Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Участник:Алексей Зутиков

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Имя

Алексей Зутиков

город

Псков

О себе

Я учусь в 4 классе средне оброзоватьльной школы №3 и являюсь участником проекта "Наши куклы".

Кукла Кострома.

  • В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» — огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в белые одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.
  • Основу куклы Костромы делают из свежих березовых прутьев толщиной в палец. К основе разноцветными нитями крепят длинные полосы размочаленной коры, льняную или пеньковую кудель.

Наряжают Кострому лоскутами разноцветной ткани. В основе куклы — магический крест. Из двух березовых прутьев изготавливают крестовину. Поперечный прут берут в 2 раза короче прута основы. Отступив на четверть от конца основы, короткий прут серединой накладывают.


  • Поперечину крестовины плотно обкладывают длинными прядями размочаленной коры и закрепляют на концах прута нитью, отступив от края по 0,5 см. Оставшиеся концы лыка аккуратно обрывают.

Длинные пряди коры, наложенные на основу креста равномерным слоем, скрепляют нитью. В верхней части тонкую полосу коры накладывают петлей, а затем закрепляют узлом. Для этого длинным концом лыка от основания пет¬ли накладывают 7-9 плотных витков, а оставшийся кончик пропускают в петлю. Потянув за короткий кончик, петлю протягивают под наложенными витками коры. Оставшиеся кончики лыка с обеих сторон намотанной нити аккуратно отрывают. На крестовине лыко закрепляют яркой цветной нитью крест-накрест. Прямоугольный лоскут пестрой ситцевой ткани 2-3 раза обматывают под попе¬речиной крестовины и закрепляют нитью.

  • Другой небольшой прямоугольный лоскут цветной яркой ткани крепят перевитым из цветных нитей шнуром. Этим лоскутом обозначают передник на лицевой стороне Костромы.

Шесть длинных полос размочаленной коры складывают друг с другом. Определив середину, сложенный пучок плотно накладывают в верхней части куклы на ткань, обтягивающую кудель, и с тыльной стороны куклы сплетают в косу. На закрепленное лыко двумя-тремя витками накладывают полосу красной ткани, которая крепится узлом с тыльной стороны.

Источник: Котова И.Н., Котова А.С. 

Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.


Каргопольская СТОЛБУШКА

  • Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.--АСТ 11:52, 3 июня 2008 (MSD)
  • Название города Каргополь произошло от финских слов karhu, что значит «медведь», и puoli-«сторона».
  • Образ куклы связан с образом Параскевы Пятницы. В традиционной русской культуре значимость образа Праскевы Пятницы, покровительницы домашнего очага и женского рукоделия, соразмерна с христианской Богородицей. На севере России культ Параскевы связывается с обрядом поклонения воде, когда колодезной или родниковой воде приносились жертвенные пряжи и кудели, - ведь многие работы, связанные с обработкой льна, производились у воды. Над святыми источниками устанавливались образы Параскевы Пятницы, Мастерски вырезанные из дерева, Колоды и другие чистые источники украшались куклами.
  • В более поздних верованиях значимость культа Параскевы Пятницы ослабла. В 19 веке в некоторых областях сервера России в образе Пятницы уже вводилась одинокая старуха, живущая на болоте. Спина её утыкана иглами, похищенными у нерадивых прях, оставляющих на ночь неприбранным своё рукоделие или не соблюдавших запрета на рукоделие по пятницам.
  • Каргопольскую куклу как образ покровительницы женских рукоделий, в отличии от большинства обрядовых кукол, сшивают иглой.

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.--Алексей Зутиков 10:53, 5 июня 2008 (MSD)

Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru