Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»
Организация профильного обучения биологии в гимназии №1517 г. Москвы
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Отзыв:
С учётом отсутствия подготовки к медицинскому профилю на второй ступени мне не совсем понятно, чем обосновано введение данного профиля в десятом классе. Предполагаю, что возможно по итогам анкетирования, Вы выявили социальный заказ на данный профиль. В этом случае организация элективных курсов в-восьмых и девятых классах должна быть обязательна. Иначе у Вас отсутствует преемственность.
Вопрос: Интересно было бы узнать темы исследовательских проектов или виды исследований, которые Вы делаете с детьми?
id072 Ермолова Маргарита Владимировна
Материал Мининой З.Б. на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе
1. В гимназии №1517 г. Москвы в 10-11 классах организован медицинский профиль, который существует уже 10 лет. Обучение в рамках этого профиля ведется в группах по 8-12 учащихся.
2. На преподавание биологии отводится 4 урока в неделю, причем уроки спарены, что удобно, так как применяется лекционно-семинарская система. В каждой параллели дополнительно используется по 1 часу школьного компонента вне расписания.
3. Обучение биологии осуществляется по собственной авторской программе, утвержденной Московским институтом открытого образования (до недавнего времени – Институт усовершенствования учителей). В основу программы положена программа В.Б.Захарова для классов с углубленным изучением биологии (другой программы, к сожалению, пока не существует), скорректированная мною под медицинский профиль. Особенностью программы является то, что после изучения разделов общей биологии: «биология клетки», «биология развития», «генетика и селекция», в 4 четверти 10 класса учащиеся изучают раздел «биология растений» на абитуриентском уровне, а 11 класс начинают с разделов «биология животных» и «биология человека» (1 и 2 четверти). В 3 четверти 11 класса гимназисты изучают раздел "эволюционная теория", а в 4 четверти - "экология". Особенностью программы является также то, что она имеет медицинскую направленность; сделан акцент на изучение основ медицинских знаний. Объем практических и лабораторных работ не увеличен по сравнению с программой биологии для общеобразовательных школ. Пользуемся учебниками: при изучении общей биологии «Общая биология», 10-11 (2001, ред.В.К.Шумный с соавт), пособиями Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор «Биология в 3 т.», 1990. При изучении разделов «биология растений», «биология животных» и «биология человека» основным пособием является «Пособие для поступающих в Вузы под ред. В.Н.Ярыгина (переиздается каждый год, так как его рекомендуют на подготовительных курсах в Медицинские ВУЗы). Нельзя сказать, что отведенного на освоение программного содержания количества учебного времени достаточно, но в связи с тем, что группы учащихся небольшие, и они достаточно мотивированы, удается достигать поставленных целей.
4. Школьный компонент используется для подготовки учащихся к выпускным экзаменам, олимпиадам, подготовки ученических проектов, а также для пересдачи некоторыми учащимися зачетов. В некоторых случаях проводятся индивидуальные и групповые занятия по темам, вызвавшим у старшеклассников интерес.
5. В классах с 5 по 9 биологию преподает другой учитель. Его задача – выявить мотивированных учащихся, поддержать их интерес к биологии. В расписании в каждой параллели – по 2 урока в неделю. Но с мотивированными учащимися в рамках дополнительного времени (школьный компонент) ведется подготовка исследовательских проектов, подготовка к устным и письменным окружным олимпиадам. Как правило, эти учащиеся успешно сдают экзамен по биологии по выбору за курс основной школы и зачисляются в группу медицинского профиля. Год назад была предпринята попытка внедрить элективный курс «Культура здоровья» (9 класс, 34 часа). Программа «Экология человека. Культура здоровья» (М.З.Федорова, с соавт), учебник «Экология человека» (М., 2004, те же авторы). Однако реализацию данной программы нельзя признать успешной, так как в гимназии не организована система элективных курсов по причине высокой общей загруженности гимназистов.
6. Наиболее результативными являются такие формы работы с учащимися, как подготовка исследовательских проектов, использование лекционно-семинарской системы (при изучении некоторых тем биологии в старшей школы), проведение зачетов по завершении изучения тех или иных тем курса одновременно в устной (у доски) и письменной (тестирование) формах.
7. Можно считать, что работа по профилизации обучения гимназистов ведется достаточно успешно, что подтверждается ежегодными победами детей в окружных и городских олимпиадах и конкурсах исследовательских проектов. Однако, на мой взгляд, можно было бы усилить предпрофильную подготовку. Этого не удается сделать, по причине перегрузке учителя, работающего в основной школе. Кроме того, не удается осуществлять совместную работу с медицинскими вузами, на чьей базе можно было бы проводить практикумы.
Статья об опыте работы по профильному обучению учащихся была опубликована в газете «Биология. Приложение к газете «Первое сентября» (З.Б.Минина «Работа учителя биологии в профильном классе», 2007, № 13).
Минина Зоя Борисовна