Вики страница конференции Реларн-2008
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Тестовая вики для семинара на конференции Реларн-2008.
Адрес вики для коллективной работы
192.168.1.55/mediawiki
Wi-Fi сеть - PARAHOD
Расписание работы секции 4 июня 2008
Мастер класс по языку Скретч
Ролевая игра Осваиваем роль сетевых предметных методистов
Цель тренинга
Выработать модели деятельности сетевого методиста
Жизненное кредо сетевого методиста
(мнение участников тренинга 5 июня 2008г)
- Не напрягайся и не напряга других!
- Следуй ДАО.
- Доброжелательное взаимодействие.
- "Зри в корень" К.Прутков
- "Хочешь быть счастливым - будь им!" К.Прутков
- Хочешь быть услышанным - слушай других!
Задание 1
Проблемный вопррос: Сетевой методист: следование моде или требование времени?
Для решения проблемы необходимо ответить на вопросы:
- Для чего нужно ваше сообщество?
- Выберите проблемное поле вашего сообщества.
- Определите функции и условия деятельности сетевого методиста на примере вашего сообщества для решения определенной вами проблемы.
Результат по 1 заданию
Свое выступление по проблеме структурируйте по схеме: Изображение:Zadan.JPG
Шпаргалка
Для выполнения задания вам поможет эта «шпаргалка»:
Сетевое сообщество- это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств
Сетевой методист - специалист, который осуществляет методическую и консультационную поддержку своих учителей-предметников в дистанционном режиме
«Важнейшей особенностью сетевой технологии состоит в том, что она нуждается в максимальной интеграции и кооперации между ее участниками» Б.Каргалицкий
Задание 2 Разработка рекомендаций сетевым предметным методистам
Задание 3. Имитационная игра: Создай и раскрути свое сообщество
Дистанционное обучение
Л. Владимирова: Модели дистанционного обучения. Курс ДО. Педагогические технологии ДО
Вопросы:
- Какие прогр. среды более всего соответсвуют раскрытию возможностей ДО и реализации представленных педтехнологий?
- Необходима ли сертификация курсов ДО?
- Какая оргработа нужна для мотивации слушателей для вовлечения их в ДО?
- Где наиболее целесообразно использование ДО?
- Примеры наиболее удачных курсов ДО в контексте педтехнологий?
Д.Рудакова Представление проекта ИСО, направленного на интернет-обучение. Проектирование интернет-обучения
Вопросы:
- Какова эффективность данных курсов?
- Дальнейшая судьба курсов,проекта?
- Рассматривался ли проект как педэксперимент и каковы научные выводы были слеланы по результатам проекта?
Общий вопрос: Каковы темы научных исследований вашей лаборатории?
Н.Никуличева:
Вопросы:
- Что такое ФИРО?
- Результат обучения ДК "Инновационная деятельность"
- В какой среде реализованы курсы?
- Статистика курсов? Какой процент слушателей завершает обучение?
- Все ли курсы ложатся в ДО?
- Критерии хорошего курса ДО?
П.Дик голосовой чат. Ветрило
Вопросы:
- Каковы цели и доля чатов в ДО?
- Есть ли разница в ДО (эффективность, результативность) для зрячих и незрячих?
Н. Маркер: Телекоммуникационные проекты.
Вопросы:
- Сколько учителей в вашей школе используют ИКТ (в том числе интернет) в учебной деятельности?
- Что выдается слушателям по окончанию вашего курса?
- Нужна ли и какая именно поддержка выпускников курса?
- Какие сложности в данном курсе?
- Почему учиться очно лучше и когда надо учить ДО?
Г. Малева: Телешкола
Вопросы
- Как регионы подключаются к проекту и как набираются учащиеся?
- Сколько педагогов в вашей школе?
- Во всех регионах принимаются ваши аттестационные результаты?
- Кто разработчик курсов (разработчики и педагоги совпадают)?
- Какая ДО среда?
- Смогли ли вы выявить наиболее эффективные педтехнологии для ДО?
П.Ромасевич Решение D-Link
Вопросы
- Почти все "-" связаны с человеческим фактором, а предлагаемые решения технологические, как это связать?
- Чему учат на тренигах? Содержательная разница тренигов для учителей и администраторов образования?
- Стоимость сопровождение школы D-Link-ом (мин и мах)
- В каких регионах есть D-Link?
- Ваши достойные конкуренты?
Электронное обучение
Е.Яковлева
Затронута важная тема - языковая культура в Интернете. Тема вызвала активный интерес и желание высказаться по дпнному поводу. Можно завести отдельный блог.
Основная мысль, что учиться "плавать" в сети надо не в "океане" (Интернет), а в "бассейне" (локальные системы типа КМ-Школы). Что касается языка, то учить надо личным примером - правильно говорить и писать по-русски в сети. --Kalenikov 12:01, 7 сентября 2008 (UTC)
Наличие презентации: yakovleva_Формирование гуманитарного мировоззрения.ppt
Н.Хасаншина
Межпредные связи и общекультурные проблемы на уроках информатики. Интересный проект, может быть его полезно и с кадровых позиций сделать межпредметным - привлечь педагогов других предметов.
Наличие презентации: hasanshina_Философия на уроках информатики.ppt
Н.Каленикова
Методические и дидактические аспекты использования интернета в учебном процессе (специфика английского языка). Высказано предложение сделать общий проект, в рамках которого можно было бы поэкспериментировать с педтехнологиями в направлении достижения учебных целей.
Ученики встречают учителя в сети и начинают с ним общаться. У учителя возникает раздвоение позиции:
- В дистанционном обучении он должен, но ученикам это не интересно ...
- В сети у него с учениками все хорошо, он им помогает и рассказывает, но мучается, что это не формальное обучение.
Наличие презентации: не было
Е.Африна
Добротный материал по организации естественнонаучной исследовательской деятельности учащихся. Маленькие исследования маленьких детей представлены на школьных конференциях.
Освоение научной культуры с малых лет - описать явление, построить прибор, провести эксперимент, представить результат на конференции, ответить на вопросы. Коротенькие сообщения простым языком. Не знаешь слова - не употребляй. Употребил - объясни.
Педагогическая целесообразность использования электронного обучения и использования ИКТ в организации исследовательской деятельности учащихся. Отторгаемость курса от автора, насколько он педагогически технологичен.
Наличие презентации: afrina_Опыт организации.ppt
С.Красных
Сетевой проект для будущих учителей начальных классов по освоению сетевых сервисов. Осталось непонятным какие педагогические возможности сетевых сервисов увидели студенты для учащихся начальных классов
Наличие презентации: krasnyh_Проектная работа в начальной школе.ppt
А.Калеников
Андрей провел подготовительную работу с выступающими и сам проявил большой интерес к теме секции и получилась интересная сессия.
Основные моменты сообщения:
- Время от появления технологии до ее широкого распространения сокращается. Компьютер столь же важное изобретение как и книгопечатание внедряется в жизнь гораздо быстрее книг. Надо ли поспевать за этим? Наверное, да.
- Неоднородность погружения в ИКТ-среду ученика и учителя. Ученики в сети (неформальное общение), а учителя не там. Кто куда и за кем пойдет? Учитель за учеником в сеть или учитель "за уши" будет вытаскивать ученика в "класс"?
- Новые технологии открывают новые возможности, но нужны ли они нам? (И возможности, и технологии)
--Kalenikov 11:56, 7 сентября 2008 (UTC)
Наличие презентации: не было (только вводная ведущего)
Е.Орлова
Сетевой проект. Можно ли выделить критерии "хорошего" сетевого проекта? Сколько сетевых проектов может пережить учитель (в качестве организатора) и дети как участники. Наиболее важный педагогический эффект, и рейтинг сетевых сервисов для детей?
Наличие презентации: orlova_сетевой проект.ppt
Список презентаций к докладам
Список презентаций к докладам секции 6 на конференции Реларн-2008
Модель 1:1 на конференции Реларн-2008
Рабочая встреча участников программы Intel Обучение для будущего
Фотографии с конференции
фотогалерея Программы Intel "Обучение для будущего"
Замечательные фотографии Алексея Петрова из Тарусы
SWOT Анализ программы Intel Обучение для будущего
Сильные стороны (внутренние ресурсы программы)
| Слабые стороны (проблемы внутри программы Intel)
|
---|---|
Возможности (которые существуют для развития программы Intel извне)
| Угрозы (благополучию программы, имеющиеся во внешней среде)
|
Рекомендации участников после проведения SWOT-анализа
- Сотрудничество руководства программа с органами федеральной и региональной власти – Минобразования, чтобы обеспечивать поддержку в регионах: мотивация (например, аттестация), поддержка (в т.ч. техническая) - например, через соглашение о сотрудничестве с региональными органами власти
- Работа с региональными структурами власти (в частности, для улучшения техусловий в регионах (скорость, трафик, доступ к интернет) для использования сервисов – после окончания проекта ИСО)
- Адаптация нового курса через увеличение мотивации, чтобы была инициатива снизу
- Пропаганда результатов успешных регионов для адаптации опыта для других регионов и обмена
- Общественная составляющая для управления программы
- Увеличивать координацию и сетевую поддержку внутри сообщества: план работы, рассылка не только организаторам, подписка на новости, блог программы, чаты? – эмоции, сплочение
- Методическая поддержка: общепрограммные тренинги по ключевым проблемам, в частности, по новому курсу
- Подготовка тьюторов до объявления нового курса
- Изменение сроков вступления площадки по срокам – либо по началу учебного года, либо календарного, а также учитывать специфику работы площадки, которая влияет на оптимальное время вступления в программу. Февраль - не самое удачное время
- Четкое планирование программы на весь период договора (календарь событий на весь год) – на фазе планирования участия в проекте
- Стратегическое планирование - знать перспективы на 2009, 2010 гг.
- Своевременная информационная поддержка внеплановых мероприятий с обратной связью (подтверждение со стороны площадок)
- Критерии отбора победителей – более четко (кто входит в состав профессионального жюри – после объявления результатов)
- сделать более свободное планирование статей расходов в бюджете гранта для площадки
- более четкий механизм поддержки внеплановых мероприятий, не вписанных в договор
Плановые мероприятия программы до конца 2008 г.
- Внедрение нового курса
- Внедрение ТЕО2
- 300 Интеллектуальных школ
- 3000 статей на вырост
- Летняя ИКТ-школа
- Взаимодействие со школами
- Осенняя конференция (с приглашением учителей) (Как и где проводить? Что делать?)
- КС (Форма проведения? кто участники? Что делаем?)
- Конкурсы и общепрограммные проекты (Что нужно? Какой формат?)
- В фокусе учебный проект
- Наедине со всеми, Алхимия проекта.
- Сетевая радуга
Конкурсы и общепрограммные проекты (Что нужно? Какой формат?)
- В фокусе учебный проект
- Наедине со всеми, Алхимия проекта.
- Сетевая радуга
Предложения (по итогам мозгового штурма):
- Развить конкурс 300 школ и сделать рейтинг самых активных площадок вместо конкурсного оценивания (рейтинг лидеров)
- Включение СПО, вузов (студенты)
- Проект "Дежурство в интернете" - как на ПскоВики
- В шапке конкурса – о включении в соорганизаторы + табличка дежурств
- Конкурс для родителей – в год семьи – А.Пинский – можно сделать международный проект
- Конкурс для студентов на педпрактике (проекты с детьми)
- Алхимия проекта = Конкурс для тьюторов нового курса
- В фокусе…- с сентября сделать 2 номинации – по новому и по старому курсу + публиковать внутренние проекты в рамках 300 школ – для привлечения новых школ
Внеплановые мероприятия программы до конца 2008 г.
- Мобильные игры (Во что играть? Что использовать? Как тиражировать?)
- Мероприятия по развитию Скрэтча (Что делать?)
- Развитие региональных вики (Как?)
- Развитие Летописи. (Как? Что делать?) Конкурс на create-модератора и контент-модератора проекта Летописи.ру
- Социальная сеть участников программы
- Муравейник – ресурсный проект для участников программы (Как реализовать?)
- Как организовать взаимодействие между участниками программы?
- Международный проект программы Intel (Для кого? Что делать?)
Мобильные игры (Во что играть? Что использовать? Как тиражировать?)
- Экологические игры, составление цифровой карты местности, квест.
- Игры с использованием ноутбучков, локальной сети и Интернет.
- Мобильные телефоны и передача по аське. Загадка с IP-адресом, где лежит задача.
- Флэшмоб – привлечение к проблеме.
- Фотокросс: фотоаппарат, моб.телефон с фото-камерой, отправка в режиме реального времени. С образовательным содержанием.
- Геокешинг: расширение тематики (с предметной направленностью), ребусы для нач. школы, банк идей, виртуальный геокешинг (опыт Тольятти).
- Выкладывать наработки и методические рекомендации регионов по проведению игр
Полезные ссылки по играм
Мероприятия по развитию Скрэтча (Что делать?)
- Обучение (тренинги, семинары) по скретчу
- Анализ данных с внешних датчиков, анализ звуков, кислотности воды, построение геокарт, создание библиотеки сказок и комиксов, моделирование процессов.
(чтобы было связано с учебным проектом и учебным процессом)
- Включить задание по скретчу для проекта 300 школ – чтобы хранилось в одном месте
Развитие региональных вики (Как?). Развитие Летописи.
- (Как? Что делать?) Конкурс на create-модератора и контент-модератора проекта Летописи.ру
- конкурс лучших вики - либо конкурс активностей/направлений в вики, как поощрение - организация в городе-победителе - общепрограммные мероприятия, тренинги
- в каждой вики есть плюсы и фишки, RSS с региональных вики в Летописи
- раздел ноу-хау в Летописи
- дежурство площадок в Летописи
- конкурсы для студентов вузов и ссузов - для привлечения в вики и Летописи
- создание экспертной группы для разработки правил совместной "жизни" и взаимодействия в Летописи - особенно актуально для wiki.iteach
- поощрение лучших вики-школ (статья в Летописи и т.д.)
- проводить не конкурсы - а фестивали, серпантины, парады, лидерство, проекты, марафон, "звездочки" - чтобы было направлено на сотрудничество, а не на конкуренцию
Развитие Летописи в рамках 300 школ и 3000 статей - дежурство и другие проекты в развитие этих проектов
человек, которому платят за это
Тимохина и Лапшин
Остро стоит вопрос о правилах в Летописях - чтобы не было решение одного человека. Экспертная группа - которая выработает правила - и для wiki-iteach
Проект для студентов - по аналогии с 300 школ - сетевая активность
Социальная сеть участников программы
- Задачи
- Инструменты и функции позволяющие решать задачи
- Структура
- Механизмы управления сетью
Социальная сеть
- Задачи
- Инструменты и функции позволяющие решать задачи
- Структура
- Механизмы управления сетью
Сеть нужна
Цель - тесное взаимодействие и обмен опытом, использование экспертного потенциала Провести инвентаризацию того, что есть Две точки зрения:
- использовать уже имеющиеся в программе ресурсы, не создавать отдельную среду, а использовать имеющиеся среды - Гугл, Яндекс и т.д.
- создать социальную сеть для участников программы
Задачи сети
- неформальное общение участников программы
- группы по интересам, сообщества
- обмен опытом, экспертным знанием
- чтобы была видна активность регионов
Инструменты и функции позволяющие решать задачи
- профайл с фотографией, интересами и т.д.
- формирование групп, модераторы групп
- обмен фото, видео и т.д. (например, презентация проектов)
- доска, "стена" сообщества
- отслеживание новостей (в том числе, в группах)
- блог, комментарии
- оповещение по емэйл
- чат, видеоконференции, скайп...
- календари
- открытость
- Механизмы управления сетью
- модераторы, которые создают группы, приглашение, выбирают инструменты обсуждения
Муравейник – ресурсный проект для участников программы (Как реализовать?)
Муравейник – ресурсный проект для участников программы (Как реализовать?) Цель - за короткое время собрать полезные и интересные материалы, накопленные в регионах
- объявить акцию - выкладывать материалы, ссылки и презентации в wiki-iteach
- систематизация, рубрикация
- на wiki-iteach
- договориться о категориях-тегах - коллективно, метить материалы тегами
- в вики собрать материалы
Как организовать взаимодействие между участниками программы?
- участие в семинарах площадок
- чаты - подумать над реализацией, скайпы
- соседние регионы - ездить
Международный проект программы Intel (Для кого? Что делать?)
"Семейный" проект (Елена и Александр Пинский) - для вовлечения школьников, их родителей и семьи в сетевое взаимодействие и сетевые проекты
- Семейные узы
- Наш дом ЗЕМЛЯ, мы в нем СЕМЬЯ
Идеи:
- налаживание семейных связей с родственниками в других городах, странах с использованием сервисов веб 2.0
- страница (карта) участия - семейная команда (дети и взрослые)
Результат-продукт
- карта семейных связей
- выявление неизвестных связей в среде команд (как тесен МИР!)
- запрос родителей к школе
Оценка
- градация (МДОУ-школа-город-регион-страна)
- открытая информационная поддержка проекта
Результаты-эффект
- организация сетевых семейных и межсемейных сообществ
- родители участвуют в проектах вместе с детьми в школах (ОУ)
- требуют от школы использования сервисов веб 2.0 в профессиональной деятельности педагогов
Другие направления развития проекта:
- поиск однофамильцев
- создание и ведение "семейных" блогов
Новые идеи развития программы. Креативный workshop, посвящается Ярославу Быховскому
Круглый стол
Круглый стол школьного сектора конференции Реларн-2008
Работу круглого стола на конференции Реларн-2008 хотелось построить на сборе от участников тенденций, которые они ощущают в окружающей образовательной среде и на самой конференции Реларн.
Что мы видим вокруг, что меняется, что проявляется в окружающей нас среде? Каждая из тенденций может быть представлена как отдельная статья.
Вопросы к круглому столу конференции Реларн-2008
- Как информационные системы и технологии влияют на общество?
- Как общество влияет на образование?
- Как образование влияет на общество?
- Как связаны информационные и педагогические технологии?
Предложенный формат названия составной статьи - свободный. Примеры таких статей - см.
Затравка к круглому столу школьного сектора конференции Реларн-2008
Секция 1 Информационные системы
Сильные
- систематизация управленческих, образовательных и др. процессов как элементов единой системы (сведение векторов интересов), направленных на реализацию образовательных целей,
- включение всех участников, открытость, доступность
- возможность совместной деятельности в сети
- взаимовлияние всех участников учебного процесса
- повышение информационной культуры всех участников учебного процесса
- расширение форм и методов, учебных практик
- возможность реализации традиционных и инновационных педагогических технологий
- избыточность наполненя, позволяющая выстраивать вариативность образовательных траекторий
Слабые
- материальная база, кадровый вопрос, финансы
- техническая поддержка
- педагогическая неосмысленность
- нет четкого понимания педагогической целесообразности..
Возможности
- реализация конституционного права на доступ к информации (цифровое равенство)
- формирование информационной культуры, востребованной обществом
- свобода в выборе дальнейшего образования (непрерывное образование)
Угрозы
- технические условия приведут к цифровому неравенству, расслоению
- несогласованность развития и отсутсвие быстрого реагирования (инертность) на развитие технологий
Тенденции
- поддержка региональных инициатив и интеграция информационных систем за счет обмена информации в согласованных форматах
- тенденция взаимного влияния информационных систем, общества и гос. политики
- организация программ продвижения и поддержки функционирования информационных и образовательных систем
- внедрение индикативного подхода в управление образованием, направленного на обеспечение качества
- эволющия информационных систем как результат технического прогресса
- схождение векторов интересов бизнеса, образования, общества и др. с целью развития информационных образовательных систем
Секция 2.Программы и проекты
- Какого рода проекты и программы, связанные с информатизацией, способны изменить ситуацию в образовании?
- Что является основным в программах обучения учителей использованию ИКТ?
- Что в проводимых программах и проектах представляется наиболее важным - педагогический аспект или технологический?
- Во что прежде всего необходимо вкладываться государству при проведении программ информатизации?
1.Проведенная в России работа по проектам способствовала формированию ИКТ-компетентности педагогов, способствовала освоению умений творчески применять знания в практических ситуациях, повышению привлекательности учительской профессии и социального статуса педагогов.
2.Проектная деятельность позволила приобрести участникам проекта навыки стратегического планирования и навыки работы с социальными партнерами, в том числе из бизнес-структур.
3. Объединение реализации проектов помогает достичь реального внедрения ИКТ в учебный процесс как в средней, так и в высшей школе.
4.Наблюдается тенденция внедрения в образовательный процесс личностно-ориентированных, компетентностных, исследовательских и др. подходов , улучшения качества обучения в средней и высшей школе, формирования и развития информационно-образоват.среды ОУ и региона.
5.Для обучения социально незащищенных слоев населения проекты поддержки образования востребованы даже в большей степени, чем для массовой школы, однако требуют значительного благотворительного финансирования.
6.Деятельность проектов направлена на поддержку отдельного педагога или ОУ, а не на системное изменение образования в регионе.
7.Работа по формированию ИКТ-компетентности педагогов в разных проектах тормозится наличием цифрового неравенства в России.
Секция 3. Социальные сервисы
- Какова роль и влияние социальных сервисов на современное образование?
- Должен и может ли быть «лидер» в организации образовательного процесса в социальных сервисах, а в связи с этим – каковы роль и место учителя?
- Можно ли проводить в вики учебные проекты и самостоятельные исследования учащихся?
- Как использовать сервисы при изучении учебных предметов?
- Как создать учебные материалы в различных сервисах?
- Что объединяет образовательные блогсообщества?
SWOT Анализ
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
*Открытость, доступность, гибкость, массовость
| *Ориентация на фиксированную модель
|
Возможности | Угрозы |
*Распределенное общение
| *Появление вандалов
|
Тенденции:
- Потребность педагогов в освоении новых информационных систем и наиболее активные учителя уже в сетевых сервисах и информационных средах
- Восстребованность в различных методических материалах по использованию сервисов в учебном процессе
- Рост представления результатов профессиональной деятельности на основе современных информационных систем.
- Преобразование современных информационных систем в качественные образовательные ресурсы, наполнением и развитием которых занимается всё педагогическое сообщество.
- Образовательные сервисы вступают в конкуренцию с необразовательными социальными сервисами.
- Появление региональных Вики, блогсообществ
Предложения
- Распространение имеющихся педагогических практик по использованию соц сервисов
- Целесообразно вводить освоение сетевых сервисов и информационных сред как элемент учебного плана и учебных заданий
- Взаимоинформирование о различных мероприятиях, которые проводятся в разных средах.
Секция 4. Дистанционное обучене и другие вид дистанционной поддержки учащихся и учителей
- ДО - это не панацея. а одна из форм получения образования, вырванивание возможностей заказчика в получении образовательных улуг
- Каждое ОУ выбирает приемлемую модель ДО в соответствии с целями, возможностями,спецификой предметной области
- Организация эффективного ДО направлена на обеспечение интерактивности всех участников образовательного процесса
- Внедрение ДО затрудняется недостатком нормативной базы, педагогической составляющей, кадрового обеспечения, существующим имиджем ДО
- Повышение эффективности ДО возможно через:
- Развитие нормативно-правовой базы
- Учет опыта ВУЗов организации ДО
- Изучение опыта школ по организации дистанционного профильного обучения на базе ресурсных центров
- Изучение международного опыта ДО
- Развитие ДО в России путем обмена опыта образовательных учреждений различного уровня и привлечеие специалистов различного профиля
- Подгтовку компетентных преподавателей
Секция 5. Оргмодели электронного обучения
Тенденции
- Увеличение разнообразных форм и сред организации моделей обучения (сеть)
- Метапредметность (эти оргмодели провоцируют интегрирование предметов)
- Модель 1:1 трансформирует традиционный учебный процесс (альтернатива классно-урочной системе)
- Увеличение разрыва между реальностью жизни и реальностью школы
- Обособление индивидуальных образовательных практик
- Проявление многообразия путей формирования информационной компетентности учителя
- Проникновение современных ИКТ в содержание и методы образования