Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Организация профильного обучения биологии в гимназии №1517 г. Москвы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск


Отзыв: С учётом отсутствия подготовки к медицинскому профилю на второй ступени мне не совсем понятно, чем обосновано введение данного профиля в десятом классе. Предполагаю, что возможно по итогам анкетирования, Вы выявили социальный заказ на данный профиль. В этом случае организация элективных курсов в-восьмых и девятых классах должна быть обязательна. Иначе у Вас отсутствует преемственность.

Вопрос: Интересно было бы узнать темы исследовательских проектов или виды исследований, которые Вы делаете с детьми?

id072 Ермолова Маргарита Владимировна



Материал Мининой З.Б. на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе

1. В гимназии №1517 г. Москвы в 10-11 классах организован медицинский профиль, который существует уже 10 лет. Обучение в рамках этого профиля ведется в группах по 8-12 учащихся.

2. На преподавание биологии отводится 4 урока в неделю, причем уроки спарены, что удобно, так как применяется лекционно-семинарская система. В каждой параллели дополнительно используется по 1 часу школьного компонента вне расписания.

3. Обучение биологии осуществляется по собственной авторской программе, утвержденной Московским институтом открытого образования (до недавнего времени – Институт усовершенствования учителей). В основу программы положена программа В.Б.Захарова для классов с углубленным изучением биологии (другой программы, к сожалению, пока не существует), скорректированная мною под медицинский профиль. Особенностью программы является то, что после изучения разделов общей биологии: «биология клетки», «биология развития», «генетика и селекция», в 4 четверти 10 класса учащиеся изучают раздел «биология растений» на абитуриентском уровне, а 11 класс начинают с разделов «биология животных» и «биология человека» (1 и 2 четверти). В 3 четверти 11 класса гимназисты изучают раздел "эволюционная теория", а в 4 четверти - "экология". Особенностью программы является также то, что она имеет медицинскую направленность; сделан акцент на изучение основ медицинских знаний. Объем практических и лабораторных работ не увеличен по сравнению с программой биологии для общеобразовательных школ. Пользуемся учебниками: при изучении общей биологии «Общая биология», 10-11 (2001, ред.В.К.Шумный с соавт), пособиями Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор «Биология в 3 т.», 1990. При изучении разделов «биология растений», «биология животных» и «биология человека» основным пособием является «Пособие для поступающих в Вузы под ред. В.Н.Ярыгина (переиздается каждый год, так как его рекомендуют на подготовительных курсах в Медицинские ВУЗы). Нельзя сказать, что отведенного на освоение программного содержания количества учебного времени достаточно, но в связи с тем, что группы учащихся небольшие, и они достаточно мотивированы, удается достигать поставленных целей.

4. Школьный компонент используется для подготовки учащихся к выпускным экзаменам, олимпиадам, подготовки ученических проектов, а также для пересдачи некоторыми учащимися зачетов. В некоторых случаях проводятся индивидуальные и групповые занятия по темам, вызвавшим у старшеклассников интерес.

5. В классах с 5 по 9 биологию преподает другой учитель. Его задача – выявить мотивированных учащихся, поддержать их интерес к биологии. В расписании в каждой параллели – по 2 урока в неделю. Но с мотивированными учащимися в рамках дополнительного времени (школьный компонент) ведется подготовка исследовательских проектов, подготовка к устным и письменным окружным олимпиадам. Как правило, эти учащиеся успешно сдают экзамен по биологии по выбору за курс основной школы и зачисляются в группу медицинского профиля. Год назад была предпринята попытка внедрить элективный курс «Культура здоровья» (9 класс, 34 часа). Программа «Экология человека. Культура здоровья» (М.З.Федорова, с соавт), учебник «Экология человека» (М., 2004, те же авторы). Однако реализацию данной программы нельзя признать успешной, так как в гимназии не организована система элективных курсов по причине высокой общей загруженности гимназистов.

6. Наиболее результативными являются такие формы работы с учащимися, как подготовка исследовательских проектов, использование лекционно-семинарской системы (при изучении некоторых тем биологии в старшей школы), проведение зачетов по завершении изучения тех или иных тем курса одновременно в устной (у доски) и письменной (тестирование) формах.

7. Можно считать, что работа по профилизации обучения гимназистов ведется достаточно успешно, что подтверждается ежегодными победами детей в окружных и городских олимпиадах и конкурсах исследовательских проектов. Однако, на мой взгляд, можно было бы усилить предпрофильную подготовку. Этого не удается сделать, по причине перегрузке учителя, работающего в основной школе. Кроме того, не удается осуществлять совместную работу с медицинскими вузами, на чьей базе можно было бы проводить практикумы.

Статья об опыте работы по профильному обучению учащихся была опубликована в газете «Биология. Приложение к газете «Первое сентября» (З.Б.Минина «Работа учителя биологии в профильном классе», 2007, № 13).


Минина Зоя Борисовна

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер