцип стимулирования субъектности всех участников образовательного процесса; • принцип: от монолога – к диалогу, от манипулирования – к сотрудничеству.

Принципы реализации идеи открытости образовательной среды:

• принцип одновременного (параллельного) включения социума в педагогическую среду учреждения и обучающихся, их родителей, педагогов в социум образовательного учреждения;

Принципы реализации идеи творчества:

• принцип развития у всех субъектов образовательного процесса «авторской позиции в культуре» (А.М. Лобок).

Принципы реализации идеи приоритета положительной обратной связи:

• принцип использования всех имеющихся возможностей учреждения, ее субъектов, окружающего социума в достижении поставленных задач.

Принципы реализации интегративности образования:

• принцип интеграции содержания основного и дополнительного образования на всех уровнях; • принцип опоры в управленческой парадигме на функцию интеграции как системообразующую; • принцип интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса (администрации, родителей, учителей, обучающихся, общественных организаций и др.); • принцип приоритетности воспитания.

Последний из названных принципов неизбежно привел нас к необходимости создания Концепции по пушкинскому направлению, которая является стержнем воспитательной работы в школе.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям: 1. Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса.

2. Активное насыщение образовательного процесса многообразными элементами и формами дополнительного образования по пушкинскому направлению.

3. Качественное преобразование системы воспитательной работы путем реализации Концепции по пушкинскому направлению.

4. Поддержка творческого роста педагогов и становления их профессиональной позиции.


III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ.

История возникновения и развития пушкинской работы в школе.

Творческие объединения учащихся в школе действовали постоянно. В 1977 году в школе работал пушкинский кружок, на базе которого под руководством учителя русского языка и литературы Г.И.Егоровой в школе был создан пушкинский клуб «Арион». Девиз клуба « Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы». При клубе работали секции: творческая, переписки, оформления. В 2001 году преемницей клуба «Арион» и центром пушкинской работы стала «Пушкинская гостиная», ее открытие было приурочено к юбилею школы. Здесь собрана обширная литература об А.С. Пушкине, отдельно оформлены в альбомы «Пушкиниана», «Праздники поэзии» - публикации за несколько лет, связанные с жизнью и творчеством поэта, которые печатались в газете «Пушкинский край» и других изданиях. В дар школе и гостиной вручили ряд своих работ художники – студенты и преподаватели Санкт-Петербуржской академии имени И.Е.Репина, которые ежегодно приезжают в п. Пушкинские Горы и Михайловское. Заботами ребят и учителей «Пушкинская гостиная» стала самым красивым, уютным местом в школе. Здесь проходят не только пушкинские уроки, но и встречи с гостями- поэтами, писателями, художниками и т.д. В школе создан и работает Совет пушкинской гостиной.

Пушкинская гостиная выполняет 4 функции:

1. Накопительская.

2. Экспонирование.

3. Организация и проведение выездных мероприятий.

4. Подготовка и осуществление публикаций.

Первая функция – накопительная. Сохранять то, что оставляет каждое поколение… Образование фондов. Ребята делают это с удовольствием. Происходит отбор и сохранение для будущего любого материала – рисунков, сочинений, детского творчества в других областях. Вторая функция – экспонирование. Третья функция – массовые мероприятия. Школа принимает гостей из других районов области и регионов России. Действует договор о сотрудничестве со школой №353 имени А.С. Пушкина г. Москва. В стадии заключения – договор с г. Тарту. Четвертая – это пропаганда своей деятельности в СМИ. Заботами ребят и учителей «Пушкинская гостиная» стала самым красивым, уютным местом в школе. Здесь проходят не только пушкинские уроки, но и встречи с гостями. Помимо уроков литературы и уроков в гимназических классах по «Псковскому пушкиноведению», обучающимися осваивается образовательная программа дополнительного образования по пушкинскому направлению – праздники, фестивали, концерты, конференции, викторины, творческие встречи, конкурсы, заочные и очные путешествия по пушкинским местам. Дети могут заниматься в детских объединениях: театральная студия, «Художественное слово», декоративно-прикладное творчество. Детские творческие объединения созданы для того, чтобы предоставить воспитанникам возможность с наибольшей полнотой раскрыть свои творческие способности, проявить одаренность. Хороших результатов в своей деятельности добивается театральная студия (рук. Зорченко М.Л.). Этому направлению работы уделяется большое значение, так как театральная педагогика играет важнейшую роль в формировании эмоционально-образного, эмоционально-ценностного и художественного опыта личности. Кроме этого, инсценирование - прекрасная форма творческой интерпретации произведений А.С.Пушкина. В ходе театральной игры происходит не только освоение гуманистического потенциала творческого наследия великого поэта, но и освоение ими социального опыта, его актуализация. Подготовка инсценировок, спектаклей развивает воображение и фантазию детей. Создано детское творческое объединение «Художественное слово», в котором выразительное чтение рассматривается не только как один из методов творческого анализа, творческой интерпретации художественного текста, но и как искусство. Это искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению. Навыки исследовательской деятельности дети получают, готовясь под руководством своих педагогов к классным и общешкольным научным конференциям Начало учебного года – «День знаний» - всегда торжественный и праздничный день. Он заканчивается посещением выпускниками школы памятных и дорогих мест поселка: Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея – заповедника «Михайловское». Первоклассники по традиции идут к могиле поэта и возлагают цветы. Сентябрь и октябрь для многих классов школы – пора экскурсий на природу с определенной целью, которую ставит классный руководитель или учитель литературы. Для обучающихся - это экскурсии в парки и рощи Михайловского, Тригорского, Петровского, трудовые десанты. Экскурсии заканчиваются сочинением или обучающиеся выражают свои чувства в стихах. Одним из значительных мероприятий, связанных с творчеством А.С.Пушкина, является проведение общешкольного месячника в феврале, в рамках которого организуется много различных мероприятий. На могиле А.С.Пушкина 10 февраля, в час смерти - 14 часов 45 минут, проходит траурный митинг с участием известных писателей, поэтов, литературоведов – пушкинистов, режиссеров, актеров, где принимают участие и обучающиеся нашей школы. Ежегодно в апреле в школе проходит презентация сборника стихов поэтов - обучающихся «Подснежник». Обучающиеся школы ведут переписку по Интернету.

Основные формы работы в школе по пушкинской тематике:

• экскурсии; • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и конференциях; • встречи с писателями и поэтами; • музейные и пушкинские уроки; • работа детских творческих объединений (театральная студия, хореография, вышивка, «Природа пушкинского заповедника и др.). • научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов. • освещение деятельности в СМИ.

Участие и проведение мероприятий по пушкинской тематике:

школьного уровня:

• конкурс на лучшее сочинение; • выставка творческих работ обучающихся по данной тематике; • организация и проведение экскурсий по музею-заповеднику А.С.Пушкина «Михайловское»; • смотры - конкурсов рисунков на темы произведений А.С.Пушкина; • смотр – конкурс фотографий пушкинских мест; • встреча учащихся с поэтами и писателями; • конференции.

районного уровня:

• праздник детского творчества «Мой Пушкин»; • конкурсы чтецов и поэтов; • краеведческие конференции.

областного уровня:

• праздник детского творчества «Мой Пушкин»; • семинары руководителей детских пушкинских объединений области.

всероссийского уровня:

• праздник детского творчества «Мой Пушкин»; • межрегиональный форум детей и педагогов «Душою к Пушкину причастны»; • Всероссийский творческий лагерь «Пушкинские Горы».


1V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ.

В соответствии с основными направлениями областной целевой программы «Наш Пушкин», коллектив авторов (ПОИПКРО, ПГПИ, ОДДЮ «Радуга») разработал экспериментальную программу курса «Псковское пушкиноведение». Она выходит за рамки школьного курса изучения творчества поэта, т.к. построена с учетом углубления и расширения знаний обучающихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина и благодаря непрерывному процессу обучения детей от дошкольников до детей старшего школьного возраста. В этом ее новизна. Курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, преемственности, учета возрастных особенностей, интеграции основного и дополнительного образования. Предлагаемые программы разработаны в виде интегративного курса для детей детского сада, средней школы имени А. С. Пушкина и Дома детского творчества. Школа, детский сад и Дом детского творчества расположены в Пушкиногорском районе Псковской области, в непосредственной близости от Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Программа курса «Псковское пушкиноведение» введена в школьную программу гимназических классов в 2005-2006 учебном году. До этого апробирование программы проходило в 5 классе гимназии. Программа учебно-образовательного курса «Псковское пушкиноведение» рассчитана на детей от дошкольного возраста до старшего школьного возраста. Коллектив единомышленников ПОИПКРО, ПГПУ, ОДДЮ «Радуга» и школы имени А.С.Пушкина поставили цели и задачи, которые можно решить при реализации программ курса «Псковское пушкиноведение».

Цель программы: создание условий для развития личности гражданина Псковщины, способного к культурному самоопределению и духовно-нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия.

Задачи программы:

1. Разработка регионального компонента содержания обучения и воспитания личности гражданина Псковской области; 2. Воспитание интереса к жизни и творчеству А. С. Пушкина, к истории своей малой Родины, к Отечеству; 3. Укрепление и развитие региональных традиций по пушкинской работе; 4. Развитие художественно-творческих способностей детей; 5. Воспитание национального самосознания; 6. Воспитание культуры чувств; 7. Постижение духовных связей собственной личности и судьбы к Пушкину и пушкинским местам Псковской области; 8. Развитие разных видов и типов пушкинских клубов, гостиных, студий и др. в рамках инновационно - исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Псковской области; 9. Использование духовно-нравственного наследия А.С. Пушкина для

    развития международных связей и контактов. 

Программы курса «Псковское пушкиноведение» представлены в учебном плане учреждений следующим образом: В дошкольных учреждениях дополняют государственные программы; 1 класс - 9 часов – занятия проводятся в форме классных часов; 2-4 классы – 17 часов – занятия проводятся в форме классных часов; 5-11 классы – 34 часа – занятия проводятся один раз в неделю, а также проводятся мероприятия системы дополнительного образования.

Через весь курс «Псковское пушкиноведение» проходят следующие темы: 1. Пушкинские места родного края. 2. Родные и близкие поэта. 3. Творчество А.С. Пушкина. 4. Пушкин в искусстве.

С каждым годом происходит усложнение и углубление данных тем, с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Научно-методическое сопровождение курса «Псковское пушкиноведение» обеспечено специалистами Псковского областного института повышения квалификации работников образования, областного Дома детства и юношества «Радуга». Обеспечивают реализацию образовательных программ и проведение мероприятий коллективы Муниципальной средней школы имени А.С. Пушкина, детского сада «Сказка» п. Пушкинские Горы, районного Дома детского творчества, научные сотрудники Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Итогом реализации данной программы будет выпуск методических рекомендаций и пособий по данному направлению деятельности. Усилиями педагогов, мы надеемся, будет достигнута главная цель: из школы выйдет личность с высокими нравственными идеалами, обладающая глубокими знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Этапы реализации программы

1 этап. Подготовительный. (июнь 2003 г. - июнь 2004г.) На этом этапе: • Разработка программ экспериментального курса «Псковское пушкиноведение»; • Проведение учебных семинаров для учителей школы с целью подготовки их к участию в эксперименте; • Подготовка нормативно-правовых документов для апробирования курса «Псковское пушкиноведение»; • Заключение договоров о партнерстве с учреждениями и организациями, которые могут быть участниками эксперимента; • Проведение первичной диагностики готовности педагогов и обучающихся к эксперименту.

11 этап. Реализации (2004-2006 г. г.) • Реализация учебных планов и программ курса «Псковское пушкиноведение»; • Осуществление внутрирайонного повышения квалификации педагогов; • Корректировка учебно-методических, нормативно-правовых материалов, обеспечивающих эффективную работу по эксперименту; • Уточнение содержания и механизмов социального партнерства; • Проведение дальнейшей диагностики педагогов и обучающихся, участвующих в эксперименте.

111 этап. Анализ и оценка эффективности проектных преобразований. (2006-2007 г.г.) • Проведение диагностики качества образования; • Определение путей дальнейшего совершенствования образовательной деятельности; • Оценка в целом результативности программ курса «Псковское пушкиноведение»; • Подготовка материалов для обобщения опыта проведения эксперимента. • Подготовка материалов реализации эксперимента.

Основные продукты реализации эксперимента:

• программы экспериментального курса «Псковское пушкиноведение»; • пакет методик для мониторинга качества образования и оценки эффективности образовательного курса «Псковское пушкиноведение»; • пакет учебно-методического обеспечения; • пакет нормативно-правовых документов для апробирования программ курса «Псковское пушкиноведение»; • программы семинаров по повышению квалификации.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

на уровне учреждения:

• совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса по пушкинской тематике; • обеспечение интеграции образовательного процесса на уровне школы; • совершенствование содержания и организации образовательного процесса; • построение взаимоотношений между субъектами образовательного процесса; • содействие творческому самовыражению, раскрытию индивидуальности ребенка, повышению психологической компетентности, личностного и профессионального роста педагогов и родителей; • наличие творческой атмосферы в школе; • сформированность управленческой команды; • рост рейтинга учреждения в социуме; • удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью учреждения; • работа областной экспериментальной площадки по апробированию программы курса «Псковское пушкиноведение»; • наличие системы мониторинга результатов реализации Концепции; • многообразие видов культурной и творческой деятельности и форм сопричастности к ним для всех субъектов учреждения (обучающихся, педагогов, родителей); • создание финансово-экономических условий для реализации Концепции; • проведение Педагогического Совета по итогам реализации Концепции.

на уровне обучающегося:

• успешная самореализация и самоактуализация в образовательной и досуговой деятельности; • высокие творческие достижения детей; • успешная социальная адаптация обучающихся; • высокий уровень нравственности детей; • профессиональная ориентация обучающихся; • повышение общей и коммуникативной культуры, высокий уровень нравственности детей.

на уровне педагогов:

• повышение профессиональной компетентности педагогических работников; • творческая самореализация в профессиональной и досуговой деятельности; • повышение уровня удовлетворенности своей деятельностью. на уровне родителей:

• сформированность мотивации к сотрудничеству с Родительским комитетом; • высокая степень включенности родителей в деятельность школы в работе по пушкинской тематике; • повышение психолого-педагогической культуры; • укрепление института семьи.

V1. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПИИ.

Система нормативных документов (приказы, постановления, положения, и т.д.), изданные МО РФ, Государственным управлением образования Псковской области, администрацией района и учреждения и творческой группой педагогов-новаторов – это еще один очень важный механизм реализации идей Концепции, а также на основании: - Конституции РФ; - Закона РФ «Об образовании»; - Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года; - Конвенции о правах ребенка; - Об основных гарантиях прав ребенка в РФ; - Типового положения о дополнительном образовании.

V11. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Научно-методическое сопровождение программы:

Использование всех возможных ресурсов – это еще один весьма существенный механизм запуска идей Концепции в жизнь. Важным моментом в реализации Концепции является тот факт, что школа находится рядом с территорией Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское». В непосредственной близости со школой расположен научно-культурный центр (НКЦ), где сосредоточен научный потенциал музея-заповедника, который может оказывать всестороннюю помощь школе в реализации данной Концепции. В школе создается материально-техническая база для реализации Концепции:

1) Обучение персонала для подготовки к решению новых задач:

Педагоги два раза в год принимают участие в областных семинарах, проводимых ОДДЮ «Радуга» для руководителей детских пушкинских объединений области. С 2003 года ОДДЮ «Радуга» совместно с ПОИПКРО проводит занятия для педагогов, которые принимают участие в эксперименте по апробированию программы курса «Псковское пушкиноведение». Руководит этой подготовкой Т.А. Зайцева – зам. директора по научно-методической работе ОДДЮ «Радуга». Дважды педагоги выезжали в г. Псков для работы в методическом кабинете ОДДЮ «Радуга», встречались с работниками областной детской библиотеки имени А.С.Пушкина. Для педагогов школы, работающих по пушкинскому направлению, были организованы консультации с методистами ПОИПКРО.

2) Информационно-методическое сопровождение реализации Концепции:

• оформление и периодическое пополнение фонда в Пушкинской гостиной; • посещение и профессиональное общение, обмен опытом с учреждениями дополнительного образования области, и учреждениями других регионов, работающими в этом же направлении; • периодические обзоры литературы по пушкинскому направлению.

3) Анализ эффективности реализации Концепции:

• мониторинг исходного состояния работы по пушкинскому направлению; • диагностика обучающихся, педагогов, родителей, администрации школы по результатам апробирования программы курса «Псковское пушкиноведение» (два раза в год).

VI11. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ.

МОУ «Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Пушкина» планирует продолжить сотрудничество с социальными партнерами по реализации Концепции и проектов учреждения. Обеспечение общественной поддержки Концепции предполагается осуществлять силами: • педагогического Совета; • методического Совета; • родительского комитета;

Сотрудничество с социальными партнерами: Отличительной чертой в деятельности школы по реализации Концепции по пушкинскому направлению является тот факт, что школа располагается рядом с Государственным музеем-заповедником А.С.Пушкина «Михайловское». Основными партнерами являются: • ФГУК «Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское»; • Псковский областной институт повышения квалификации работников образования; • ГОУ ДОД «Псковский областной Дом детства и юношества «Радуга»; • Псковский государственный педагогический университет. Партнерские отношения со СМИ предполагается реализовывать систематически через: 1. Публикации в российских педагогических органах печати. 2. Публикации в районной и областной прессе. 3. Создание в школе видеобанка по пушкинской тематике. 4. Формирование пушкинской библиотеки в школе.

IХ. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

• сложность внедрения в управленческий процесс функций интеграции по причине недостаточного количества теоретических работ по данной проблеме; • нестабильность в государственном финансировании реализации эксперимента; • трудность формирования мотивации к инновационной деятельности педагога; • сложность формирования психологической готовности значительной части родителей к сотрудничеству со школой.


Х. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОНЦЕПЦИЕЙ

Совершенствование внешнего и внутреннего управления осуществляется через развитие форм соуправления на всех уровнях. Непосредственная ответственность лежит на администрации школы.

Формы контроля:

- посещение и анализ массовых мероприятий и уроков педагогов, участвующих в эксперименте по апробации программы курса « Псковское пушкиноведение»; - экспертиза аналитико-информационных справок и других форм отчетности; - использование комплекса диагностических методик (устные и письменные формы опроса обучающихся, педагогов, администрации школы и родителей); - индивидуальные собеседования с обучающимися, педагогами, родителями.

Формы подведения итогов:

- педагогический Совет; - Совет трудового коллектива; - методический Совет;

Эксперты:

- директор; - администрация школы; - специалисты ПОИПКРО и ОДДЮ «Радуга».


Х1. ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

3. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы (методическое пособие для руководителей образовательных учреждений) -М., 1993 г.

5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. М.; Гуманитарный издательский центр Владос. 2002.

6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в УДОД ч.1, П. Ярославль 2002.

7. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. М.; Гуманитарный изд. центр Владос, 2000.

8. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация УДО; М.; Гуманитарный изд. центр Владос.2002.

9. Моисеев А.М. Программно-целевое управление развитием образования. М.; Пед.об-во,-2001.

10. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.; Новая школа. 1996.

11. Степанов Е.Н. Воспитательный поцесс: изучение эффективности. М.; Творческий центр Сфера.2002.

12. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.; Творческий центр Сфера.2002.

13. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.,2001.

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер