Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Типы профессий по классификации Е.А.Климова

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

Содержание

Технономические профессии («Человек – Техника»)

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Профессии данного типа связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.

Профессионально важные качества:

  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

Биономические профессии («Человек – Природа»)

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Професси данного типа связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
    • ориентироваться в природных явлениях;

наблюдать, изучать различные природные явлениями. Профессионально важные качества:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»)

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессии данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности, предпочтения, выраженные способности:*заниматься художественным оформлением;

  • заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессионально важные качества:

  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Социономические профессии («Человек - Человек»)

Професси типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Професси данного типа связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми.
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • чуткость и доброжелательность к окружающим;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Профессионально важные качества:

  • развитые коммуникативные способности,
  • эмоциональная устойчивость,
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Персональные инструменты
Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru