Покровская церковь
Маршрут начинается на северо-восточной окраине Советска, где за речкой Кукаркой высоко поднимается Монастырская гора. На этом холме находится действующая Покровская кладбищенская церковь. Небольшой по размерам и простой по форме, ее ослепительно белый ансамбль гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Он изумительно смотрится на зеленом фоне высокого склона правого берега реки Пижмы.
Покровская церковь - самое древнее здание нашего города. Время основания ее неизвестно, но точно верно, что она начала отстраиваться с момента перевода Иоанно-Предтеченского монастыря из Жерновогорья во второй половине XVII века (1668-1690 гг.).
Вначале она называлась Предтеченской, в дальнейшем переименована в Кукарекни Покровский мужской монастырь, упраздненный в 1764 г. Церковь переведена в приходскую. Она неоднократно перестраивалась. Нынешний ее вид формировался в течение 200 лет.
Известны вятские удельные архитекторы, принимавшие участие в переустройстве - Ломакин, Олехнович и мастер каменных дел Кошкин. Церковная ограда построена при священнике Василии Владимировиче Филимонове и старосте церкви Василии Ивановиче Самоделкине в 1823 году мастером каменных дел Нижегородской губернии Павлом Морозовым.
Сохранились некоторые иконы в алтаре, выполненные живописцами Яковом и Александром Соловьевыми. На вратах церковной ограды в четырех клеймах на листовом железе написал иконы в 1827-1829 гг. Иван Шмелев.
Это памятник древнерусского зодчества (памятник архитектуры республиканского значения). Формы небольшой церкви, обнесенной каменной белой стеной со стилизованными башенками и бойницами, праздничны и просты, и это создает свое впечатление - сильное и запоминающееся. Исследователи единодушно отмечают удивительную поэтичность его облика, называют храм одним из самых идиллических в Вятском крае.
 При Покровской церкви - кладбище, открыто в 1817 г. Талантливые мастера изготовляли надгробные памятники из опочного камня (местный известняк, который очень хорошо поддается обработке). Среди них А.И. Богомолов, А.Ф. Бронников, В.А. Медведев, Зенцов и другие. Кладбище г. Советска хранит богатейшую коллекцию надгробий XIX века, их здесь несколько сотен - это настоящие произведения искусства.
Миновав ворота церкви и ограду кладбища, надо спуститься к реке Пижме, где есть хорошая береговая тропа вниз по течению. Перед началом спуска имеет смысл задержаться на обзорной площадке Монастырской горы. Она высоко поднята над окружающей местностью, позволяет одновременно видеть и Вятку, и Пижму. Они разделены низкой поймой острова Бобыльского, вытянувшегося вниз по течению обеих рек почти на шесть километров. Ширина этого водораздела не превышает полутора километров. На левом берегу Вятки видны дома поселка Лесотехникум и отвалы Суводского карьера. А на правом берегу Пижмы, левее Бобыльского острова, по склону высокого холма, раскиданы жилые кварталы Жерновогорья. В прошлом это село, а ныне городской район, было известно как центр добычи и обработки камня. Недра Жерновой горы и по сей день хранят месторождения прочного плотного песчаника и мягкого, легко поддающегося обработке опоковидного известняка, часто называемого опокой, или пильным камнем.
Из прочного песчаника изготовляли жернова для мельниц, точильные круги и бруски для заточки инструментов. В ту пору на них был большой спрос. Не меньшей популярностью пользовался и опоковидный известняк, вывозившийся далеко за пределы Вятской губернии. Он шел на всевозможные резные украшения для богатых особняков и общественных зданий. Примеры его использования можно найти почти во всех городах области, где сохранились дома дореволюционной постройки. Их много в областном центре, Слободском, Нолинске, Уржуме и здесь, в Советске. Каменные львы работы местных камнерезов до сих пор украшают улицы в Кирове и Слободском, в Казани и ряде других крупных городов России.
Из пильного камня делали надгробные плиты и резные надгробья, памятники.
Образцы камнерезного искусства можно увидеть на местном кладбище, что рядом с обзорной площадкой Монастырской горы. Здесь разместилась своеобразная коллекция «каменосечной хитрости». Лишь историкам да краеведам известны имеющиеся на кладбище очень древние надписи, вырезанные на могильных плитах в начале XVII столетия из опоковидного известняка.
В прошлом в слободе Кукарке (так раньше назывался город Советск) жили целые династии камнерезов, передававшие секреты своего мастерства из поколения в поколение. Опоковидный известняк добывали шахтным способом. Протяженность подземных выработок к началу XX столетия достигала нескольких километров! В настоящее время добыча и обработка этого прекрасного сырья не ведется, камнерезный промысел полностью утрачен. А жаль! Жерновогорский камень мог бы стать замечательным материалом для украшений интерьеров и наружной отделки современных зданий.
|