Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»

Разработка урока по теме Транспорт веществ, биология, 8 класс

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

ОУ? Город/село/область?


Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи



Конспекты уроков по биологии 8 кл, УМК Сонина. Тема: "Транспорт веществ" (5 уроков).

'Тема: «Транспорт веществ». Биология 8 класс.УМК Сонина.'

Автор методической разработки: Иванова Елена Эдуардовна, учитель биологии МОУ СОШ №5 г. Искитима, педагогический стаж 25 лет, высшая квалификационная категория.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема. В последние десятилетия во многих школах наблюдается неуклонное снижение интереса к учению и падение качества знаний учащихся. Цель. Создание положительного отношения к учебной работе и знаниям, развитие интереса к изучению биологии. Прогнозируемый результат. Повышение качества знаний по биологии и рост удовлетворенности учащихся учебным процессом на уроках биологии. Область применения: 8-е классы средних общеобразовательных школ. Трудности в процессе осуществления педагогической деятельности связаны в основном с материальным обеспечением учебного процесса. Актуальность. Использование медиасредств на уроках соответствует духу времени и отвечает потребностям современных школьников, повышает престиж общеобразовательного учреждения. Программа: «Программа по биологии для общеобразовательной школы. 6-11 классы (новый образовательный стандарт)». Москва, «Дрофа», 2005 г., стр. 124. Автор Н.И. Сонин. Учебник: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2006 – 2007 г.г.

ВВЕДЕНИЕ

Познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она может динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют профессиональные качества учителя, стиль его профессиональной деятельности и психологические особенности самого учащегося, как субъектов учебно-воспитательного процесса. На своих уроках я применяю активные методы обучения, которые повышают познавательную активность учащихся и побуждают их к старательному учению. Обязательным условием реализации моей методики является применение компьютерной техники, в т. ч. интерактивной доски и проектора (рекомендую использовать интерактивную доску Smartboard), электронные энциклопедии и учебники, не только как справочный материал, но и как динамические учебные пособия (видеоролики, анимационные модели, практические работы, проверочные тесты и т.п.), разрабатываю интерактивные тесты в программах Hot Potatoes 6 и Конструктор тестов. При объяснении нового материала использую самостоятельно подготовленные презентации, видеофрагменты, муляжи и др. Изучение нового материала происходит в группах по 4-5 человек, задания для групп одинаковые, по окончании самостоятельной работы группы обмениваются результатами, делают выводы. В начале и в конце каждого урока проводится проверка знаний в устной или письменной форме (срезовые работы). В конце изучения темы проводится семинар по гигиеническому материалу, к которому учащиеся по групповым заданиям готовят сообщения. Тематический контроль проводится в тестовой форме в начале первого урока следующей темы.

Биология 8 класс. Тема: «Транспорт веществ» (5 уроков).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Учащиеся должны знать:строение органов кровообращения;сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу. Учащиеся должны уметь: распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;оказывать доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.

Планирование темы.

Урок 1. Органы кровообращения.

Урок 2. Строение и работа сердца.

Урок 3. Движение крови и лимфы в организме.

Урок 4. Движение крови по сосудам.

Урок 5. Предупреждение заболеваний сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Основные образовательные задачи темы.Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о строении и работе органов кровообращения, о принципах оказания первой помощи при кровотечениях.Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей и органов.Развивать умения работать с учебником, дополнительной литературой, видеоматериалами.


Основные воспитательные задачи темы: Разъяснять школьникам значение физических упражнений и рационального питания, для сохранения здоровья и профилактики сердечнососудистых заболеваний. Убеждать учащихся в опасности курения, употребления алкоголя и наркотиков. Развивающие задачи темы: Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов; анализ и сравнение строения клеток, тканей и органов; синтез определений понятий; обобщение материала и формулирование выводов). Развивать учебную мотивацию, стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям. Развивать коммуникативные способности учащихся, навыки самопрезентации, умение вести дискуссию.

Условия проведения учебных занятий: занятия проводятся в компьютерном классе или медиакабинете, оборудованном интерактивной доской, продолжительность 40-45 мин.

Учебное оборудование: презентации к урокам, муляж сердца человека; уроки биологии Кирилла и Мефодия, 8 класс; электронная «Энциклопедия здоровья» («Кирилл и Мефодий» 2004 г.) на 2 CD, видеофрагменты, записанные самостоятельно с телевизора бытовым видеомагнитофоном: «Кровообращение», 14 минут (К57-12); «Почему сердце не устаёт?», 6 минут (К3-9).


Тематический план.JPG


Урок №1. «Органы кровообращения».

Задачи урока: закрепить знания о внутренней среде организма, показать значение кровообращения в организме, рассмотреть особенности строения кровеносных сосудов в связи с их функциями, продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и видеоинформацией. Оборудование: презентация «Органы кровообращения», видеофильм «Кровообращение», муляж сердца человека.

План урока.

I.Введение (2 мин.): организация класса и постановка задач урока.

II.Проверка знаний (10 мин.): тест интерактивный или печатный по теме: «Внутренняя среда организма».

III.Изучение нового материала:

1.Лекция учителя с просмотром слайдов 1-2 презентации «Транспорт веществ в организме». Кровообращение – это непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов. Транспортные функции выполняет система кровообращения, которая состоит из сердца и сосудов. Кровь транспортирует различные вещества, растворенные в ней по замкнутой системе сосудов за счет энергии, сообщаемой ей сердцем.

2.Строение и функции сосудов. Лекция с демонстрацией слайдов 5-10 презентации «Транспорт веществ в организме» и фрагмента №1 видеофильма «Кровообращение» (5 мин.). Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы «Строение и функции сосудов» слайд №4. Проверка заполнения таблицы по материалу слайда №11.

Строение и функции сосудов..JPG

3.Строение сердца. Лекция с просмотром слайдов 13-19 презентации «Транспорт веществ в организме» и видеофрагмента №2 из фильма «Кровообращение»(5 мин): a)задание к просмотру видеофрагмента на слайде 13, после просмотра видеофрагмента учащиеся отвечают на вопросы слайда и проверяют ответы по слайду 14. b)самостоятельная работа по слайду 16: подпишите части сердца, используя рисунок в учебнике на с. 126 (5 мин.), проверка выполнения задания по слайду 17.

4. Круги кровообращения. Лекция с просмотром слайдов 21-24 презентации «Транспорт веществ в организме» и видеофрагмента №3 из фильма «Кровообращение»(5 мин): задание к просмотру видеофрагмента на слайде 21, после просмотра видеофрагмента учащиеся заполняют таблицу, используя материалы слайда 22 и текста учебника с.127, проверяют ответы по слайду 23.

Круги кровообращения..JPG

IV.Заключение (3 мин.): а) подведение итогов; б) домашнее задание: читать с. 126-127, ответить на вопросы на с. 128 и выполнить тестовые задания. Примечание: если видеофильма нет, то учащиеся выполняют задания с помощью учебника.

Урок №2. «Работа сердца».

Задачи урока: формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, сердечная автоматия; продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и видеоинформацией; повторение, закрепление и учет знаний о сосудах, сердце и кругах кровообращения; развитие умений сравнивать и обобщать. Оборудование: презентация «Работа сердца», видеофильм «Почему сердце не устаёт?» (6 мин.), муляж сердца человека.

План урока.

I.Введение (2 мин.): организация класса и постановка задач урока.

II. Проверка знаний (10 мин.): беседа о строении и функциях сосудов (с. 128).

III.Изучение нового материала: Лекция с использованием слайдов 2-6 презентации «Работа сердца» и просмотр видеофильма «Почему сердце не устает?» (6 мин.): задание к просмотру видеофрагмента на слайде 3, после просмотра видеофрагмента учащиеся отвечают на вопросы слайда, заполняют таблицу «Сердечный цикл» и проверяют ответы по слайду 8 (20 мин).

Сердечный цикл.JPG

IV.Заключение (2 мин.): а) подведение итогов; б) домашнее задание: прочитать текст на с. 130-131, ответить на вопросы на с. 132 и выполнить тестовые задания. Примечание: если видеофильма нет, то учащиеся выполняют задания с помощью учебника.


Урок №3 Движение крови по сосудам.

Задачи урока: формирование новых анатомо-физиологических понятий связанных с нервногуморальной регуляцией кровообращения, повторение и учет знаний о работе сердца, формирование умения замерять пульс и пользоваться тонометром, продолжить формирование умений работать с текстами, рисунками и видеоинформацией. Оборудование: презентация «Движение крови по сосудам», секундомеры, тонометры. План урока.

I.Введение (2 мин.): организация класса (класс разбивается на группы) и постановка задач урока.

II.Проверка знаний (10 мин.): беседа по вопросам на с. 132.

III.Изучение нового материала: Лекция с просмотром слайда 2 презентации «Движение крови по сосудам» (7 мин.) и самостоятельная работа с учебником с 134. Вопросы: 1.Что такое кровообращение? 2.Как изменяется кровяное давление при физической нагрузке и сильных эмоциональных переживаниях, при курении и употреблении алкоголя? 3.Что такое гипертония и гипотония? Чему равно кровяное давление человека среднего возраста в состоянии покоя? 4.Что такое пульс? Каковы показатели пульса у здорового человека среднего возраста в состоянии покоя? 5.Как изменяются показатели пульса при физической нагрузке и сильных эмоциональных переживаниях?

Лабораторная работа «Измерение пульса и кровяного давления после дозированной нагрузки» проводится по группам (8 мин.) Инструкция: а) замерьте пульс сидящего человека в состоянии покоя; б) сделайте 25 – 30 приседаний и снова замерьте пульс; в) полученные данные занесите в таблицу.

Для лабораторной.JPG

г) исходя из полученных данных, сделайте вывод о влиянии физической нагрузки на показатели пульса.

Продолжение лекции и самостоятельная работа учащихся по теме «Регуляция кровообращения» (10 мин.) Вопросы: 1.Как влияет на работу сердца и сосудов гормон адреналин? 2.Как влияют на работу сердца и сосудов ионы калия? 3.Как влияют на работу сердца и сосудов ионы кальция? 4.Как влияет на работу сердца и сосудов углекислый газ? 5.Деятельность какого отдела автономной нервной системы повышает кровяное давление? 6.Деятельность какого отдела автономной нервной системы снижает кровяное давление? 7.Деятельность какого отдела автономной нервной системы усиливает и ускоряет работу сердца? 8.Деятельность какого отдела автономной нервной системы ослабляет и замедляет сердечные сокращения? 9.Влияют ли сильные эмоциональные переживания на работу сердечно-сосудистой системы? 10. Влияют ли болевые ощущения на работу сердечно – сосудистой системы? Заполните таблицу:

Регуляция.JPG

IV.Заключение (3 мин.): а) подведение итогов; б) домашнее задание: К семинару по теме: «Профилактика заболеваний с.с.с. Первая помощь при кровотечениях» приготовить сообщения (при возможности в форме презентаций). Сообщения готовятся группами учащихся. Темы сообщений: Факторы, отрицательно влияющие на деятельность сердечно-сосудистой системы: неправильное питание (группа 1), курение (группа 2), употребление алкоголя (группа 3), гиподинамия, стресс (группа 4). Виды кровотечений и меры первой помощи: артериальное кровотечение, венозное и капиллярное (группа 5).

Урок №4. Семинар: «Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях». Задачи урока: Познакомить школьников с основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы и мерами их профилактики. Разъяснить вредное влияние неправильного питания, гиподинамии, курения и стрессов на сердечно-сосудистую систему. Научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощи при повреждении сосудов. Развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, видеоматериалами и цифровыми источниками информации. Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся, навыки самопрезентации, умение вести дискуссию. Оборудование: презентация «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях».

План урока:

I.Введение (5 мин.): организация класса (класс делится на 5 групп по 4-6 человек, каждая группа заранее готовила сообщение и презентацию по определенной теме) и постановка задач урока.

II.Семинар: Лекция об основных заболеваниях сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, тромбофлебит, инфаркт миокарда, гипертония) с использованием презентации (5 минут). Выступления учащихся с подготовленными ими презентациями по вопросам семинара и параллельно составление конспекта в тетрадях (25 мин.). Задания для самостоятельной подготовки к семинару.

Группа 1. Нерациональное питание – фактор риска сердечнососудистых заболеваний. Почему атеросклероз относится к болезням, обусловленным неправильным питанием? Почему неправильное питание повышает риск сердечных приступов, инфаркта миокарда и инсульта? Как связано малокровие с питанием?

Группа 2. Курение – фактор риска сердечнососудистых заболеваний. Как влияет алкоголь на функции крови? Как влияет алкоголь на состояние сосудов? Как влияет курение на функции крови? Как влияет курение на состояние сосудов?

Почему считают, что курение является одной из основных причин заболеваний сердца?

Группа 3. Употребление алкогольных напитков – фактор риска сердечнососудистых заболеваний. Как влияет алкоголь на функции крови? Как влияет алкоголь на состояние сосудов? Как влияет алкоголь на функции крови? Как влияет алкоголь на работу сердца?

Группа 4. Гиподинамия и стрессы - факторы риска сердечнососудистых заболеваний. Что такое гиподинамия? Как недостаток движений сказывается на работе сердца? Почему гиподинамию считают одной из основных причин развития атеросклероза? Что такое стресс и как он влияет на состояние крови, сосудов и работу сердца? Причиной, каких сердечнососудистых заболеваний является стресс?

Факторы риска.JPG

Группа 5. Первая помощь при кровотечениях Что такое капиллярное кровотечение? Определите его признаки и меры первой помощи. Что такое артериальное кровотечение? Определите его признаки и меры первой помощи. Что такое венозное кровотечение? Определите его признаки и меры первой помощи.

Помощь.JPG

III.Заключение (5 мин.): подведение итогов и домашнее задание: подготовка к зачету по теме «Транспорт веществ в организме».


Урок 5. Зачет по теме «Транспорт веществ в организме». Задачи урока: повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Транспорт веществ в организме», закрепить знания и проверить уровень усвоения материала учащимися по данной теме. Оборудование: учебное электронное пособие «Биология 6 – 11 классы. Лабораторный практикум» на CD, интерактивные тесты по теме, тематический тест на печатной основе, муляж сердца человека.

План урока.

Введение. Организация класса и постановка задач урока (2 мин.).

Основная часть урока. Беседа с учащимися о значении кровообращения и составе системы кровообращения (3 мин.). Работа с программой «Лабораторный практикум», раздел «Системы человеческого организма», анатомия человека, работы 1.2 и 1.3. Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске и выполняют задания на оценку (15 мин.). Работа с интерактивными тестами у интерактивной доски. Учащиеся работают индивидуально на оценку (5 мин.). Работа с тестом на печатной основе в тетрадях для контрольных работ (10 мин.).


Заключение. Подведение итогов и объявление оценок полученных на уроке (5 мин.).

Примечание: интерактивные тесты и кроссворды созданы в программе Hot Potatoes 6, тесты соединены в батарею и открываются любым интернет браузером с любого файла, при открытии файла нужно разрешить использование активного содержимого для того, чтобы тест заработал; при возможности работы в компьютерном классе, программы устанавливаются на каждый компьютер и учащиеся работают индивидуально или парами. Приложение. Тест по теме «Транспорт веществ».

Вариант 1.

1.Какую функцию не выполняет кровеносная система? а) опора и движение, б) транспортная, в) дыхательная, г) регуляторная. 2.В каких кровеносных сосудах происходит газообмен? а) в венах, б) в артериях, в) в капиллярах. 3.В каких сосудах кровь течет медленнее всего? а) артерии, б) вены, в) капилляры. 4.Где начинается малый круг кровообращения? а) в правом желудочке, б) в левом желудочке, в) в правом предсердии, г) в левом предсердии. 5.Отдел сердца с самой толстой мышечной стенкой. а) правое предсердие; б) левое предсердие; в) левый желудочек; г) правый желудочек. 6.В каком состояния находятся клапаны сердца при сокращении предсердий? а) все открыты, б) все закрыты, в) полулунные открыты, а створчатые закрыты; г) полулунные закрыты, а створчатые открыты. 7.Отделы сердца, в которых происходит расслабление при выталкивании крови из сердца. а) левое предсердие; б) правое предсердие; в) левый желудочек; г) правый желудочек. 8.В каком кровеносном сосуде течет венозная кровь? а) в венах малого круга, б) в венах большого круга, в) в аорте, г) в артериях большого круга. 9.Какую кровь называют артериальной? а) бедную кислородом, б) богатую кислородом, в) ту, что течет по артериям. 10.Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при физической нагрузке? а) замедляется и ослабляется, б) усиливается и замедляется, в) усиливается и учащается, г) ослабляется и учащается.

Вариант 2. 1.Что такое кровообращение? а) поступление кислорода в организм человека, б) непрерывное течение крови по замкнутой системе сосудов, в) перенос эритроцитов из легких к тканям; г) ритмические колебания стенок кровеносных сосудов. 2.Какую кровь называют венозной? а) бедную кислородом, б) богатую кислородом, в) ту, что течет по венам. 3.Что такое пульс? а) ритмичные колебания стенок артерий; б) давление крови на стенки сосудов; в) сокращение предсердий; г) сокращение желудочков. 4.Как называются сосуды, в которых есть клапаны? а) капилляры, б) лимфатические, в) артерии, г) вены. 5.Где начинается большой круг кровообращения? а) в правом желудочке, б) в левом желудочке, в) в правом предсердии, г) в левом предсердии. 6.Где заканчивается малый круг кровообращения? а) в правом предсердии; б) в правом желудочке, в) в левом предсердии, г) в левом желудочке. 7.В каком кровеносном сосуде течет артериальная кровь? а) в артериях малого круга, б) в венах малого круга, в) в венах большого круга, г) в легочной артерии. 8.0тделы сердца, в которых происходит сокращение при выталкивании крови из сердца. а) правое предсердие; б) левое предсердие; в) левый желудочек; г) правый желудочек. 9.В каком состоянии находятся клапаны сердца при его расслаблении? а) все открыты, б) все закрыты, в) полулунные открыты, а створчатые закрыты, г) полулунные закрыты, а створчатые открыты. 10.Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при воздействии адреналина? а) замедляется и ослабляется, б) усиливается и замедляется, в) усиливается и учащается, г) ослабляется и учащается.

Вариант 3. 1.Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной. а) в венах, б) в артериях, в) в капиллярах. 2.В каких кровеносных сосудах самое низкое давление крови? а) в артериях, б) в капиллярах, в) в венах. 3.В каких кровеносных сосудах самое высокое давление крови? а) в артериях, б) в капиллярах, в) в венах. 4.Где заканчивается большой круг? а) левое предсердие; б) правое предсердие; в) левый желудочек; г) правый желудочек. 5.Где находятся капилляры малого круга? а) в пищеварительной системе; б) в почках; в) в легких; г) в сердце. 6.В каких венах течет артериальная кровь? а) в легочных венах, б) в полых венах, в) в венах конечностей, г) в воротной вене печени. 7.Какая камера сердца принимает кровь из малого круга кровообращения? а) левое предсердие; б) правое предсердие; в) левый желудочек; г) правый желудочек. 8.Какие клапаны находятся между предсердиями и желудочками сердца? а) полулунные; б) створчатые; в) венозные. 9.В каком состоянии находятся клапаны сердца при сокращении желудочков? а) все открыты, б) все закрыты, в) полулунные открыты, а створчатые закрыты, г) полулунные закрыты, а створчатые открыты. 10.Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при воздействии ацетилхолина? а) замедляется и ослабляется, б) усиливается и замедляется, в) усиливается и учащается, г) ослабляется и учащается.

Вариант 4. 1. Где начинается большой круг кровообращения: а) правое предсердие, б) левое предсердие, в) левый желудочек, г) правый желудочек? 2. Где заканчивается большой круг кровообращения: а) правый желудочек, б) правое предсердие, в) левое предсердие, г) левый желудочек? 3. Где начинается малый круг кровообращения: а) правое предсердие, б) левое предсердие, в) левый желудочек, г) правый желудочек? 4. Где заканчивается малый круг кровообращения: а) левое предсердие, б) правое предсердие, в) левый желудочек, г) правый желудочек? 5. Где происходит газообмен в малом круге: а) головной мозг, б) легкие, в) кожа, д) сердце? 6. Какими особенностями характеризуются артерии: а) толстые стенки, б) наличие клапанов, в) высокое давление, г) ветвление на капилляры? 7. Какая кровь движется по легочной вене: а) артериальная, б) венозная, в) смешанная? 8. Какие мышцы входят в состав сердечной мышцы: а) гладкие, б) поперечнополосатые, в) поперечнополосатые сердечные? 9. Какая камера сердца принимает кровь из большого круга кровообращения? а) правое предсердие; б) левое предсердие; в) левый желудочек; г) правый желудочек. 10. Какие клапаны находятся в основании крупных артерий сердца? а) полулунные; б) створчатые; в) венозные.

Ответы: 1 вар: а; в; в; а; в; г; а,б; б; б; в. 2 вар: б; а а; г; б; в; б; в,г; г; в. 3 вар: в; в; а; б; в; а; а; б; в; а. 4 вар: в; б; г; а; б; а,в; а; в; а; а.


Источники информации:

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Москва. Издательство «Просвещение», 1978 г. Наше тело. Серия «Что есть что», перевод с немецкого А.В. Волкова. Издательство «Слово/Slovo», 1998 г. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология (часть III). Анатомия, физиология и гигиена человека. Учебное пособие из серии «Школьный курс за 100 часов». Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г. Энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия 2004 г. на 2-х CD. Учебное электронное пособие. Биология 6 – 11 классы. Лабораторный практикум на 2-х CD. Республиканский мультимедиацентр 2004 г.

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru